О заслуженном артисте РК Геннадии Ба-лаеве много говорить не надо. Он известен по крайней мере уже трем поколениям зрителей. Алматинцы ходили, ходят и будут ходить “на Балаева”. Одна газета, когда отмечали его юбилей, так и назвала свое интервью с артистом: “30 лет — герой-любовник”.
Вот почему, рассказывая об этом актере, мы постарались сосредоточиться на самых интересных, возможно, не очень известных фактах из его биографии. Так сказать, рассказать неизвестное об известном. Вот что у нас получилось.
Родители. Геннадий Балаев родился в актерской семье. Отец, народный артист Узбекской ССР, окончил в свое время училище им. Вагановой, работал балетмейстером. В годы Великой Отечественной войны руководил ансамблем при штабе Рокоссовского. После войны вернулся в Самаркандский театр драмы.
Родители Геннадия в театре работали с искренним увлечением, совершенно не понимая, зачем людям золото или меха или почему московский театр престижнее самаркандского. “Служение Мельпомене, — считали они, — прекрасно везде”.Мама, также народная артистка Узбек-ской ССР, бывшая артистка оперетты, играла в театре Сильву. “Возможно, еще из тех времен, — говорит Геннадий, — во мне возникло чувство обожания женщины, воплощающей красоту, — самое прекрасное, что есть в этом мире”.
Бабушка. Гена рос театральным ребенком. Родители его часто брали на вечерние спектакли, оставляли за кулисами, и маленький Гена засыпал в бутафорских ящиках… Маленьким мальчиком он играл в спектакле Сережу — сына Анны Карениной.
Когда Гена учился в школе, учительница не рекомендовала детям увлекаться стихами Есенина. Бабушка сказала: “Есенин — талант”, — и мальчик полюбил этого поэта. Читал все, что мог раздобыть: “Анну Снегину”, “Москву кабацкую”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ”… Еще бабушка говорила: “Не уподобляйся толпе. Будь личностью. Помни: каждый человек — индивидуальность”.
Дома все хотели, чтобы мальчик стал музыкантом, ведь он обладал абсолютным музыкальным слухом. Геннадий учился в музыкальной школе, музыкальном училище, Ташкентской консерватории. Но драматическое искусство, в конце концов, взяло свое.
Золотая молодежь. В юности Гену причисляли к так называемой “золотой молодежи”. Вместе с друзьями они кутили, хотя и не пили, красиво одевались, любили девушек…
Дубельт. На сцене Владивостокского театра, куда Геннадий попал после института, в спектакле, посвященном Лермонтову, он сыграл роль самовлюбленного фанатика сыска Дубельта. По ходу действия Дубельту приносят дополнение Лермонтова к стихам “На смерть поэта”, которое все мы хорошо знаем с детства.
“Несчетное количество раз мы слышали чтение этих гневных строк, — написано в одной из рецензий, — но такого чтения мы не слышали никогда! Со сцены его читает один из “надменных потомков”… В этом чтении и страшная, непримиримая ненависть к Лермонтову, и страх за его судьбу, и радость охотника, настигающего дичь, и все же любование силой изящного слога, мастерством выражения, и размеренность аналитического обдумывания, и понимание, что этим стихотворением поэт подписал себе смертный приговор, и некая милость к обреченному, осужденному, и тяжкий вздох от предстоящей служебной заботы, потому что именно ему, Дубельту, необходимо позаботиться об осуществлении всего, что вытекает из факта написания и обнародования несмываемых, пламенных строк…”
Амангельды. К 50-летию СССР Геннадий Балаев сыграл роль Амангельды в двухсерийном телевизионном фильме. Когда режиссер Е. Голосков собирался снимать фильм, он пришел к нему: “Дайте мне роль Амангельды”, чем очень удивил его. Упорно ходил на фотопробы, убеждал всех:
“У меня получится!”, пока наконец-то не получил эту роль. В спектакле “Абай” Геннадий сыграл роль сына Абая Абдурахмана. Он очень гордится этими ролями.
Фарятьев. Одна из ролей конца 70-х, по которой запомнили Балаева многие зрители, — Фарятьев в “Фантазиях Фарятьева”.
“Он появляется на сцене с детскими воздушными шариками среди цветов и звезд, — пишет в газете “Журналист” 12 января 1978 года В. Михайлова, — и в первую минуту я не вижу Балаева: несмотря на полное отсутствие грима, передо мной совершенно другой человек. Восторженно-наивное лицо. Раскачивающаяся семенящая походка, чуть разведенные в стороны руки придают ему сходство с пингвином. В голосе будет столько робости, мольбы, когда он поведает одну из своих теорий о какой-то далекой планете, где родились люди, от которой они в силу обстоятельств были оторваны и брошены на этой земле… Всмотритесь в глаза Фарятьева-Балаева и вслушайтесь в этот призыв: “Давайте будем добрыми и честными, давайте не обижать, любить друг друга, и тогда мы будем счастливы”.
После премьеры режиссер А. А. Бируля напишет ему: “С премьерой! Я очень признателен вам, Геннадий Николаевич, за вторую прекрасную работу. Спасибо! 14 декабря 1976 года”.
Герой-любовник. Первой прекрасной работой Балаева в его спектакле Александр Антонович Бируля считал роль д’Артаньяна в “Трех мушкетерах”. Хотя в список своих любимых работ Балаев д’Артаньяна не вносит. Он называет Фернандо в “Живом портрете”, Нила в “Мещанах”, Антония в “Цезаре и Клеопатре”, Кречинского в “Свадьбе Кречинского”, Макбета, Кина-IV… Актер считает, что его амплуа на сцене — герой-любовник.
А вот какие строки об актере написала
С. Ягмурова в газете “Казахстанская правда” 16 января 1987 года: “Все герои Балаева — от рыцаря до “неземного” Фарятьева — либо со шпагой в руках, либо с цветами любимым утверждают в жизни справедливость и доброту. Они гражданственны и положительный заряд несут даже тогда, когда по сути своей отрицательны как персонажи… Созданные им образы как бы светятся изнутри, актер и не скрывает, что он любит их — положительных и отрицательных, ибо они — из нашей действительности, реально существующие”.
Черный пояс. Всю жизнь Геннадий занимается спортом: ушу, фехтование, горные лыжи. В 36 лет он увлекся каратэ, когда этот вид спорта был запрещен, и еще через два года стал профессиональным спортсменом, обладателем черного пояса, тренером всесоюзной категории. На его взгляд, этот вид спорта дает возможность постоять за себя. Друзья называют Гену Балаева в шутку “самым лучшим каратистом среди артистов и самым лучшим артистом среди каратистов”.
Супруга. Нина с Геннадием вместе сыграли в “Макбете”. Она исполняла роль леди Макбет, он — самого Макбета. В спектакле по пьесе Паустовского “Поручик Лермонтов” она играла Мусину-Пушкину. Он — поручика Лермонтова.
Поэт. Геннадий Балаев пишет стихи, и в одном из них, на наш взгляд, он сформулировал свое жизненное кредо:
“Спи меньше, двигайся, дерзай,
В решениях своих будь тверд, как камень.
Боишься резвого коня — слезай.
Чем больше кинешь дров в костер,
Тем жарче вспыхнет пламень”.
Неожиданные вопросы
— Геннадий, как ты решаешь свои материальные проблемы?
— Я самолюбивый, гордый человек и поэтому понимаю, что надо, хоть вывернись наизнанку, заработать деньги и обеспечить семью. Я и раньше работал как вол. На радио, не телевидении, киностудии по профессии своей, потому что тогда нельзя было врубиться в другие коммерческие структуры. Сейчас простора больше.
— У тебя много друзей, приятелей, деловых партнеров, кто из них тебе особенно близок?
— Я нахожу общий язык с людьми из всех слоев общества. Мне приходится встречаться с ворами в законе, с профессиональными картежниками, с рэкетирами. Мне все эти люди интересны. Но люблю я только людей интеллигентных…
— Ты способен завидовать коллегам?
— Способен. Смотрю на хорошую игру и думаю: молодец мужик.
— Ты любишь себя?
— Человек должен себя любить. Тогда он будет стараться быть первым.
|