Понедельник, 26.08.2019, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Аплодисменты - мой рай и ад"

Я занимаюсь делом, которое люблю

В зале — напряженная тишина. Посередине сцены — кресло. В нем сидит человек в маске. Это Сальери.
“Сейчас вы услышите мое последнее сочинение, — объявляет он. — “Смерть Моцарта, или Виноват ли я?”
Начинается спектакль. Рядом, в двух шагах от тебя, разыгрывается трагедия. Ах, как он, Сальери, хотел сочинять гениальную музыку. Не получилось. А рядом — юный легкомысленный Моцарт шутя смог сделать то, на что у него, известного композитора, мастера, уходили годы и годы…
Михаил Токарев, заслуженный артист Республики Казахстан, признался мне, что он любит своего героя Сальери. На его взгляд, Сальери вел свою борьбу не с Моцартом, не даже с Господом Богом, который не дал ему гениальности, а с самим собой. Да и справедлива ли эта сценическая версия к Сальери?
Мне как-то довелось побывать на родине Моцарта в австрийском городе Зальцбурге, и я до сих пор помню, как наш экскурсовод эмоционально доказывала, что Сальери просто оклеветали. Что он был совсем неплохим композитором, великолепным педагогом, прекрасным другом, помогавшим после смерти Моцарта его семье…
И какое, казалось бы, дело сегодняшнему зрителю до той давней истории, согласно которой одному человеку досталось все — успех, талант, любовь, а другому — только крохи от всего этого, но в день спектакля в театре всегда аншлаг, потому что тема гениальности и серости, добра и зла, славы и забвения вечна, как мир, волнует все поколения.
…Отец Миши был военным архитектором, когда-то строил атомный полигон, семья жила в Семипалатинске. Жили недалеко от театра, в котором главным режиссером работал Игорь Константинович Вишневский. Он очень любил детей, организовал в Доме пионеров драматический кружок, где занимался и Миша. Потом этот кружок превратился в театр юношеского творчества (ТЮТ) им. Ленинского комсомола и в 17 лет Миша вместе с ТЮТом приехал в Алма-Ату на гастроли. Выступали со спектаклями в пионерских лагерях, в домах культуры. Гастроли юных семипалатинских актеров совпали с гастролями Московского Художественного театра. Шел 1965-й год, Миша впервые пришел на спектакль знаменитого театра, посмотрел “На дне”, в котором играли прекрасные актеры Ливанов, Грибов, другие классики нашей сцены, и ушел потрясенный соприкосновением с настоящим искусством…
Затем учеба в театральном училище в Новосибирске, заочно — на филфаке в пединституте, работа в Омском драматическом театре. И с учебой, и с работой ему очень везло. В училище работали педагоги из знаменитого тогда театра “Красный факел”. В Омском театре он увидел знаменитого актера Нажери Давыдовича Чонишвили в роли Сирано, и навсегда “заболел” этим образом…
Потом Михаил служил в армии в Алма-Ате, и в 1973-м году его приняли в театр Лермонтова.
С тех пор было, конечно, много ролей, но некоторые оставили неизгладимый след на всю жизнь. Например, роль Фурманова в спектакле “Так громче музыка”. Ставила спектакль режиссер Ирина Борисовна Далиненко. Это был 1975-й год, о Чапаеве ходило множество анекдотов, и режиссеру пришлось долго убеждать министерских работников, что спектакль не превратится в большой анекдот о Чапаеве. Тогда участники спектакля даже решили: “Во время репетиций — ни одного анекдота!”. Мишу ввели в спектакль не сразу. Сначала он, как говорит, играл “третьего солдата в телеге”, но затем исполнитель роли Фурманова уехал, на роль объявили конкурс, Михаил в нем принял участие и победил.
В первые годы актерской работы в театре шла лишь эксплуатация хороших внешних данных Михаила. В конце 70-х — 80-х годов его поклонницы даже образовали клуб “Токаревки” — посещали все его спектакли (тогда он блистал в роли Пабло в спектакле “Третье слово”). Р. С. Андриасян, придя в театр главным режиссером, стал решительно выводить Михаила из амплуа героя-любовника.
К чести Токарева, он понимал необходимость профессионального роста и характерные роли ему были не менее интересны.
Токарев — актер многоплановый. Например, исполнил роль Бабы Яги в спектакле “Василиса Прекрасная”. Одно время его как “Бабу Ягу” приглашали на все детские елки республиканского масштаба, за что он получил шутливое звание “Бабы Яги Республики”. Михаил с удовольствием берется за все роли, которые ему предлагают, старается дойти до сути каждой. Взять Херею в “Калигуле”, довольно сложном для восприятия философском спектакле. Один из учителей Калигулы, он видит, что его ученик пытается сделать людей свободными, используя для этого террор. И ужасается настолько, что не в состоянии уже жить в мире, в котором может одержать победу любая бредовая идея властей предержащих, — в мире, в котором нет места надежде.
Говорят, спроси у актера, какую роль он хочет сыграть, и ты узнаешь об актере все. Михаил ответил, не задумываясь: “Сирано де Бержерак из одноименной пьесы Ростана”. Сирано, действительно, потрясающий персонаж — поэт, бретер, остроумный человек… Но Миша говорит, что прежде всего в Сирано его привлекает незащищенность души…
Я спросила актера, как он относится к ролям, которые получает в театре.
— Иногда прочитаю пьесу, — ответил он, — и думаю: это мое. Так сразу “легла на сердце” роль Фердинандо в спектакле по пьесе Эдуардо де Филиппо “Не заплачу”. Я сразу как-то “увидел” этого человека. Фердинандо нельзя назвать неудачником: он — нормальный буржуа среднего достатка, у него хорошая семья, жена, дочь, дело. И своего будущего зятя он любит. Он человек не злой, но строптивый, самолюбивый и … крайне наивный. … Роль Франсуа в “Рандеву с выстрелом”, наоборот, на первый взгляд, казалась не его. Не совпадала, как он говорит, психофизика. Но указания режиссера обсуждениям не подлежат. Миша — человек добросовестный, он постарался “влюбить себя в образ”, а влюбив, стал его защитником…
Амедей в новом спектакле театра “Уроки французского” по пьесе драматурга Алена Рейно-Фуртона – пожилой скромный буржуа. Живет незаметно, жизнь его упорядочена, с женой в свое время ему не повезло. И он совсем не предполагал, что жизнь его кардинально изменится буквально в считанные дни. Он знакомится … с проституткой Катей, которая на деле оказывается доброй симпатичной женщиной, уставшей от бесконечной борьбы за свое существование, желающей стабильности, покоя, уюта. Амедей в исполнении Токарева, приняв ответственность за судьбу других людей, преображается на глазах. Он начинается чувствовать вкус жизни, понимает, что не все еще в ней утеряно, что Катя — та женщина, которую он когда-то искал… — “Ужель на склоне лет я удостоился заслуженных похвал, которых я так безнадежно ждал всю свою безрадостную жизнь?”, — говорит его герой.
“Уроки французского” — комедия, зал смеется, но это добрый смех, и я надеюсь, что у этого спектакля будет счастливая судьба, ведь он — о светлом, добром, настоящем в человеке.
Работа над ролью Франсуа в “Рандеву с выстрелом” помогла ему работать над ролью Амедея Руссо, хотя один его герой — коммивояжер средних лет, а другой — немолодой учитель французского. Актеру кажется, что и в той, и в другой пьесе он играет роль одного и того же человека, только повзрослевшего на несколько лет…
Так получилось, что три героя Миши подряд — добрые, наивные светлые люди. Случайность это или закономерность?
Когда-то он попросил Владимира Высоцкого дать ему автограф, и тот написал на фотографии: “Добра. Высоцкий”. Вот это пожелание и стало для Михаила заповедью.
— Хочется сказать со сцены людям, что как можно больше добра и света должно быть в каждом человеке, иначе и он сам, и люди вокруг него будут гаснуть… Театр — мой дом, моя семья, моя жизнь, и если бы мне пришлось начать сначала, я бы снова пришел в него…
Неожиданные вопросы
— Миша, ты часто ошибаешься?
— Язык мой — враг мой. Иногда выскажу что-то, а потом это оборачивается против меня.
— Ты участвуешь в рекламе?
— Конечно, сейчас все актеры выживают, как могут. Одно время мой голос был официальным голосом концерна “Рено”.
— Есть в актерской профессии минусы?
— Актер, к сожалению, зависит от режиссера, и жаль, что его мечты о некоторых ролях так и остаются мечтами.
— Ты — человек суеверный?
— Перед спектаклем я обязательно смотрю в щелку кулис на зрительный зал. Нахожу симпатичное лицо и говорю себе: сегодня я буду играть для него. Мой педагог всегда мне световал: “Не начинай, пока не увидишь человека, который хочет тебя слушать”.
Михаилу Токареву
Беснуется толпа, кумира вызывая,
И смокинг в клочья рвет поклонниц ураган.
На сцене жизнь бурлит от края и до края,
Вне сцены — так, игра, дешевый балаган…
В. Турунтаев

Категория: "Аплодисменты - мой рай и ад" | Добавил: Людмила (12.09.2015)
Просмотров: 361 | Теги: Михаил Токарев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [25]
Театры Казахстана [39]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [18]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [10]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [35]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [7]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [8]
Русский театр драмы им. Горького [6]
Астана-опера [13]
Персональный блог Миры Мустафиной [7]
Артишок [5]
Театр оперы и балета им. Абая [6]
Персональный блог Юрия Каштелюка [11]
Персональный блог Елены Брусиловской [11]
Память [4]
Новости Росконсульства [12]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
Ольга Коржева 2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Астана Опера ТЮЗ им. Н.Сац Александр Зубов Геннадий Балаев «Коляда-plays» Булат Аюханов Гавриил Бойченко Евгений Жуманов Владимир Кужель Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Валентина Харламова арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов Виктория Моминбаева Людмила Мананникова «Токал» Владимир Пономарев «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Михаил Токарев Вячеслав Бычук Акмарал Кайназарова Бахытжан Бухарбаев Батырхан Шукенов Евгений Прасолов Вадим Пучкин арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Владимир Вехов вера Владимир Крылов Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore звездный мальчик Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» Бесприданница Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Вероника Насальская Кармен Балпеисова Владимир Толоконников Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова ART-убежище Bunker «Письменный сон» Алматы - 1000 лет Виктор Медведев Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера дон кихот Муха-Цокотуха Айша Абдуллина «Примадонны» Cултан Усманов Алдар Косе ТЮЗ им. Мусрепова «Абай» Татьяна Тарская Варшавская мелодия Ольга Бобрик Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Султан Усманов Герольд Бельгер Татьяна Костюченко VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Академический театр танца под руков Артишок
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2019
    uCoz