С детства Маринка не сомневалась: театр — ее судьба. С шестого класса она посещала драматический кружок и видела себя в будущем артисткой и только артисткой. Вот она выходит на сцену: бешеные овации зрителей, успех…
“Королеву Шантеклера” Марина смотрела в кино 15 раз, и каждый раз фильм был для нее потрясением.
Мама с папой — обычные служащие — сопротивлялись ее желанию как могли. Марину поддерживала только бабушка. Она верила: у внучки ее талант, особое дарование, будет артисткой!..
Так или иначе, выпускница павлодарской школы Марина Ганцева приехала в Алма-Ату. Пришла в театр, и узнала: как раз в это время шел набор в студию знаменитого Юрия Борисовича Померанцева. “Это была судьба!” — говорит она.
Хочу отметить, что до сих пор Марина считает, что в ее артистическую карьеру то и дело вмешивается Его Величество Случай, и Случай счастливый.
На сцену она буквально ворвалась, причем досталась ей роль, о которой, конечно же, мечтает каждая девчонка — Белоснежка из сказки “Белоснежка и семь гномов”.
— Мне эта роль безумно нравилась, — вспоминает она, — ведь это была моя первая большая роль в театре. Мне повезло, и я не выпустила из рук шанс, который мне дал Бог. Об этой роли у меня осталось самое нежное, бережное, трепетное воспоминание. А сначала мне все казалось, что я проснусь и сказка закончится…
И Марина старалась как могла… Сначала, как бы по инерции, ей доставались роли сказочных красавиц-принцесс: Василиса Прекрасная, царевна Милолика, Царь-девица в “Коньке-Горбунке”, Снегурочка… Постепенно она стала из этих ролей вырастать.
Первая серьезная роль — девочки-лидера Нади — в спектакле “Вся надежда” по пьесе
В. Рощина в 1986 году. Его поставил Е. М. Кучер — режиссер театра на Таганке. В то время лидера в Марине заметить было очень трудно, но Ефим Михайлович стоял на своем: “Только ты сыграешь эту роль. Я верю в тебя как в актрису. Эта роль твоя”.
Роль давалась трудно. Ничего не получалось. Однажды на репетиции режиссер ее “мурыжил” целых три часа. Марина ужасно стеснялась: в театре работала всего второй год, ей казалось, что все она делает не так, все вранье, фальшь, что все ее только и обсуждают: “Разве она лидер, разве она может сыграть сильную роль? Это Белоснежка чистой воды, мямля, грубо говоря…”
Репетиция эта стала этапной. Дома вечером, уже забравшись под одеяло, она решила: если завтра снова не получится, то она положит роль на стол. В конце концов, надо быть честной с самой собой. Но на следующее утро что-то пошло, что-то сдвинулось с мертвой точки, хотя режиссер как будто всего этого не видел, продолжал делать замечания…
На генеральном прогоне Марине надо было со всего размаху прыгать с кафельной стены на пол. И вот когда она прыгнула, то вдруг почувствовала, как с нее словно путы какие-то сорвались, сразу все стало легко и ясно. Она теперь знала, как играть, она все поняла!..
— Ефим Михайлович меня тогда не со стены толкнул, он “толкнул” меня в большое искусство, — теперь говорит она, — я о нем всегда с трепетом вспоминаю…
Марина не случайно любит употреблять это слово — трепетно. К ней и самой оно очень подходит. Ее героиня Софи из спектакля по пьесе Робера Ламуре “Моя парижанка” — существо очень нежное, искреннее, недаром именно в нее в конце концов влюбляется ловелас Жермен.
“Этот трепетный свет, — пишет А. Арцишевский в газете “Новое поколение” 5 марта 1993 года, — она пронесла через все свои роли — Марианна в “Мере за меру”, Анютка во “Власти тьмы”, Даша в “Факультете ненужных вещей”. Она излучала его даже там, где он, казалось бы, невозможен… Да что там говорить! Варвара в “Грозе” А. Островского, — само воплощение безрассудной страсти и силы, — где-то в потаенной невидимой глубине своего существа несет этот свет — казалось бы, вопреки неукротимости своей натуры, являя зрителям тайну, не подлежащую разгадке. Ибо свет неистребим в душе самой актрисы”.
Говорим с Мариной об А. П. Чехове и его прекрасной драматургии. Единственная встреча с ним у Марины состоялась в “Трех сестрах”, где она играла Ирину. Ирина в исполнении Марины — “солнышко”, вокруг которого всем хочется погреться. Она заражает всех своей верой в будущее, от нее исходит добрая положительная энергия. Беда Ирины только в том, что она пассивна, она предается иллюзиям, не совершая поступков. А совершать поступки — это очень важно. Этому учились все героини Ганцевой, этому учится она сама. Всю жизнь.
Эта же мысль стала и лейтмотивом ее творчества. Женщина должна быть личностью, она должна уметь бороться за свое счастье, за своего мужчину, отстаивать свою любовь, как бы трудно это ни было…
Тема порядочности, на ее взгляд, всегда современна. В “Талантах и поклонниках” Марина Ганцева играет актрису Смельскую. Смельская легко “летает по жизни”, легко идет на компромиссы, берет от жизни все.
— Марина, — спросила я у нее, — есть в вас что-то от Смельской?..
— Нет, я так не умею, — получила ответ. — Если бы могла, я давно бы жила по-другому…
Партнерство, честные, добрые отношения особенно нужны в театре, потому что театр — искусство коллективное.
— У нас, актеров, есть уникальная возможность прочувствовать многие моменты в жизни: носить шикарные платья, быть разной. Поплакать, когда хочется плакать. Посмеяться, когда смешно. А когда выходишь на поклон и знаешь, что ты хорошо сыграла роль, то наполняешься такой энергией, что хочется просто летать…
Я поймала себя на мысли, что восторженность считается привилегией юности. Но это же для обычных людей, не актеров. Если же актриса “угаснет”, она просто перестанет быть актрисой. Ей придется искать другую профессию. Потому что самое главное в театре — это та волшебная энергия, которая чудесным образом передается от актера зрителю. И тот ощущает восторг, смеется и плачет вместе с актером. Это чудо — Искусство.
— Я просыпаюсь утром, знаю, что пойду на репетицию, что вечером будет спектакль, и я счастлива, — сказала Марина.
… Закрылся театральный занавес, закончен разговор. А я почему-то представляю Марину Ганцеву, лауреата молодежной Государственной премии “Дарын” в роли, которую она никогда не играла и вряд ли сыграет. Стойким оловянным солдатиком, который мужественно покачивается на нелегких ветрах жизни, борется за свое счастье, падая, и взлетая вверх, непреклонно отстаивая свои взгляды, свое счастье…
Неожиданные вопросы
— Марина, твой любимый вид транспорта.
— Автобус. Я, как щука, в городском транспорте.
— Любимый район города.
— Труднодоступный “Аксай”. У нас с сыном там однокомнатная квартира.
— Что для тебя является символом жизни?
— Цветок, стремящийся к солнцу.
|