Среда, 24.04.2024, 05:53
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Я родом из ТЮЗа"

Маргарита Дахшлегер. Первая радость для меня – театр

Маргарита Дахшлегер. Первая радость для меня – театр

Вскоре после выпуска книги «Я родом из ТЮЗа» мне позвонила жительница

Алматы Маргарита Григорьевна Дахшлегер и сказала:

– Спасибо вам за книжку. Я взяла её в библиотеке, читала всю ночь и вспоминала счастливые годы, которые у меня связаны с этим театром. Столько всего вспомнилось! Я вашу книжку читала и перечитывала, некоторые куски цитировала подругам по телефону. А потом моя близкая подруга пошла в театр и купила мне её в подарок... Вы не представляете, сколько воспоминаний навеяла на меня ваша книга… Я до сих пор храню тюзовские программки еще со времени Наталии Сац, а первая радость для меня – театр.

Понятно, после такого звонка мне захотелось встретиться с Маргаритой Григорьевной и поговорить с ней о нашем любимом театре. Тем более со старшим преподавателем Казахского университета международных отношений и международных языков Маргаритой Григорьевной Дахшлегер мы уже много лет знакомы заочно. Мои родители в молодые годы дружили с ее мужем – известным ученым-историком Григорием Федоровичем.

– …Для меня ТЮЗ – это счастливое детство и отрочество, – начала свой рассказ Маргарита Григорьевна. – Мама моя в последние военные и послевоенные годы работала в управлении Туркестано-Сибирской железной дороги. Рабочие Турксиба в конце войны перестраивали бывший кинотеатр в театр для детей, и поэтому его работникам одним из первых дали пригласительные билеты в ТЮЗ на «Красную Шапочку».

Таким образом, я оказалась в числе первых зрителей. И… полюбила театр на всю жизнь.

Маргарита Григорьевна бережно хранит дома две огромные сумки с программками, билетами на спектакли. Небольшую папку она принесла показать мне.

Мы с ней перебираем программки. Сохранилась и программка «Красной Шапочки». (Страшно представить, сезона 46-47 года!) Очень любопытно. Ведь тогда было принято не просто писать в программке действующих лиц и исполнителей, но и немного рассказывать о спектакле. Обратите внимание, как хорошо написан текст. Как он ненавязчиво обращает внимание детей на главное в спектакле. Призывает ребенка не только посмотреть спектакль, но и отнестись к этому делу творчески. Предупреждает самых маленьких, что волк «в зрительный зал не придет»...

– Я тогда училась в 51-й школе им. К. Е. Ворошилова, – продолжает Маргарита Григорьевна. – В ней были прекрасные традиции, очень хорошая директор – Вера Михайловна Пудовкина. В свое время эту школу закончила известный в городе педагог Раиса Владимировна Ривина.

В театр нас водили классами, даже целыми сменами. Два раза в месяц мы ходили в ТЮЗ обязательно. Мы просто обожали этот театр.

Заведующей педагогической частью тогда работала супруга директора театра Ангарова – Евгения Николаевна, и она всегда была нам, детям, очень рада. Тем более, мы были не просто зрителями. С удовольствием дежурили на спектаклях, следили за дисциплиной, помогали рассаживать маленьких детишек. Самым большим наказанием родителей было, когда они говорили ребенку: «Провинился, в ТЮЗ не пойдешь!»

Кроме спектаклей в ТЮЗе проводились прекрасные литературные и музыкальные вечера. Я и сейчас помню, как Наталия Ильинична читала «Полтаву» Пушкина, «Петю и волка» в сопровождении оркестра.

Я считаю, всё, что во мне сегодня есть – любовь к театру, литературе, культуре, – все это от Наталии Ильиничны...

Театр был для нас второй школой. Да что школа! ТЮЗ стал для нас университетом, причем очень высокого ранга. Помню, благодаря спектаклю по пьесе Кальдерона «Сам у себя под стражей», я не только узнала фамилию этого замечательного драматурга, познакомилась с его произведением, но и начала интересоваться испанским языком. Я все спектакли смотрела с восторгом и помногу раз, но самым дорогим спектаклем для меня была «Снежная королева»,которую поставил сам Виктор Сергеевич Розов. – «Снежную королеву» мы поставили в школе, – продолжает Маргарита Григорьевна, – и именно – в интерпретации Виктора Сергеевича.

Однажды мы даже сыграли свой школьный спектакль на сцене ТЮЗа. У нас не было никаких пригласительных билетов – в театр пришли родители и друзья. Мы выучили все песенки из спектакля, а девочка, игравшая Снежную королеву, подражала голосу актрисы Ильиной. Из числа самых любимых спектаклей – «Два капитана», «Молодая гвардия». Помню, как-то мы сидели, разговаривали с Натальей Ильиничной и мимо нас прошел артист Н.Банковский.

– Девочки, вы знаете этого актера? – спросила она у нас. – Чем он знаменит?

– Он Ваню Земнухова играл в «Молодой гвардии», – ответили мы хором.

– Помню дивный «Золотой ключик» в исполнении казахской труппы театра, – рассказывает Маргарита Григорьевна, – мы знали их роли на казахском языке. А какие елки проводились в театре! Таких елок даже в Кремле не было! Это я вам точно говорю. Помню, входят детишки, раздеваются, а вокруг уже кипит карнавал. Ребята знакомятся со сказочными героями, а молодая артистка Юля Карасева поет «Сладкую песенку». Я до сих пор помню ее слова наизусть:

Продает меня в палатке

Наш советский продавец,

А зовут меня, ребятки,

Очень сладко – леденец.

Разверни обложку, пеструю одежку,

И увидишь, правда, леденец...

И так далее.

Вокруг нас, детей, бегали зайчики, лисички. Но главное действие разворачивалось на втором этаже. Туда имел право зайти только тот ребенок, который исполнит песенку или стишок. А там уже стоит прекрасная елка, а вокруг неё – хоровод во главе с Вересовым – Дедом Морозом. Потом все спускались в зрительный зал, и начинался концерт, в котором принимали участие не только артисты ТЮЗа. Я, например, помню, как балерина оперного театра Викентьева танцевала норвежский танец Грига. Именно тогда я впервые услышала музыку Грига и заинтересовалась этим композитором.

Елки в ТЮЗе были удивительные. Организаторы старались, чтобы ребенок не просто развлекся, но и узнал для себя что-то новое, чем-то обогатился. И мы, дети, бежали на эти елки ради того, чтобы узнать что-то интересное, а не просто получить подарки.

Моя дочь говорит, что помнит новогодние праздники с одного года – уже тогда мы ее приводили на елку в ТЮЗ. Но, может быть, ей только кажется, что она помнит, потому что в нашей семье часто вспоминались знаменитые ёлки Наталии Сац.

…Помню, уже позднее, культпоход студентов института иностранных языков на «Такую любовь» Павла Когоута с блистающей тогда на сцене ТЮЗа Викторией Тикке. Это было, конечно, потрясение. Изумительный спектакль! Потом я жила некоторое время в Москве, и мы с Григорием Федоровичем ходили на все московские спектакли… Ему очень везло на билеты. Даже когда в кассе никаких билетов не было, он ухитрялся приобрести билеты с рук. А все началось с ТЮЗа…

…Наше полуголодное нищее детство было так украшено театром! Мы в нем учились, развивались, духовно обогащались. Низкий поклон Наталии Ильиничне за то, что она сделала для детей нашей республики.

Это ее дело ни с чем не сравнить. Когда до меня дошли слухи, что обсуждается вопрос, чье имя должен носить театр, у меня лично сомнений не было – конечно же, имя Натальи Ильиничны Сац!

 

Категория: "Я родом из ТЮЗа" | Добавил: Людмила (28.02.2020)
Просмотров: 256 | Теги: Маргарита Дахшлегер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz