Суббота, 19.09.2020, 05:33
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Аплодисменты - мой рай и ад"

Надо уметь жить с открытой душой

Нина родилась под созвездием Близнецов и, если верить астрологам, в ней соединилось несоединимое — постоянство и переменчивость, чувствительность и рациональность…
…Мы сидим на диванчике в квартире Нины Жмеренецкой, заслуженной артистки Республики Казахстан. Стол завален фотографиями, альбомами, вырезками из газет.
Нина Леонидовна — человек цельный. Сколько себя помнит, мечтала стать актрисой. Мама ее была по профессии журналист, занимала разные руководящие должности. Часто ездила в командировки — в Москву, за рубеж. Дочку очень любила, но в ее мелкие проблемы не вникала и Нина часто оставалась дома одна с книгами.

Таким образом, она росла сама по себе — нелюдимой, неконтактной, зато еще с тех пор запомнила наизусть множество стихов.
После окончания школы Нина поступила в студию при Кишиневском театре. Вечером училась, а днем работала слесарем-сборщиком на часовом заводе. Когда проучилась два месяца, в одном из спектаклей ей дали роль мальчика, предложили ехать на гастроли. “Не могу, я же работаю на заводе, — отказывалась она, — я там получаю зарплату”. (В театре ей ничего не платили).
В результате ей назначили театральный оклад — 56 рублей, и заводская карьера прекратилась. Нина стала профессиональной актрисой. А мальчиков, кстати, в театре она больше не играла никогда. Была для этого слишком женственна. Зритель в ней сразу узнавал “девчонку”.
Когда в Кишиневе открылся филиал Ленинградского театрального института, поступила туда, окончила его с отличием и осталась в Ленинграде. Мечтала о Большом драматическом театре имени М. Горького, но опоздала на просмотр на один день, и, чтобы не терять времени, отправилась на просмотр в Театр комедии. Фойе было забито актерами и их поклонниками. Все казались ей умнее, интеллектуальнее, образованнее, она же чувствовала себя маленькой провинциальной девочкой. Но экзамен выдержала.
Нина как-то сразу вошла в репертуар, сыграла несколько главных ролей: Катю в “Неравном браке”, Розину в “Севильском цирюльнике”, принцессу в “Обыкновенном чуде”. Потом узнала, что в Алма-Ате работает Мар Владимирович Сулимов, и приехала сюда.
Дебютом стала роль Виктоши из “Сказок старого Арбата” А. Арбузова. Нина считает, что ей очень повезло — все актрисы мечтали тогда получить эту роль. Потом Лизка в спектакле “Две зимы и три лета”. Кстати, через много лет Р. С. Андриасян поставит “Дом” Федора Абрамова, а она сыграет в этом спектакле ту же Лизавету, но уже сорокалетнюю. Это, говорит, вообще редкое актерское счастье — сыграть как бы продолжение своей роли.
В некоторых ролях Нина так сливается со своим образом, что сама себе задает вопрос: а вдруг она — это я? А вдруг я была ею в какой-то другой своей жизни и теперь не помню этого? Так случилось с Лизкой, так —
с ролью Галины в “Утиной охоте”.
Когда наступает временное “безролье”, Нина, как человек инициативный по природе, иногда самостоятельно находит пьесы. Так получилось со спектаклем по пьесе Михаила Задорнова “Последняя попытка”. Временами Нина подходила к главному режиссеру и консультировалась у него, в верном ли направлении идет. Рубен Суренович принципиально ничего не менял в постановке: понимал, как тонки и ранимы души артистов, но помог спектакль углубить.
В результате из пустячка получился чистый, добрый спектакль. Он учил людей прощать. Таким же образом на свет появилась “Двойная игра” — дуэт с актером Юрием Капустиным, который стал и режиссером спектакля. Детективная интрига держала зал в напряжении, спектакль получился зрелищным, хотя давался нелегко. Со стороны звучало много критики, но Нина — человек стойкий. Хвалят — приятно. Ругают — собирается с силами и препятствие преодолевает.
Нина говорит, что ей нравится играть в “Двойной игре” красивую женщину. “Ходят слухи, что я люблю играть только красивых женщин: вечную женственность и вечную молодость, а на самом деле у меня таких ролей было раз-два и обчелся. Возможно, некоторые так считают потому, что я очень люблю наряжаться в жизни. Я здесь всегда себя оправдываю: я человек не пьющий, не курящий, не гулящий, могу я иметь хоть какой-то маленький недостаток? Да! Я люблю красивые вещи разного стиля, я их обожаю…”.
Когда-то Жмеренецкая играла Нину Заречную в “Чайке”. Роль эту она сыграла… вопреки замыслу режиссера. В спектакле героиня Чехова падает духом, сдается, а у Жмеренецкой Заречная — сильная женщина. Актрисе очень хотелось, чтобы ее Нина оставалась “живой душой”, чтобы ее не “переехали катком”. Такова суть и актрисы Жмеренецкой. Сильная и слабая одновременно.
Удача — роль Анны в “Звездах на утреннем небе”. Нина очень любит эту роль, и считает, что сыграла ее легко, свободно, “никаких особых “мук творчества” не было”. Так же легко было работать над ролью миссис Пэдди в “Странной миссис Сэвидж” — женщины с острым недостатком любви. Актриса вошла в эту роль сразу — по-женски ей тут все было ясно. Вспомнилась Эдит Пиаф, у которой было, кажется, все: слава, деньги, но не было самого главного — любви…
Роль Цезонии в “Калигуле” – тоже о любви. Героиня Жмеренецкой дает себя убить, потому что считает, что “жизнь с догорающей свечкой страшнее, чем если свечку погасить совсем”. Она восхищалась такой Личностью и такой Любовью. И смерть в “Калигуле” ей было понятно как играть.
В одной из последних премьер “Мужской род, единственное число” Жмеренецкая сыграла роль Матильды. Несколько лет назад она эту пьесу уже читала — “так хохотала, что у меня слезы градом сыпались!” Тогда же ей очень захотелось самой поставить спектакль и сыграть эту роль. Но когда она предложила одному из актеров роль героя-трансвестита, он испугался: “Еще подумают, что я — “голубой!” Нина такого не понимает. Актерам ведь приходится играть разные роли — и убийц, и воров, главное, чтобы роль была интересная, чтобы было что играть… “Над спектаклем, — рассказала она, — актеры работали “с кайфом”, зрителям тоже он понравился”.
— У меня было достаточно драматических ролей, а комедийных — раз-два-три и все. Поэтому, когда мне попадаются комедийные роли, я бываю очень рада.
Нина сыграла в театре более 30 главных драматических ролей. Но говорить подробно о роли Матильды Нина отказалась. На ее взгляд, надо сыграть спектаклей тридцать, чтобы роль устоялась, чтобы она “свободно, как рыба в воде, плавала в ней — в режиссерском рисунке, в авторском тексте, чтобы совместила роль со своей чувственной природой…”
— Нина, это правда, когда говорят,
что каждый актер на сцене — актер и в жизни?
— Я в жизни не актриса. Думаю, если я буду играть в жизни, то не смогу этого сделать на сцене. Если я буду защищать свою душу кирпичами, то со сцены никогда не пробьюсь к людям. Я понимаю, что открытого человека ранят больше, но по-иному жить не могу. И еще я поняла: люди не раскрывают свою душу, потому что боятся, что в нее плюнут. Но это не очень верный способ жить. Надо уметь жить с открытой душой, как князь Мышкин. Плюют, как правило, в закрытую и очень “забронированную” душу. Я, наверное, принадлежу к тем актерам, для которых способ существования на сцене — их собственная душа, их внутренний мир. Мой “кувшин” все время наполняется новой водой.
О своих планах Нина Леонидовна говорить отказалась: пока рано. Если же говорить о ее деятельности вне театра, то у нее есть большая стихотворная программа.
На встречах со зрителями Нина читает “Сказку о царе Салтане”, “Мцыри”, “Египетские ночи”, Блока, Есенина, Цветаеву… Много работает на радио и на телевидении, снимается в кино.
Потом Нина читала стихи, мы пили чай с грушевым вареньем, и, конечно же, говорили о самом главном — о театре, который, к нашему счастью, жив в любые, даже самые трудные времена.
Неожиданные вопросы:
— Нина, чего ты ждешь от мужчин?
— Я от мужчин ничего не жду, стараюсь в жизни полагаться на себя, ведь если женщина считает себя самостоятельным человеком, она должна сама решать свои проблемы.
— Ты любишь животных?
— Обожаю. Я вообще не могу пройти просто так мимо собаки. Под окном у меня собирается собак по 10-12, а соседский кот с третьего этажа просто рвется ко мне. Наверное, в прошлой жизни я была кошкой или собакой. Как-то иду и вижу, как одна собака впереди лает на двух мужчин. Говорю подружке: “Сейчас к ней подойду, и она меня лизнет”. Мы, действительно, равняемся с собакой, она смотрит на меня огромными глазами и, действительно, лижет руку. Вот такие у меня отношения с животными.
— Ты любишь цветы?
— Только на клумбах, а в букетах они становятся как бы мертвыми. Когда мне зрители дарят букеты роз, я их не ставлю в воду, а вешаю — прямо в целлофане — “вниз головой” и они прекрасно высыхают, сохраняя цвет и форму — получается красивая икебана…
— Тебе интересно жить?
— Всегда. Мне бывает грустно, я переживаю внутренние трагедии, катаклизмы, но интерес к жизни у меня никогда не пропадает.
— Ты чувствуешь себя комфортно в нашей сложной жизни?
— Да, вполне, хотя так было не всегда. Как ни странно, раньше я жила только одним театром и во многом ограничивала себя. Это неправильно, у актрисы должно быть много разносторонних интересов. Когда я рассталась с мужем, то некоторое время училась жить одна, это было трудно, ведь с мужем я прожила целых 20 лет. Но сейчас у меня все в порядке, появились новые интересы. Как бы ни сложилась в дальнейшем моя театральная судьба, — я должна двигаться вперед. Я рада, что у меня в душе находятся силы, чтобы еще что-то пробовать, начинать.

Категория: "Аплодисменты - мой рай и ад" | Добавил: Людмила (12.09.2015)
Просмотров: 483 | Теги: Нина Жмеренецкая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [24]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [3]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
ТЮЗ им. Н.Сац Ольга Коржева 2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Жуманов Александр Зубов «Коляда-plays» Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов «Токал» Наталья Лунина Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Рубен Андриасян Татьяна Тарская Акмарал Кайназарова Гавриил Бойченко Бахытжан Бухарбаев Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Султан Усманов звездный мальчик «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Кармен дон кихот Балпеисова Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Артем Иватов Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Михаил Токарев Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Герольд Бельгер VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Людмила Мананникова Ольга Бобрик Евгения Василькова Виктория Тикке Абрам Мадиевский Академический театр танца под руков Евгений Онегин Абиш Кекильбаев Алые Паруса Примадонны «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2020
    uCoz