Заслуженный артист Республики Казахстан, лауреат Государственной премии России Владимир Толоконников один из самых популярных актеров театра им. Лермонтова. Его знают люди, которые вообще никогда не были в театре и им не интересуются, знают люди на всей территории нашей бывшей большой страны. Народную славу актеру принесла роль Шарикова в фильме по гениальному произведению Михаила Булгакова “Собачье сердце”. Вот сейчас пишу эти строки и думаю, что Володе это не понравится.
Ну сколько же можно — о Шарикове! Ведь он как-никак играл еще в 29 фильмах и множестве театральных спектаклей. Хорошо Тихонову — он запомнился всем Штирлицем, Смоктуновский — Гамлетом. Он, Владимир, тоже не возражал бы против Гамлета, но что делать, если ему выпала роль Шарикова?
Когда фильм вышел на экран, к Володе на улице подходили, просили автограф. Он в ответ: “Вы хоть мою фамилию знаете?” — “Знаю, — Шариков”. И смех и грех…
Но Владимир давно понял: мир не черно-белый, он имеет широкий спектр цветов, нет людей только хороших и только плохих, в каждом намешано всякое. Ну а сыграть роль в произведении такого мастера как Булгаков — это счастье. Режиссер В. Бортко выбрал его, неизвестного тогда актера, из множества известных, он играл в прекрасном актерском ансамбле, и, “слава Богу, не подвел я Отечество, оказавшись в такой “могучей кучке”.
В ансамбле сыграл, не испортил песню, придуманную режиссером. Говорят, как Булгаков написал, так мы и выдали”.
Думаю, что роль бездуховного Шарикова у Толоконникова получилась так блестяще, потому что он сам полная ему противоположность. Актер понимает, как страшны нашему обществу эти бездуховные люди. Они, не задумываясь, “наступают” на ближнего, не понимают и не приемлют высоких мотивов.
Актер Владимир Толоконников предельно искренен со всеми, в том числе с журналистами, и это ему очень вредит. Вывернет душу наизнанку, расскажет про свое житье-бытье — не обманывать же, что процветаешь, — нет этого, увы, сегодня в актерской профессии, а в газете появляется очередная “клубничка”, что актер Толоконников живет теперь чуть ли не в собачьей будке. Попереживает, пообещает себе в разговоре с нашими собратьями по перу обдумывать каждое слово, расслабится, и вновь статья, и вновь приходится доказывать, что не говорил ты этого, “что ты не верблюд”…
…Жизнь никогда не давалась Володе Толоконникову легко. В детстве жил без отца, матери помогал, чем мог.
Володя — жизнерадостный человек.
С детства любил фантазировать, хорошо рисовал. Любимец класса, с блеском выступал на школьных вечерах, как и все мальчишки его поколения, мечтал стать летчиком. Занимался в театральной студии, которой руководил замечательный актер и педагог М. Азовский. В студии Азовского тогда занимались будущие знаменитости: Лев Прыгунов, Вадим Абдрашитов, Лев Темкин.
Потом была молодежная студия Ю. Б. Померанцева на телевидении, и он даже начал выходить в театре им. Лермонтова в массовках. Была тогда такая должность — актер вспомогательного состава.
Три года безуспешно ездил поступать в различные театральные училища Москвы.
И нравился вроде всем, и экзамены хорошо сдавал, а в результате не брали. “Хороший ты парень, Вова, — говорили ему, — но набор у нас уже есть. Приезжай на следующий год”.
После армии снова попытка поступления — теперь уже во ВГИК. Владимир никогда не думал о славе, о почете, но всегда немного завидовал тем, кто снимался в кино: выразительный ряд, крупный план… Во ВГИКе он тоже, как всегда, понравился, но ему объяснили: у вас слишком специфическая внешность, есть опасность остаться актером одной роли.
Но Володя уже для себя другой судьбы, кроме актерской, не представлял. В конце концов поступил в Ярославское театральное училище и ни разу не пожалел об этом. Потом вернулся в Алма-Ату к матери, отработал сезон в ТЮЗе, и по приглашению Мара Владимировича Сулимова пришел в Лермонтовский. С того времени прошло уже 28 лет.
Начинал с эпизодов. Владимир до сих пор считает, что небольшие роли — актерская школа. Как говорил его любимый Иннокентий Смоктуновский, в эпизодах надо все время “открывать двери”. В маленькой роли сам актер создает себе сверхзадачу. Решит ее — роль удастся.
Первая роль — Леший в “Василисе Прекрасной”. Хотя это и была роль, открывшая список “отрицательных ролей” актера Толоконникова, его Леший детям нравился. До сих пор помнит похвалу режиссера Захарова, который тогда пришел в театр: “Посмотрите на Володю, он единственный, кто действует на сцене…”
Актер играет в “Василисе Прекрасной” уже 28-й год. Правда, сейчас уже не Лешего, а Старика, в очередь с Гавриилом Моисеевичем Бойченко.
— Но иногда бывает производственная необходимость, и я вновь вспоминаю молодость и “прыгаю” в роли Лешего.
По молодости я думал, что все могу сыграть запросто: тьфу! Сейчас каждый раз задумываюсь: это я, наверное, уже не сыграю. Больше начинаешь понимать про жизнь, людей, персонажей. Думаешь, ищешь, выстраиваешь… Для меня были “киты” — Е. Диордиев, В. Харламова, С. Ассуиров, Е. Попов — божественной органики актер, до сих пор помню его в спектакле “Сержант милиции”… Юрия Борисовича Померанцева обожаю с детства — это гениальный, классный, редчайший артист. Других таких сейчас нет. Все время смотришь на него, наблюдаешь, учишься… Хотя вообще, на мой взгляд, актерская смена сегодня в худшую сторону поменялась. Раньше роль в театре было получить очень сложно, сейчас дают роль — только делай. Молодые актеры в большинстве своем стали более самоуверенны, но менее значимы. Не для всех сегодня театр, как для Юрия Борисовича Померанцева, все в жизни, а в старые времена многие актеры был такими. Сейчас сама жизнь заставляет многих крутиться, подрабатывать где только можно. Осуждать за это людей, конечно, нельзя…
Блестяще исполняет Владимир роль сельского мужика Тимофея в спектакле “Семейный портрет с посторонним”. Тимоха по пьяному делу сломал ногу, скучно ему лежать на кровати с утра до вечера, и просит он домашних устроить ему досрочный день рождения… Ну а потом в горнице появляется заезжий художник и такое закручивается…
“Семейный портрет с посторонним” — пьеса незатейливая, бытовая, спектакль идет уже довольно давно, многие исполнители ролей в нем были заменены, но основной костяк остается, в том числе великолепная Бабка Татьяны Банченко — и спектакль живет.
— Ну, хочется Тимофею праздника души! — объясняет свою сверхзадачу в этой роли В. Толоконников. — Хочется! Так я это и играю. Вероятно, пьеса чем-то созвучна сердцам зрителей, сидящих в зале, поэтому в зале, как правило, пустых мест не бывает.
В спектакле очень слаженный актерский ансамбль, и Владимиру это нравится. “Важно, чтобы твой партнер слышал, что ему говорят. Сам я не люблю выпячиваться, как говорят в театре — тянуть одеяло на себя. Больше болею за спектакль”.
Недавно я от души посмеялась на новой комедии театра “Уроки французского”. Спектакль идет на Малой сцене, у Толоконникова в нем не самая главная роль — пастора Жозефа, двоюродного брата главного героя. В спектакле все актеры хороши, но думаю, что немало зрителей придут на “Уроки французского” именно на Владимира Толоконникова.
В числе счастливых актерских ролей, выпавших на долю артиста, безусловно, Квазимодо из спектакля “Собор Парижской Богоматери”.
Актер не боится быть некрасивым, потому что понимает: главное — не внешнее, главное — то, что в душе. Вот он трогательно приносит цыганочке Эсмеральде цветы, влюбленный, заботится о ней, и цыганочка в минуту страшного отчаянья зовет именно его, чувствуя рядом доброе сердце…
“В разных своих работах на сцене и в кино, через непохожие, часто никудышные (на общественный взгляд) судьбы он высвечивает главное — муки совести, озабоченность известным вопросом: для чего же мы приходим в этот мир, как распорядиться человеку священной данностью — Жизнью, чтобы и себе, и другим была хоть малая польза, и отчего этого часто не происходит, — пишет Светлана Ягмурова в статье “Звездный час по личному времени”, посвященной В. Толоконникову (“Казахстанская правда”, 1995 г., 25 марта). — Отчего его герои так “сладостно” пьют горькую, губя и талант, и жизнь свою. И не в показе пороков смысл для актера, а в исследовании причин их возникновения, в “заглядывании” в глубь души человеческой, где всякого намешано вдосталь — доброго и зловредного, светлого и темного начал…”
Я спросила актера, все ли свои роли он любит одинаково, все ли получаются с первого раза?
— Дали роль — нравится, не нравится, ты ее должен сделать. Раньше, правда, ставили иногда конъюнктурные спектакли. Тошнит, душа сопротивляется, но ты, как профессионал, находишь какие-то “манки” в этой роли, чтобы тебя что-то в ней грело… И на первом спектакле, как правило, отличного результата быть не может. По-настоящему роль может получиться в процессе нескольких прожитых на сцене спектаклей. Каждый неповторим, работа над ролью идет постоянно. Часто жизнь сама ведет к роли…
Нельзя сказать, что актер Толоконников был слишком уж избалован ролями, но, в общем, на свою театральную, тем более на киносудьбу он не жалуется. Геликон в “Калигуле”, Дикой в “Грозе”, роли в “Гнезде глухаря”, “Вестсайдской истории”, “Факультете ненужных вещей”…
Вместе с актером Львом Борисовым Владимир играл в фильме “Помяни мя всякого” по рассказам А. П. Чехова. На различных фестивалях набрал 17-18 наград фильм режиссера Ольги Жуковой “Облако — рай”, где он участвовал. Интересным, на его взгляд, получился фильм “Шанхай”, который поставил сценарист и режиссер Александр Баранов.
В одном из интервью Владимир сказал, что ему очень хотелось бы сыграть роль Воланда в “Мастере и Маргарите”. Он чувствует эту роль, думает, что она у него получилось бы, но увы… “Я верю, что есть какая-то Большая судьба, которая распоряжается каждой нашей судьбой. В общем, я не умею “пробивать” себе роли, но потом оказывается, что ты получил даже то, чего и не ожидал”.
Герои Владимира Толоконникова — люди разные, со своими недостатками, слабостями, болями, но все они живые и добрые люди.
— Для меня в человеке самое дорогое — доброта, порядочность, сочувствие другому человеку, сострадание. А театр меня никогда не разочарует, я счастлив, что работаю в нем, потому что я занимаюсь делом, которое люблю.
А мы любим Вас, Владимир Алексеевич!
Владимиру Толоконникову
От пса через Мольера путь идет,
Без остановок приближаясь к цели.
Так скромно поселился и живет
Гигант-актер в миниатюрном теле.
В. Турунтаев
|