Государственный академический русский театр для детей и юношества им. Н.Сац – особый театр. В нём нельзя работать с холодным сердцем, потому что главный наш зритель – ребенок.
Как говорил в свое время один из основателей детского театра А. А. Брянцев, для детей надо играть как для взрослых, только еще лучше. В детском театре всё должно быть лучшее: и драматургия, и игра актёров, и режиссерское искусство. Слова эти стали девизом для всех ТЮЗов нашей когда-то большой страны.
В нашем театре долгие годы работали не только прекрасные режиссеры, актеры, художники, но и педагоги. При педагогической части театра создавались педагогические советы и детские зрительские активы.
Учителя, директора школ, дети присутствовали при всех важнейших театральных событиях, участвовали в обсуждениях спектаклей, выпускали стенгазеты, устраивали бенефисы любимым актерам. Сегодня
с приходом новой заведующей педагогической частью – опытного педагога Надежды Евгеньевны Румянцевой эти традиции продолжены.
И сегодня наш театр идет по курсу, определенному в далеком 1945 году большой энтузиасткой детского театра Наталией Ильиничной Сац. Ведь именно она в последний год войны создала в Алма-Ате наш ТЮЗ,
возвратила поколению маленьких алмаатинцев 40-х годов недоданное им войной детство, о чем подробно рассказывается в этой книге. И не случайно нашему театра присвоено именно её имя.
ТЮЗ – особый театр, потому что он умеет воспламенять в своих зрителях и актёрах страстную любовь. Даже если человек в силу каких-то причин покинул театр, он всю жизнь объясняется ему в любви, думает о
нем с любовью и благодарностью. Наш театр – как первая любовь, или, как написала дочь одного из актёров театра Ирина Михайлова (Боксерман), ТЮЗ – это группа крови. В нём есть что-то, что отсутствует даже
в самом-самом академическом театре.
«У тюзовцев глаза горят ярче», – с грустью вздохнул ныне маститый художественный руководитель очень взрослого театра, а когда-то наш «главный».
Мы надеемся, что почти за 70 лет своего существования театр не растратил своих благородных принципов, своих убеждений. И цель у театра сегодня та же, к которой стремилась его основательница Наталия Сац: воспитывать в молодом поколении честность и благородство, порядочность и принципиальность, умение понимать и чувствовать красоту. Ну а секрет неувядаемой молодости театра, конечно же, в наших юных зрителях – дерзких, ищущих, неугомонных. Мы не можем от них отставать.
ТЮЗ всегда очень ответственно подбирал и подбирает свой репертуар, воспитывает юных зрителей на лучших произведениях литературы и драматургии, в том числе классических. В репертуаре театра всегда
были и остаются произведения Пушкина и Грибоедова, Чехова и Гоголя, Горького и Фонвизина.
ТЮЗ – театр синтетический. Нашему актёру нужно уметь петь, танцевать, драться на шпагах, проделывать разные акробатические трюки. А как весело играют актёры, с какой энергией, кажется, сбрасывают с себя весь груз прожитых лет! Я наблюдала, как совсем малышки – двух-четырёхлетние крохи с первых рядов просто не удерживаются и вслед за действующими персонажами пускаются в пляс…
«У нас с тобой дальняя дорога, – было написано в буклете театра, посвященном 25-летию ТЮЗа. – Ты вырастешь, но приведешь к нам своих детей и внуков. Театр, которому исполнится и тридцать, и сорок,
и когда-нибудь даже – 50 лет – останется навсегда молодым, потому что иным быть он просто не имеет права – Театр для детей и юношества».
Нам уже 70. Надеемся, доживём и до ста… |