Суббота, 20.04.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Я родом из ТЮЗа"

Абрам Мадиевский. А в памяти моей такая скрыта мощь

Абрам Мадиевский. А в памяти моей такая скрыта мощь

Моя героиня –Наташа Логинова

Заслуженный деятель искусств Казахской ССР Абрам Львович Мадиевский работал главным режиссером ТЮЗа 4 сезона – с 1958 по 1961 год, поставил на сцене театра более 10 спектаклей. Среди них – значительные и интересные работы: «Именем революции» Михаила Шатрова, «Пароход зовут «Орленок» Галича, «Юность отцов» Бориса Горбатова, «Такая любовь» Павла Когоута, «Дальняя дорога» Алексея Арбузова.

Возможно, Борис Горбатов написал и более интересные произведения, может быть, он считается не самым выдающимся писателем советской эпохи, тем не менее спектакль «Юность отцов» о деятельности комсомольского подполья в революционные годы сыграл очень большую роль в моей жизни.

Именно тогда я окончательно и бесповоротно влюбилась в главную героиню спектакля – Наташу Логинову и актрису Викторию Тикке, которая эту роль исполняла.

Я была типичной советской школьницей, воспитанной на советской идеологии, время от времени думала: «Какое счастье, что я родилась в СССР, а не где-нибудь в Америке…».

История комсомольского подполья, судьба комсомолки Наташи, повешенной белогвардейцами, меня и моих сверстников трогали до слез.

До сих пор я помню наизусть стихи подзабытого ныне прекрасного поэта Михаила Светлова, которые звучали в спектакле.

Под пули, под грохот орудий,

Под свист нескончаемых вьюг

Семнадцатилетние люди

Выходят из дряхлых лачуг.

Сраженьями юность гремела,

И я обращаюсь к стране:

Выдай оружие честным и смелым

И в первую очередь – мне…

…Шумит над нами время боевое,

Прифронтовою линией летя,

Мы будем жить легендой молодою

И через год, и двадцать лет спустя…

Можно, конечно, с высоты сегодняшнего дня критиковать заидеологизированность того времени, но, думаю, в отсутствии искренности нельзя было обвинить ни актеров, ни зрительный зал. Мы всем сердцем воспринимали события уже далекой от нас Гражданской войны, и хочу отметить: несмотря на светловскую романтику «огня и винтовки», большинство из нас не выросли агрессорами. Мы выросли нормальными людьми с твердыми понятиями о дружбе, чести, совести, верности. Потому что это все было и в стихах Светлова, и в тюзовском спектакле.

А я и сегодня не сомневаюсь, что «Юность отцов» сезона 1960–1961 года А. Л. Мадиевский поставил искренне и талантливо. Иначе почему этот спектакль оставил столь незабываемый след в душе 11-летней девочки?

Один из моих журналистских псевдонимов – Наталья Логинова.

Такая любовь!

Из всех поставленных Абрамом Львовичем спектаклей, без сомнения, выделяется «Такая любовь» Павла Когоута. «Пьеса чешского драматурга, несмотря на свой трагический финал, прозвучала торжествующей песней высокой и чистой любви, суровым безоговорочным приговором ханжеству, мещанству, равнодушию, – писали газеты. – Свежестью и выразительностью отличается игра В. Тикке в роли Лиды Матисовой. Этот сложный и противоречивый женский характер, сочетающий в себе тонкие и разнообразные психологические черточки, передан артисткой обаятельно.

Спектакль получился новаторским во всех отношениях: по постановке проблемы, по драматургическому строю, по режиссерскому решению и развитию сценического действия.

…Сцена открыта зрителю с начала действия. После третьего звонка на нее выходят актеры и рассаживаются спиной к публике, затем появляется ведущий – по сюжету судья, в образе которого воплощен сам автор.

Он оценивает каждый диалог, каждый поступок, активно вмешивается в события. Мы видим на сцене умудренного жизнью человека, который чутко и тактично воспитывает молодежь. Эту самую большую по нагрузке роль с подлинным мастерством сыграл артист Я. Муратов.

В ходе действия играющие актеры выдвигаются вперед, к рампе или на просцениум, а в это время на затемненной сцене движутся не играющие в эпизоде актеры и рабочие, вносящие и уносящие мебель и реквизит, ставящие предельно условные и лаконичные декорационные элементы.

Великолепны декорации, изображающие Прагу, созданные художником Ненашевым. Они не только блестящи по живописной технике, по колориту, они несут в себе идею пьесы. Суровая готика зданий, башен, мостов подавляет своим величием маленьких на этом фоне людей, которые часто повторяют: «Мы живем не в средние века», – а на самом деле не освободились еще от пережитков прошлого». (Владимиров, «Спектакли о первой любви», «Алма-Атинская правда», 18 марта 1959 г.)

Интересно было читать мнения о спектакле зрителей. – Спектакль заставляет человека подумать о своем поведении в отношении других, вспомнить о значении чуткости в повседневной жизни, – сказал во время обсуждения спектакля режиссер Театра оперы и балета им. Абая Ю. Л. Рутковский. – Нужно всячески приветствовать постановку театром этой пьесы, ибо в ней старая тема любви решена по-новому, с нашей, гуманистической точки зрения, с использованием новых драматургических приемов. Театр правильно понял замысел автора. До зрителя в полной мере донесены оригинальность замысла чешского драматурга, его острота восприятия жизненных конфликтов. Артисты сумели полностью воплотиться в своих героев. Я не видел артистов. Я видел живых людей: страстную, честную, порывистую Лиду Матисову; самовлюбленного позера Петруса; сухого формалиста Тошека, который, занимая должность начальника отдела кадров, считает возможным отделять свою позицию «как коммуниста» от своего же собственного поведения «как человека».

– После посещения театра можно было слышать от наших ребят и девушек: вот это действительно любовь, вот это настоящее чувство! – говорила работница металлообрабатывающего завода Костомарова. – Особенно большие симпатии вызывает героиня пьесы Лида Матисова.

Абрам Львович Мадиевский, став главным режиссером детского театра, сразу же неимоверно поднял его «планку». Привнес в уже сложившийся до него театральный коллектив академический уровень. Это был режиссер интеллигентный, очень высокой пробы. Многие актеры при Мадиевском в себя поверили, взглянули на себя, на свое искусство другими  глазами.

Мадиевский, не скрывая своих мыслей, говорил, что ТЮЗ может стать стартовой площадкой для каждого актера, и это, действительно, было так. Долгие годы театр юного зрителя растил кадры для Русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова, давал начинающим артистам путевку в большое искусство.

Что касается личных качеств главного режиссера, то Абрам Львович был человеком широкой натуры. Почувствовав талант, он умел прощать актеров разные «бытовые слабости».

– Когда пришел в театр Абрам Львович Мадиевский, – рассказала мне Светлана Михайловна Сагалович, – он сразу поразил Алма-Ату своим дебютом. Это была знаменитая пьеса, прошедшая тогда по сценам мира, – «Такая любовь». Главную роль в спектакле играла его супруга, ведущая актриса театра Виктория Тикке. Мы все давно не видели спектаклей подобной глубины, таких ярких актерских ролей. Именно в то время выделилась плеяда актеров, которая сразу завоевала Алма-Ату.

Многие вещи, поставленные Мадиевским, остались в золотом фонде театра. Мадиевский вообще любил все масштабное, после его спектаклей многие актеры делали свой первый шаг к звездности. А как он умел работать с актерами! Это была для них колоссальная школа! Ну а Викторию Ивановну Тикке, так же, как ты, я очень любила. Это была прекрасная артистка – трепетная, одухотворенная. У нее было даже в походке что-то, непохожее на других. Ее хрупкость и незащищенность ощущалась даже в том, как она ходила по сцене...

Со Светланой Михайловной согласна актриса ТЮЗа Валерия Крымская:

– Когда я появилась в Алма-Ате зимой 1969 года, Мадиевский был уже в драме. Я тогда буквально молилась на Викторию Тикке. Мне говорили: что ты там днюешь и ночуешь! А я бегала в драмтеатр и смотрела на нее, других актеров, это была для меня отдушина.

…Из тюзовских спектаклей того времени мне запомнился спектакль «Опасный возраст» по пьесе С. Нариньяни режиссера В. Добронравова. Пьеса развенчивала «стиляг» – люди старшего и среднего возраста помнят этот термин, характеризующий молодых людей, ставящих во главу угла экстравагантную моду. Все персонажи: Бубусь – В. Незлученко, Барбара – Н. Штейн, Мишка – Н. Велитченко, Сергей – В. Тарасов – были фельетонного плана. Особенно мне запомнилась Марфинька – Татьяна Гензель.

Посмотрев «Иркутскую историю», я на всю жизнь полюбила драматурга Алексея Арбузова и, конечно же, его «Вальку-дешевку», роль которой исполняла Виктория Тикке. А еще – Сергея Серегина – В. Незлученко, Виктора Бойцова – Г. Кузьменкова, Родика – Л. Боксермана. Потом, когда спустя много лет я попала в Москву, то в первую очередь отправилась в театр имени Евгения Вахтангова смотреть «Иркутскую историю» с Юлией Борисовой.

Арбузовские «Сказки старого Арбата», «Старомодная комедия», «Таня», другие спектакли я видела уж позднее, и все они оставили неповторимый след в моей жизни.

…Если говорить о детских спектаклях, то во времена Мадиевского в ТЮЗе с успехом шел спектакль «О чем рассказали волшебники». В памяти до сих пор остались «буйные волны» бело-голубого полотнища, среди которых нырял корабль. Яркие краски, праздник…

«Какой простор открывается художнику для фантазии, творческого воображения ребят! – писала в то время газета «Ленинская смена». – Все условно: вот в красочные кубики, из которых на глазах у зрителей громоздятся скалы, втыкаются три зеленых флажка – и пальма готова. Очень удался В.Мельникову доктор Айболит, полный мягкого юмора. Великолепны и другие персонажи: собака Авва – Н. Велитченко, кокетливая музыкальная свинка – Г. Тхоржевская, великолепный конь с вороной гривой – Г. Листопадов, злой разбойник-бармалей – В.Незлученко. Как сердечно не поблагодарить художника Федора Ткаченко, превратившего картон, фанеру, краски, шелк и другие ткани в такие жизнерадостные декорации и костюмы!».

ТЮЗ того времени выдвинул традицию, которой позавидовали бы актеры всех театров и времен. В этот театр ходили не просто на спектакли, которые были качественными и которые было очень интересно смотреть, зрители ходили туда еще и на любимых актеров.

В конце года в театре проводился конкурс «Актер года» – за лучшего актера голосовали зрители.

…Режиссер «Юности отцов» и главный режиссер театра Абрам Львович Мадиевский, моя любимая артистка Виктория ИвановнаТикке в годы перестройки уехали в Америку. Таковы парадоксы нашего времени. Вероятно, у них были свои причины оказаться именно там, и надеюсь, что они в далекой стране если не счастливы, то довольны и спокойны. Я представляю, как в том далеком далеке Виктория Ивановна перебирает свои старые альбомы с фотографиями и вспоминает, вспоминает…

…Писала эту главу и думала о том, что раньше не могла бы и предположить, что спустя много лет буду с такой любовью и нежностью вспоминать то время, какой восторг испытаю, обнаружив в одной из папок музея театра фотографии моей любимой артистки Виктории Ивановны Тикке. Как много наших нынешних пристрастий имеют, оказывается, истоки в далеком и кажется уже забытом времени!

Листая

Прошлое подчас,

Я мучился всегда –

Куда

Уносятся от нас

Прошедшие года?

В какой

Космической дали,

В какую глубь летят

Друзья,

Что смолоду ушли

И не придут назад?

Куда деваются,

Куда

Из всех прошедших лет

Деревья,

Птицы,

Города,

Которых больше нет?

Старею я…

И стало мне

Понятно лишь сейчас,

Что все приходит

К нам извне

И в нас уходит,

в нас.

писал поэт.

Категория: "Я родом из ТЮЗа" | Добавил: Людмила (02.03.2020)
Просмотров: 311 | Теги: Абрам Мадиевский, Виктория Тикке | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz