На Татьяну Костюченко, когда она появилась в театре, я обратила внимание сразу. Эту актрису трудно не заметить на сцене и с кем-то спутать. И диапазон ее ролей, впрочем, как и у большинства тюзовских актеров, довольно широк – от Мухи-Цокотухи и Белочки в «Сказке о царе Салтане» до Нины Заречной в «Чайке» и Джульетты.
Когда видишь Татьяну на сцене, поражаешься ее полной самоотдаче. Она очень искренна, добросовестна, халтуры не терпит, уверена: если что-то делать, то обязательно хорошо… И главное, верит: дело, которому она служит, – лучшее дело на земле, и ей страшно повезло, что она – актриса, что театр – ее место работы, ее дом…
Монолог от первого лица.
– Родилась я в 1979 году. В школе училась неважно, особенно не давались точные науки: знала точно – не моё, но зато были пятерки по английскому, литературе и географии.
Пятерки по английскому языку и литературе – понятно: у меня был ярко выраженный гуманитарный склад ума, а по географии у нас была замечательная учительница, которая не просто рассказывала о Кузбассе, Донбассе или озере Балхаш, а все знания преподносила в красочной, театральной форме. Мы даже ставили на уроках сценки, в которых я вдохновенно участвовала.
А потом я узнала, что проходит набор в театральную школу, и отправилась туда, хотя в эту школу принимали с 14 лет, а мне было только 13… Но я так хотела учиться, что обманула комиссию, сказала, что мне 14, и меня приняли. Отучилась год, преподавателем моим был прекрасный актёр Гавриил Моисеевич Бойченко, я была счастлива, но потом Гавриил Моисеевич из театра ушел и наша театральная студия распалась. К счастью, горе моё продолжалось недолго. Через некоторое время мне позвонил актер ТЮЗа Виктор Ашанин и предложил поступить в эстрадно-цирковое училище – там набирали курс «актер театра и кино».
Мне было всего 15 лет, и семья – включая бабушек и дедушек – срочно собралась на консилиум решать, быть ребенку актрисой или нет.
Потом кто-то спохватился. «Почему мы решаем за нее? Давайте позовем Таню». И я, естественно, поступила в училище, благополучно окончила курс, и меня пригласили в ТЮЗ.
– Сейчас, когда прошло 15 лет с того памятного дня, можете вы сказать, что «родом из ТЮЗа»?
– Конечно! Я не то, что «родом из ТЮЗа», это для меня родной дом. Я с 16 лет в этом театре, нахожусь в нем от рассвета до заката. Когда я только начинала, вид у меня был, как у 13-летней девочки. На гастролях спрашивали: «Чей это ребенок?», а я гордо отвечала: «У меня диплом есть!»
…Последняя премьера Татьяны – спектакль «Ромео и Джульетта». Нет такой актрисы, наверное, которая не мечтает о роли Джульетты. И Тане здесь очень повезло. Отклики в прессе были противоречивые, и это понятно – классику публика смотрит особенно пристрастно и угодить вкусам всех трудно, практически невозможно. Кому-то надо, чтобы все было, как у Шекспира, другому – чтобы современно, оригинально, революционно… У каждого из нас есть своя Джульетта и свой Ромео, и мы от них не отступимся… А сколько великих актеров сыграли эти роли!
За Джульетту – Татьяну Костюченко – я хочу заступиться. Актриса в этой роли интересна, она – личность, у нее Джульетта – с «лица не общим выраженьем», угловатая девушка-подросток, трепетная в своей первой любви… Ей веришь.
Монолог от первого лица.
– Как только я погрузилась в театральную стихию, почувствовала запах кулис, роль Джульетты стала моей «голубой мечтой».
Конечно, она далась мне очень тяжело. Сократили текст Шекспира, события развивались быстро, очень мало времени в спектакле было мне отведено для переживаний – от грандиозного счастья до краха, провала, когда понимаешь, что будущего нет. Особенно было тяжело в моральном, психологическом плане. Всё переживала, и сердце болело, и голова. Иногда я заходила за декорационную лестницу и думала, что просто сойду с ума. Я не понимала, где я, что я, что со мной происходит. Мне говорят: «Репетиция закончилась, иди домой, занимайся своими делами», а я еще Джульетта, и в том далеком времени… Очень большой кусок моего сердца оторвала эта роль.
Я вообще везучая. Не успела придти в театр, мне сразу дали роль Нины Заречной в «Чайке», Лауру в «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса. Это было грандиозно! Это великие роли, думаю, что в 18 лет я в какой-то мере с ними справилась.
…В спектакле «Две бабы Яги» мне нравится играть отрицательную Дуню. Такой кайф поймала на этом спектакле! Летела на каждую репетицию! Я просто влюблена в этот спектакль и эту пьесу. А в замечательном спектакле «Гарольд и Мод» я играю служанку без текста. Говорю Диме Скирте: «Ты пока репетируй без меня, а я, как только с «Аладдином» закончу, то сразу сыграю тебе бессловесную служанку»… Иногда молодой актер говорит: «Не хочу играть в массовке?» Как это – не хочет? Думаю, настоящий тюзовский актер никогда не откажется от роли даже пятого зайца. Если ты выбрал эту профессию, значит, надо ей всю жизнь посвящать! И если тебе достался «пятый зайчик», то надо в нем что-то такое найти, что зритель будет ходить в театр и смотреть именно на этого пятого зайчика! В одном спектакле я стою березкой без текста и ничего. Нельзя думать: в этом спектакле я сыграю в пол-ножки, а страсть выдам вечером. Ничего подобного! Если ты сейчас в полную силу не поработаешь, то вечером никакую страсть не дашь.
– Танечка Костюченко мне нравится почти во всех ролях, – сказала Татьяна Николаевна Тарская. – Но особенно мне хотелось бы отметить ее работу в спектакле «Стеклянный зверинец». Нас там играло 4 человека, и между нами установился контакт на уровне полувзгляда. Считаю, это большая удача режиссера Ирины Симоновой. Таня играла мою дочь Лауру. В спектакле много «зон молчания», их играть всегда тяжело, и Костюченко справилась с ними блестяще. Я только с восторгом могу вспомнить эту ее работу. Нам, актерам, очень дорог этот спектакль.
…Татьяна, мне кажется, рождена для этого театра, и в другом месте я ее даже как-то не представляю.
– Сейчас в пьесе, посвященной Чингисхану, я играю Догуланг – монголку, там такая любовь… – сказала она. – И репетиционный процесс интересный…
Дунул ветер,
Что за чудо?
Убежали три верблюда
Слон на бороду полез.
Дед растаял, слон исчез.
Скрылся парус за горой.
Только небо надо мной!
|