Суббота, 19.09.2020, 23:58
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Аплодисменты - мой рай и ад"

Слава Богу, я не подвел Отечество…

Заслуженный артист Республики Казахстан, лауреат Государственной премии России Владимир Толоконников один из самых популярных актеров театра им. Лермонтова. Его знают люди, которые вообще никогда не были в театре и им не интересуются, знают люди на всей территории нашей бывшей большой страны. Народную славу актеру принесла роль Шарикова в фильме по гениальному произведению Михаила Булгакова “Собачье сердце”. Вот сейчас пишу эти строки и думаю, что Володе это не понравится.
Ну сколько же можно — о Шарикове! Ведь он как-никак играл еще в 29 фильмах и множестве театральных спектаклей. Хорошо Тихонову — он запомнился всем Штирлицем, Смоктуновский — Гамлетом. Он, Владимир, тоже не возражал бы против Гамлета, но что делать, если ему выпала роль Шарикова?

Когда фильм вышел на экран, к Володе на улице подходили, просили автограф. Он в ответ: “Вы хоть мою фамилию знаете?” — “Знаю, — Шариков”. И смех и грех…
Но Владимир давно понял: мир не черно-белый, он имеет широкий спектр цветов, нет людей только хороших и только плохих, в каждом намешано всякое. Ну а сыграть роль в произведении такого мастера как Булгаков — это счастье. Режиссер В. Бортко выбрал его, неизвестного тогда актера, из множества известных, он играл в прекрасном актерском ансамбле, и, “слава Богу, не подвел я Отечество, оказавшись в такой “могучей кучке”. 
В ансамбле сыграл, не испортил песню, придуманную режиссером. Говорят, как Булгаков написал, так мы и выдали”.
Думаю, что роль бездуховного Шарикова у Толоконникова получилась так блестяще, потому что он сам полная ему противоположность. Актер понимает, как страшны нашему обществу эти бездуховные люди. Они, не задумываясь, “наступают” на ближнего, не понимают и не приемлют высоких мотивов.
Актер Владимир Толоконников предельно искренен со всеми, в том числе с журналистами, и это ему очень вредит. Вывернет душу наизнанку, расскажет про свое житье-бытье — не обманывать же, что процветаешь, — нет этого, увы, сегодня в актерской профессии, а в газете появляется очередная “клубничка”, что актер Толоконников живет теперь чуть ли не в собачьей будке. Попереживает, пообещает себе в разговоре с нашими собратьями по перу обдумывать каждое слово, расслабится, и вновь статья, и вновь приходится доказывать, что не говорил ты этого, “что ты не верблюд”…
…Жизнь никогда не давалась Володе Толоконникову легко. В детстве жил без отца, матери помогал, чем мог.
Володя — жизнерадостный человек.
С детства любил фантазировать, хорошо рисовал. Любимец класса, с блеском выступал на школьных вечерах, как и все мальчишки его поколения, мечтал стать летчиком. Занимался в театральной студии, которой руководил замечательный актер и педагог М. Азовский. В студии Азовского тогда занимались будущие знаменитости: Лев Прыгунов, Вадим Абдрашитов, Лев Темкин.
Потом была молодежная студия Ю. Б. Померанцева на телевидении, и он даже начал выходить в театре им. Лермонтова в массовках. Была тогда такая должность — актер вспомогательного состава.
Три года безуспешно ездил поступать в различные театральные училища Москвы.
И нравился вроде всем, и экзамены хорошо сдавал, а в результате не брали. “Хороший ты парень, Вова, — говорили ему, — но набор у нас уже есть. Приезжай на следующий год”.
После армии снова попытка поступления — теперь уже во ВГИК. Владимир никогда не думал о славе, о почете, но всегда немного завидовал тем, кто снимался в кино: выразительный ряд, крупный план… Во ВГИКе он тоже, как всегда, понравился, но ему объяснили: у вас слишком специфическая внешность, есть опасность остаться актером одной роли.
Но Володя уже для себя другой судьбы, кроме актерской, не представлял. В конце концов поступил в Ярославское театральное училище и ни разу не пожалел об этом. Потом вернулся в Алма-Ату к матери, отработал сезон в ТЮЗе, и по приглашению Мара Владимировича Сулимова пришел в Лермонтовский. С того времени прошло уже 28 лет.
Начинал с эпизодов. Владимир до сих пор считает, что небольшие роли — актерская школа. Как говорил его любимый Иннокентий Смоктуновский, в эпизодах надо все время “открывать двери”. В маленькой роли сам актер создает себе сверхзадачу. Решит ее — роль удастся.
Первая роль — Леший в “Василисе Прекрасной”. Хотя это и была роль, открывшая список “отрицательных ролей” актера Толоконникова, его Леший детям нравился. До сих пор помнит похвалу режиссера Захарова, который тогда пришел в театр: “Посмотрите на Володю, он единственный, кто действует на сцене…”
Актер играет в “Василисе Прекрасной” уже 28-й год. Правда, сейчас уже не Лешего, а Старика, в очередь с Гавриилом Моисеевичем Бойченко.
— Но иногда бывает производственная необходимость, и я вновь вспоминаю молодость и “прыгаю” в роли Лешего.
По молодости я думал, что все могу сыграть запросто: тьфу! Сейчас каждый раз задумываюсь: это я, наверное, уже не сыграю. Больше начинаешь понимать про жизнь, людей, персонажей. Думаешь, ищешь, выстраиваешь… Для меня были “киты” — Е. Диордиев, В. Харламова, С. Ассуиров, Е. Попов — божественной органики актер, до сих пор помню его в спектакле “Сержант милиции”… Юрия Борисовича Померанцева обожаю с детства — это гениальный, классный, редчайший артист. Других таких сейчас нет. Все время смотришь на него, наблюдаешь, учишься… Хотя вообще, на мой взгляд, актерская смена сегодня в худшую сторону поменялась. Раньше роль в театре было получить очень сложно, сейчас дают роль — только делай. Молодые актеры в большинстве своем стали более самоуверенны, но менее значимы. Не для всех сегодня театр, как для Юрия Борисовича Померанцева, все в жизни, а в старые времена многие актеры был такими. Сейчас сама жизнь заставляет многих крутиться, подрабатывать где только можно. Осуждать за это людей, конечно, нельзя…
Блестяще исполняет Владимир роль сельского мужика Тимофея в спектакле “Семейный портрет с посторонним”. Тимоха по пьяному делу сломал ногу, скучно ему лежать на кровати с утра до вечера, и просит он домашних устроить ему досрочный день рождения… Ну а потом в горнице появляется заезжий художник и такое закручивается…
“Семейный портрет с посторонним” — пьеса незатейливая, бытовая, спектакль идет уже довольно давно, многие исполнители ролей в нем были заменены, но основной костяк остается, в том числе великолепная Бабка Татьяны Банченко — и спектакль живет.
— Ну, хочется Тимофею праздника души! — объясняет свою сверхзадачу в этой роли В. Толоконников. — Хочется! Так я это и играю. Вероятно, пьеса чем-то созвучна сердцам зрителей, сидящих в зале, поэтому в зале, как правило, пустых мест не бывает.
В спектакле очень слаженный актерский ансамбль, и Владимиру это нравится. “Важно, чтобы твой партнер слышал, что ему говорят. Сам я не люблю выпячиваться, как говорят в театре — тянуть одеяло на себя. Больше болею за спектакль”.
Недавно я от души посмеялась на новой комедии театра “Уроки французского”. Спектакль идет на Малой сцене, у Толоконникова в нем не самая главная роль — пастора Жозефа, двоюродного брата главного героя. В спектакле все актеры хороши, но думаю, что немало зрителей придут на “Уроки французского” именно на Владимира Толоконникова.
В числе счастливых актерских ролей, выпавших на долю артиста, безусловно, Квазимодо из спектакля “Собор Парижской Богоматери”.
Актер не боится быть некрасивым, потому что понимает: главное — не внешнее, главное — то, что в душе. Вот он трогательно приносит цыганочке Эсмеральде цветы, влюбленный, заботится о ней, и цыганочка в минуту страшного отчаянья зовет именно его, чувствуя рядом доброе сердце…
“В разных своих работах на сцене и в кино, через непохожие, часто никудышные (на общественный взгляд) судьбы он высвечивает главное — муки совести, озабоченность известным вопросом: для чего же мы приходим в этот мир, как распорядиться человеку священной данностью — Жизнью, чтобы и себе, и другим была хоть малая польза, и отчего этого часто не происходит, — пишет Светлана Ягмурова в статье “Звездный час по личному времени”, посвященной В. Толоконникову (“Казахстанская правда”, 1995 г., 25 марта). — Отчего его герои так “сладостно” пьют горькую, губя и талант, и жизнь свою. И не в показе пороков смысл для актера, а в исследовании причин их возникновения, в “заглядывании” в глубь души человеческой, где всякого намешано вдосталь — доброго и зловредного, светлого и темного начал…”
Я спросила актера, все ли свои роли он любит одинаково, все ли получаются с первого раза?
— Дали роль — нравится, не нравится, ты ее должен сделать. Раньше, правда, ставили иногда конъюнктурные спектакли. Тошнит, душа сопротивляется, но ты, как профессионал, находишь какие-то “манки” в этой роли, чтобы тебя что-то в ней грело… И на первом спектакле, как правило, отличного результата быть не может. По-настоящему роль может получиться в процессе нескольких прожитых на сцене спектаклей. Каждый неповторим, работа над ролью идет постоянно. Часто жизнь сама ведет к роли…
Нельзя сказать, что актер Толоконников был слишком уж избалован ролями, но, в общем, на свою театральную, тем более на киносудьбу он не жалуется. Геликон в “Калигуле”, Дикой в “Грозе”, роли в “Гнезде глухаря”, “Вестсайдской истории”, “Факультете ненужных вещей”…
Вместе с актером Львом Борисовым Владимир играл в фильме “Помяни мя всякого” по рассказам А. П. Чехова. На различных фестивалях набрал 17-18 наград фильм режиссера Ольги Жуковой “Облако — рай”, где он участвовал. Интересным, на его взгляд, получился фильм “Шанхай”, который поставил сценарист и режиссер Александр Баранов.
В одном из интервью Владимир сказал, что ему очень хотелось бы сыграть роль Воланда в “Мастере и Маргарите”. Он чувствует эту роль, думает, что она у него получилось бы, но увы… “Я верю, что есть какая-то Большая судьба, которая распоряжается каждой нашей судьбой. В общем, я не умею “пробивать” себе роли, но потом оказывается, что ты получил даже то, чего и не ожидал”.
Герои Владимира Толоконникова — люди разные, со своими недостатками, слабостями, болями, но все они живые и добрые люди.
— Для меня в человеке самое дорогое — доброта, порядочность, сочувствие другому человеку, сострадание. А театр меня никогда не разочарует, я счастлив, что работаю в нем, потому что я занимаюсь делом, которое люблю.
А мы любим Вас, Владимир Алексеевич!
Владимиру Толоконникову
От пса через Мольера путь идет,
Без остановок приближаясь к цели.
Так скромно поселился и живет
Гигант-актер в миниатюрном теле.
В. Турунтаев

Категория: "Аплодисменты - мой рай и ад" | Добавил: Людмила (12.09.2015)
Просмотров: 511 | Теги: Владимир Толоконников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [24]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [3]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
ТЮЗ им. Н.Сац Ольга Коржева 2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Жуманов Александр Зубов «Коляда-plays» Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов «Токал» Наталья Лунина Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Рубен Андриасян Татьяна Тарская Акмарал Кайназарова Гавриил Бойченко Бахытжан Бухарбаев Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Султан Усманов звездный мальчик «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Кармен дон кихот Балпеисова Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Артем Иватов Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Михаил Токарев Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Герольд Бельгер VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Людмила Мананникова Ольга Бобрик Евгения Василькова Виктория Тикке Абрам Мадиевский Академический театр танца под руков Евгений Онегин Абиш Кекильбаев Алые Паруса Примадонны «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2020
    uCoz