Главная » Статьи » Театр » "Я родом из ТЮЗа" |
Мы сидим в уютной комнате с Евгенией Ивановной и Борисом Соломоновичем, листаем старые альбомы, и они вспоминают, страшно сказать – события 60-летней давности. А я старательно внимаю их словам и пытаюсь представить, КАК ЭТО БЫЛО. Женя Василькова всегда была человеком увлекающимся. Очень любила танцевать, ходила в балетный кружок Дома пионеров, обожала оперный театр: не пропускала в нем ни одной премьеры. А в театре оперы и балета Алма-Аты в то время танцевала сама Галина Уланова. Шла война. Тогда же по городу разнесся слух: в Казахстане создается первый детский театр, руководить которым будет Сац. Набирается будущая труппа! …Шла зима 1944–1945 г.г. Кругом было много снега, но уже чувствовалось приближение весны. Люди настрадались, измучались, хотя понимали: война идет к концу. Все ждали чуда, начинали думать о мирной жизни. Жене было 17 лет, она только что окончила школу и хотела работать в театре. К тому же встретила своих подружек – Женю Королеву и Эрну Валявину, которые в театр уже поступили. В общем, решилась: отправилась сдавать экзамен самой Наталии Ильиничне. И вот в один прекрасный снежный день она пошла в Театр. Здание, вспоминает Евгения Ивановна, было все в лесах. Только что его освободила киностудия, в которой снимались многие известные кинофильмы. Проходить пришлось по каким-то узким мостикам, которые вели в «святая святых» – комнату на втором этаже, где проходили репетиции первых спектаклей. Во время испытаний девочка читала отрывки из «Неточки Незвановой» Досто- евского и из поэмы Маяковского «Хорошо», басню Крылова «Мартышка и очки», танцевала полечку Рахманинова. В театр ее приняли, и это было счастье! С любопытством Женя оглядывалась во- круг. В ТЮЗе уже – днем и ночью – шли репетиции «Красной шапочки». Спектакль готовился музыкальный, красочный. Никто не считался со временем. В театре уже работали демобилизованные из армии Ю. Б. Померанцев, П. И. Поторока, Б. Г. Ильинский. Весь коллектив готовился к открытию театра, никто не чурался никакой работы: выходили на воскресники, готовили декорации. Евгения Ивановна вспоминает, как юные актрисы пришивали листочки из накрахмаленного материала к огромному занавесу-заднику для спектакля «Красная шапочка». Это была имитация дерева.Молодые актеры в «Красной шапочке» изображали зайчиков, бабочек, птичек. Жене Васильковой тоже достался зайчик, но она не унывала, роль зайчика в театре Сац тоже была прекрасна. А какие замечательные люди окружали юную Женю в театре! Она до сих пор С. Михалков, «Смех и слезы». 1948–1949 гг. Клариче, дама трефовой масти – Е. И. Василькова. говорит о них взахлеб. Художники Ненашев, Теляковский, Бальхозин… Приезжал из Москвы Ладыженский – он оформлял «Красную Шапочку». Одной из выдающихся личностей был директор театра – Николай Константинович Ангаров. «В труппе театра числились только два профессиональных актера – старик Вересов и молодой коренастый, самого русопятого вида мужичок-актер, он же директор театра Николай Константинович Ангаров», – пишет в своей книге В.С. Розов. Ангаров уже тогда был известный актер, первый исполнитель роли Владимира Ильича Ленина в Казахстане. Потом Николай Константинович сыграл в ТЮЗе много интересных и запоминающихся ролей: Ламе-Гудзака в «Осаде Лейдена», Мальволио в «Двенадцатой ночи», Митрофанушку в «Недоросле». Позднее он был назначен директором Уральского областного театра русской драмы, еще позднее – стал директором Республиканского театра русской драмы в г. Фрунзе, ему были присвоены звания народного артиста Казахской, а затем Киргизской ССР. Вспоминая то далекое время, Евгения Ивановна с любовью и благодарностью говорит о Викторе Сергеевиче Розове. – Виктор Сергеевич Розов был необыкновенным человеком. Все девчонки в него влюбились. Ему было всего 32 года, он преподавал у нас мастерство актера и художественное слово. Занятия Розов вел с любовью, все с интересом на них ходили. Тогда же он написал свой первый рассказ. Помню, когда Виктор Сергеевич ставил спектакль «Снежная королева», мы, актеры, занятые и не занятые в спектакле, сидели в зале. Он был очень увлечен Ах, эти танцы! С. Михалков, «Красный галстук».1947 г. Марина. этой работой! Розов как-то необыкновенно по-отечески относился ко всем ктерам, был мягким и добрым человеком, помогал, как мог, делал все, чтобы у человека что-то получилось. Виктор Сергеевич, к сожалению, мало вспоминал в своих книгах об этом спектакле, я хотела написать ему письмо, но, увы, опоздала… Евгения Ивановна рассказывает о постановке «Снежной королевы». – Главную роль Герды исполняла Рита Третьякова. Кая играл Володя Панов. А какая изумительная Маленькая разбойница была у нас – Т. Кулагина! Высокого роста, с огромными серыми глазами. Очень талантливая актриса! Сама я играла принцессу Эльзу и получала от этого огромное удовольствие. Какой необыкновенный «ледяной замок» мы тогда выстроили на сцене! Единственным его недостатком было то, что рабочие сцены ставили замок целый час между первым и вторым актом – сцена тогда не крутилась. Потом декорации перестроили. Тося Чижова во «Встрече с юностью» А. Арбузова, Мэри в «Снежке» В. Любимовой, Марина Вишнякова в «Красном галстуке», Клава и одновременно Дама-треф Клариче в «Смех и слезы»… – все роли не перечислишь. Но каждая из них – частица жизни Евгении Ивановны, о каждой вспоминает она с удовольствием, восторгом, трепетом. Бережно хранит удивительный альбом со всеми программками спектаклей, фотографиями, газетными рецензиями.
| |
Просмотров: 291 | | |
Всего комментариев: 0 | |