Говорят, актеры в душе всегда дети. Если так, то Г. М. Бойченко, народный артист Республики Казахстан — ребенок вдвойне. Ведь он больше сорока проработал в ТЮЗе и очень гордится этим.
Монолог первый: О театре и детях
— Я ничуть не жалею, что так много лет проработал в ТЮЗе, это так интересно, такая возможность раскрепощения! Чего я только там не переиграл!
Я вообще люблю для детей играть, мне нравятся их непосредственные эмоции, их участие в спектаклях. Детей надо приучать к театру с самого малого возраста, говорить с ними на серьезные темы на их языке.
Вот тогда они, уже подростками, юношами и девушками, придут к нам на серьезные спектакли, скажем, на “Гамлета” или “Дядю Ваню” и не будут там бузотерить или “булкотрясить”. Я как-то прочитал в афише: “Организуется дискотека, грандиозный агрессивный булкотряс”. Вот такое сегодня воспитание. Передо мной программки с тюзовскими ролями Гавриила Моисеевича: Король в “Золушке”, дедушка в спектакле “Мой брат играет на кларнете”, гномик Четверг в “Белоснежке и семи гномах” и, конечно, “Тот самый Мюнхаузен”. Сейчас к этим ролям добавилось много новых — ведь последние годы артист работает в Лермонтовском театре. Князь из “Талантов и поклонников”, Пичем из “Трехгрошовой оперы”, Муромский из “Свадьбы Кречинского”, доктор Баланцони из “Венецианских близнецов”.
… В семье Гавриила Моисеевича никто никакого отношения к театру не имел. Когда он был маленьким, не только телевидения — фильмоскопов не было. Но тяга к искусству у мальчика была всегда. Из посылочного ящика он сделал фонарь, поставил туда керосиновую лампу, увеличительное стекло, из бумаги сделал объектив, нарезал целлофан “на кинопленку”, тушью нарисовал кадрики и потом показывал это “кино” друзьям во дворе. А друг его Ванька Пастухов на балалайке этот фильм озвучивал.
Через некоторое время наступил следующий этап: Гаврюша в проеме окна натянул одеяло, сам сшил кукол, и каждый вечер во двор стали собираться бабушки: “Гавриил, покажи нам театр!”
У него были две куклы, он сам этих кукол водил и говорил самостоятельно сочиненные сатирические тексты обо всем происходящем на их улице. Например, критиковал мальчишек, которые били лягушек палками… Уже в четвертом классе поставил в школе “Сказку о попе и работнике его Балде”.
Но, в общем, отец хотел, чтобы Гавриил приобрел какую-нибудь серьезную профессию – стал комбайнером или механиком. Когда, повзрослев, Гавриил сказал отцу, что собирается идти на сцену, тот был очень разочарован и растерянно спросил: “Что же, как в детстве, будешь куклаков показывать?”
Родители не то что запрещали, но считали театр делом несерьезным.
В 1943 году, после окончания семи классов Гавриил поступил на курсы киномехаников (кино — это уже ближе к искусству!) и стал работать в кинотеатре, в военном госпитале.
Энергичного любознательного парнишку отправили на курсы в Ростов, подучиться…
Разбитый Ростов, зима, холод… И вот однажды на гастроли приехали ставропольцы и попросили срочно заменить заболевшего артиста. Гаврюша должен был изобразить часового, охранявшего пленных советских моряков, и сказать: “Не разговаривать. А то буду стрелять!”
Одели его, загримировали, начали спектакль и только сам Гавриил, глядя на свою тень на заднике сцены, видел, как каска у него на голове трясется мелкой дрожью, дребезжит, но текст сказал твердо. После нескольких спектаклей ему предложили поступать в студию при Ставропольском театре. Жили с другом в общежитии. Было холодно, голодно, но впереди уже маячила прекрасная цель: театр, искусство, унывать было некогда. Играл почти во всех спектаклях театра. Когда уже оканчивал студию, Гавриилу досталась роль Радика Юркина в спектакле “Молодая гвардия”. Затем — в том же спектакле — Сергея Тюленина.
Это были прекрасные роли. На героев-молодогвардейцев тогда равнялись все мальчишки и девчонки, это было очень ответственно…
Затем настала пора поисков. Через период разочарования в сцене проходят многие актеры. Гавриил заочно окончил десятилетку, работал в Доме пионеров, поступил даже на физико-математический факультет пединститута, но проучился там всего один семестр. Понял — без театра он не может. Вернулся — теперь уже навсегда.
Актер — профессия бродячая. Пришлось много путешествовать по городам.
В театре города Иркутска Гавриил Моисеевич проработал семь лет, там же, в школьном драмкружке, которым руководил, встретился со старшеклассницей Любой Новиковой, которая впоследствии стала его женой, мамой двух детей и бабушкой трех внуков.
Монолог второй: О дочери-актрисе
— В нашей семье театральную династию продолжает дочь Оксана.
Мы вообще особо от театральной судьбы ее не отговаривали, но и не очень приветствовали. Знаем, судьба эта нелегкая. Если “человек проходит жизнь, как огород — иногда выдернется репка, а иногда редька”, то в искусстве “дергать редьку” — самое страшное дело. Если идешь в театр, отдай ему все, самого себя. Собираешься в театр за славой, деньгами, популярностью, за чем угодно, помимо самого театра, тогда лучше не ходить. Но поскольку Оксанка другой профессии для себя не мыслит, то, конечно, дай ей Бог светлого пути.
Как и любой талантливый человек, Гавриил Моисеевич талантлив во всем. Он не только хороший актер, семь лет руководил народным театром в Доме культуры железнодорожников, но и рисует, лепит. Написал и поставил в ТЮЗе инсценировку по повести Синклера “Гномобиль”. Пьеса называлась “Почему исчезают гномы”. Как-то купил книжку для сына, понравилась. Там сказочные гномики попадают к людям, начинаются их приключения. Тема: защита природы, борьба с уничтожением всего живого.
Тема защиты природы в творчестве
Г. М. Бойченко не случайна. На балконе своей квартиры он выращивает огурцы и помидоры. Вся квартира у него заставлена цветами. Представьте себе, например, подряд 47 фиалок. Их иногда дарят друзьям. Весь потолок оплетен живыми лианами. Хотя подобной красотой гордится вся семья, заслуга эта Гавриила Моисеевича.
Монолог третий: О театре и о себе
— Я, может, устарел, но для меня театр — это кафедра, это просвещение и воспитание средствами искусства. Лепка, создание человека. Театр развивает душу. Если к нему относиться не потребительски, я думаю, он только этим и должен заниматься. Внешне актеры такие же, как все остальные люди, но изнутри… Есть дерево, по которому можно ударить, и будет звук, и есть скрипка. Мне кажется, качеством звучания и должен отличаться Актер!
|