Пятница, 19.04.2024, 09:51
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Я родом из ТЮЗа"

Главное - быть честным художником

Мне очень нравится оформление спектаклей главным художником театра Володей Пономарёвым. Если Владимир оформляет спектакли, я знаю, меня ждёт всегда что-то необычное, яркое, красивое, ждёт праздник…
И действительно, на спектакле «Две бабы Яги» появляется чудный трёхголовый Змей-Горыныч, а как интересно оформлена «Муха-цокотуха»! Тут и мрачная паутина, превращающаяся по ходу спектакля в гирлянду разноцветных огней, и воздушный наряд главной героини – красавицы Мухи, и оригинальные зонтики, словно сотканные из паутины, у свиты Паука. И многое чего, что надо обязательно увидеть и чем восхититься.
А сам Володя оказался приятным в общении молодым человеком, искренне влюбленным в свою работу и в свой театр.А началось всё… с детского сада. Когда у детей начались уроки лепки и рисования. Володины родители получили выговор. «Ваш ребёнок совсем не может держать в руках карандаш, он у вас какой-то неразвитый», – сказала строгая воспитательница. Понятно, родители расстроились. Кому охота иметь неразвитого ребёнка! Пришли домой – семья тогда жила в авиагородке (отец работал в авиации), в квартире барачного типа, дали четырехлетнему Вове в руку карандаш и стали показывать, как рисовать.
– Я начал рисовать и, как видите, не могу до сих пор остановиться, – говорит Володя. – С тех пор пластилин и карандаш – мои лучшие друзья – больше ничего не надо.
Таким образом, с детских лет Вова мечтает стать художником, правда, и космонавтом тоже, но какой мальчишка не грезит стать космонавтом! «Я и сейчас в космос готов полететь, – улыбается Владимир, – хотя понимаю, что меня не возьмут туда даже туристом. А художник – это реально. А рисование, по сути дела, это тоже космос…
Хотя бабушка и родители к искусству отношения не имели, в театры Вову водили часто. Он и сейчас вспоминает тюзовские спектакли «Пеппи – длинный чулок», «Гуманоид в небе мчится», «Сирано де Бержерак». На ёлки всегда ходил с бабушкой…
Место работы бабушки было необыкновенным. Она трудилась в Национальной библиотеке им. Пушкина, и часто, когда мальчика не с кем было дома оставить, забирала его на работу – в запасники библиотеки. С тех пор запах огромного количества книг и чистоты остался для Володи завораживающим запахом детства.
Когда вопрос «недоразвитости ребёнка» отпал сам собой, родители стали думать, как развивать его художественный талант. И однажды бабушка принесла свежую газету, в которой было написано, что проходит приём в Детскую художественную школу. Побежали подавать заявление. С тех пор Володя до обеда учился в обычной средней школе, а после обеда с удовольствием посещал художественную.
После окончания школы никаких особых размышлений не было: только театрально-художественный институт! Было выбрано отделение скульптуры. А когда там не получилось, ему предложили поступить на театральное отделение, на специальность «художник-постановщик и художник-мультипликатор театра кукол». Если что, сказали ему, через год переведёшься на скульптуру. Но Володе здесь понравилось, и он остался. Тем более что рисунок и скульптуру у них вёл замечательный скульптор Вагиф Рахманов. «Ничего не потерял, только приобрёл», – говорит Пономарёв.
Когда в 1993 году окончил институт, пригласили в Республиканский театр кукол. Там он проработал два года. А в 1995 году Володе позвонила Ирина Симонова, которая тогда работала очередным режиссером в ТЮЗе, и предложила ему поставить спектакль «Муха-цокотуха». Он согласился. В ТЮЗ взяли по договору, и через некоторое время после этого – в штат. В мае 1996 года назначили уже главным художником театра.
Так и начались «трудовые будни». Дебют «Мухи» получился удачным. Как я писала, этот спектакль и сейчас, спустя 15 лет, потрясает воображение больших и маленьких зрителей. Хотя, в общем, к тому времени Владимир совсем новичком не был. Когда учился в институте, практику проходил в Русском драматическом театре имени Лермонтова, у художника Шлямина, участвовал в художественном оформлении спектаклей «Два клёна» и «Полоумный Журден».
Художественная мастерская – всегда интересно, и я с любопытством оглядываюсь по сторонам. Портрет заслуженного деятеля искусств РК композитора Эдуарда Богушевского. «Он писал музыку к спектаклю «Муха-цокотуха», – говорит Володя, – потом уехал в США».
Портрет актёра Володи Крылова. «Это когда у меня свободная минутка, я рисую своих друзей. Прошу: «Посидите минуточку, поговорим, поболтаем, а я тем временем сделаю наброски…»
– Дедал… Почему Дедал, а не Икар?
– Мне Дедал интереснее. Сын разбился, а отец страдал.
– Если говорить о ваших театральных работах…
– Мне очень нравилось работать над спектаклями «Шут Балакирев», «Святому братству верен я». Мой первый спектакль на Новой сцене – «Двух королев не бывает».
– Расскажите подробнее о работе над каким-нибудь спектаклем.
– Мне нравился спектакль «Страсть» по Мериме. Я когда читаю пьесу, сразу начинаю размышлять, какая нужна фактура. Тут я подумал, что фактура должна быть апельсиновая. Что-то оранжевое. Пошел, купил апельсин и долго на него смотрел. Потом отправился к декораторам: «У вас есть оранжевая ткань?». «Нет, – ответили мне, – у нас есть белая». Ткань покрасили в оранжевый цвет, располосовали на ленты…
В центре сцены мы поставили большое колесо, которое крутилось, и именно на фоне этого колеса разыгрывались жаркие испанские страсти. Здесь же – силуэты мужчины и женщины, из которых появлялись персонажи. Спектакль ставил Володя Крылов при участии Б. Н. Преображенского. Это была первая его попытка, и, считаю, успешная. Мне всегда приятно работать с Крыловым, мы поставили вместе «Девичник», «Талисман».
«…Наверное, было бы непростительно умолчать о работе художника В. Пономарёва, – пишет Валентина Моисеева о спектакле «Шут Балакирев» в газете «Вечерний Алматы». – Ни для кого не секрет, сколь проблематично в наше время найти средства на новую постановку. И когда приходит время спектакль ставить, на художника ложится немалый груз: нужно изыскивать какие-то возможности, быть, так сказать, изобретателем и рационализатором, прибегать к помощи своей недюжинной фантазии. Владимиру Пономарёву всё это удалось. На сцене – хорошие декорации, которые, кстати, здорово обыграны. Даже задник и корабельные снасти не висят мертвым грузом. Удачно обыгран и шлагбаум, который в финале спектакля вдруг становится орудием пытки – дыбой.
– Как вы начинаете работу над спектаклем?
– Прошу, чтобы мне кто-то прочитал пьесу. Чаще всего это делает жена, тоже артистка театра – Наталья Бардина, иногда девочки в цехе. Я лучше воспринимаю пьесу на слух, не отвлекаюсь на буквы, сразу фантазия начинает работать, ну а потом, конечно, сам читаю пьесу несколько раз. Продумываю в спектакле всё до мелочей. Декорации, эскизы костюмов, сам ткань отбираю …
– Над какими спектаклями вам больше всего нравится работать?
– Над сказками. Есть, где разгуляться фантазии. И ещё – здесь мы ведь работаем для самого нашего дорогого зрителя – ребенка, который должен придти на спектакль и обалдеть, и испытать счастье. И тогда ему ещё и ещё раз захочется пойти в театр.
– Над чем вы сейчас работаете?
– Ставим «Ромео и Джульетту».
– Что ни говорите, всё же главную скрипку в постановке спектакля играет режиссёр. Приходится подчиняться художественному решению?
– Я не люблю, когда мне диктуют, мне это не интересно, не иду на поводу у режиссеров, они иногда ошибаются.
– Спорите?
– Стараюсь их убеждать.
– Вы – интересный художник. Сегодня есть спектакль, завтра нет, не хочется чего-то солидного, монументального, на века? Выставляли свои картины на выставках?
– Несколько лет назад директор нашего музея Людмила Павловна организовала в фойе театра экспозицию моих работ. А по большому счету… – может, еще время не пришло? И мне нравится неопределенность, которая есть в театре, его универсальность.
– У вас есть жизненный девиз?
– Быть честным художником. Не быть халтурщиком. Отдаваться полностью своему делу.

Категория: "Я родом из ТЮЗа" | Добавил: Людмила (12.09.2015)
Просмотров: 566 | Теги: Владимир Пономарев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz