Заведующая педагогической частью театра Надежда Евгеньевна Румянцева пришла в ТЮЗ четыре года назад и сразу же активно принялась за работу.
Я уже писала в своей книжке, что в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов была членом детского актива ТЮЗа. Как мы участвовали в новогодних утренниках, дежурили на спектаклях.
…Надежда Евгеньевна взялась за эту серьезную работу, так сказать, засучив рукава. Опытный педагогический работник, долгое время она работала директором школы, имела большой опыт работы с людьми, с детства была активной участницей самодеятельности, но специфику работы театра ей пришлось изучать с самого начала. И педагог с головой окунулась в новую для себя область деятельности. Пересмотрела все спектакли, перечитала мемуары Наталии Сац, восхитилась этой потрясающей женщиной, познакомилась со всем, что могла отыскать по истории ТЮЗа, в том числе с первым изданием этой книжки.
И… работа закипела.
Начать Надежда Евгеньевна решила с конкурсов. К сожалению, увидела она, в последнее время у зрителей пропала культура посещения театра. Театральная публика подзабыла, что в театр надо приходить «при параде», красиво одетым, потому что посещение театра всегда должно быть праздником.– Когда вы приходите в театр, – объясняла я ребятам, – на вас обращают внимание так же, как на актёров или на актрис. Поэтому в театр вы должны приходить празднично одетыми, нарядными.
Обратила внимание, что некоторые родители являются в театр со своими запасами съестного – как на пикник. О театральных буфетах и не подозревают. К сожалению, сегодняшнее поколение родителей оказалось потерянным для театра, ведь оно взрослело в лихие 90-е годы. Мамы и папы очень удивляются, когда я им делаю замечание: «А мы всегда так ходим в театр!» – отвечают. Молодой папа в фойе не думает снимать головной убор. «Снимите шапку», – предлагаю ему. «Сейчас не то время», – отвечает он мне. Думаю: неужели и в зрительном зале он будет сидеть в шапке? К счастью, в зале снял.
… Но не зря говорят, что театр начинается с вешалки! Театр должен быть для зрителя территорией благоговения. И чем больше у детей будет вот эта территория благоговения – школа, родительский дом, тем счастливее они будут. Поэтому мы решили провести конкурс «Каким должен быть настоящий зритель?» Вторым нашим конкурсом был «Радужный коллаж театральных образов», где сами ребята изображали героев спектакля. Здесь были «Царевна-лебедь», «Золотой петушок», «Кот в сапогах», «Муха-цокотуха», многие другие герои. А в конкурсе «Мы из Я – театральная семья» участвовали семьи. Участники его получили специальные домашние задания: им надо было подготовить подарок театру, суметь добыть автограф у актёра… Газеты написали, что конкурс удался, настоящее шоу получилось. Сейчас готовится конкурс сказочных принцесс. Какой девочке не хочется стать принцессой из сказки, хотя бы на время! Конкурсы детям нравятся. За их участников ребята и учителя приходят поболеть целыми классами, даже школами, это не говоря о главных болельщиках – родителях. .
Третий год Надежда Евгеньевна ведёт для детей города Алматы театральный кружок. Ставит с ними педагогические сказки. Сейчас верстается первый тюзовский журнал для школьников.
– Мы хотим приобщить детей к знаниям о нашем театре, писать в журнале статьи, воспитывающие театральную грамотность. Будут в нём странички, посвящённые творчеству детей, – говорит педагог.
Но только мероприятиями в театре работа педагогической части театре не ограничивается. Надежда Евгеньевна с удовольствием бывает в школах, проводит с детьми и педагогами беседы о театре.
– Мы благодарим учителей, которые приходят к нам со своими учениками в театр, – говорит она. – Особенно тех, кто готовит ребят к походу к нам. Порою ведь дети не подозревают, что настоящий зритель перед спектаклем обязательно покупает программку, чтобы узнать фамилии актёров, режиссера, художника спектакля. Поэтому мы всегда стараемся делать красочные программки, которые заинтересовали бы детей сами по себе. Программка спектакля «Красная шапочка» сделана, например, в форме шапочки, которую ребёнок может надеть на голову. Каждая программка – маленький шедевр. Когда девочки надевают шапочки, я шучу: «Как у нас много красных шапочек! Берегись, Волк!»
– Я помню, как Рубен Суренович Андриасян, будучи главным режиссёром ТЮЗа, работал с педагогами. Лучшим его другом был Владимир Григорьевич Ронкин – заведующий кабинетом воспитательной работы института повышения квалификации работников образования города Алма-Аты. По-моему, на семинары работники театра и педагоги выезжали даже за город.
– Я знала об этих театральных семинарах для учителей, работая в школе. Конечно, это было очень интересно и хотелось бы возобновить эту работу. Мечтаю, чтобы учителя были нашими союзниками в плане театральной образовательной культуры.
– У вас в театре есть замечательный театральный музей, но я не вижу, чтобы школьники приходили в него толпами.
– Посетители в музей приходят, но реже, чем хотелось бы. Как ни странно, но чаще в музей приезжают школьники из районов. Из того же Каскелена, Бурундая. Мы с Людмилой Павловной – заведующей музеем – ведём экскурсии.
– Я с удовольствием читаю книжку, посвященную истории ленинградского ТЮЗа. У этого театра были очень интересные традиции работы со зрителями. «ТЮЗ должен существовать в самом тесном и постоянном контакте с теми, для кого он создан, – писал его основатель А. А. Брянцев. – Его связи со зрителем должны поддерживаться, развиваться и вне спектакля». В своё время в ленинградском ТЮЗе был необыкновенный зрительский парламент – Делегатское собрание. Причем это был не некий спутник театра, не придаточный механизм, а составная часть творческой индивидуальности самого ТЮЗа, его питательное начало. Как вы думаете, это устаревшая форма работы или всё это можно воплотить в нашем ТЮЗе сегодня?
– Думаю, всё, о чём вы говорите, звучит суперсовременно. И воплотить всё это в жизнь было бы здорово.
– И всё же, как вы думаете, Надежда Евгеньевна, может, время театра прошло? Конечно, я не сомневаюсь, что театр будет существовать всегда, но станет ли он так потрясать души сегодняшних школьников, как наше с вами поколение? Ведь теперь есть хорошие современные кинозалы, компьютер, ДиВиДи, телевизор…
– В театре школьники общаются с живыми творческими людьми. Это художники, сценографы, актёры. Ребёнок, который ходит в театр, полноценно развивается. И самое главное, театр – это живое искусство, не виртуальное. В компьютере, каким бы навороченным он не был, нет души, у нас же актёр каждый раз переживает свою роль заново, каждый раз играет немного по-другому! Его душа идёт навстречу зрителю, а такое общение зрителя и актера не заменит никакая техника.
Я недавно смотрела по телевизору одну передачу, и там молодая девушка сказала, что среди молодежи сегодня модно читать и ходить в театр. Я так этому обрадовалась! Конечно, моду эту завела молодежь из интеллектуальных семей, но эта молодежь приведёт в театр остальных юношей и девушек. Прочитать книгу – это значит научиться понимать того, кто пишет. Проникнуться его душевным настроем. То же самое можно сказать о театре. Это моя мечта – чтобы дети ходили в театр и читали книжки. А если молодежь будет читать и ходить в театр, то нам за интеллект будущей страны беспокоиться нечего!
Мы планируем самое активное общение со школьниками. Хотим определить школы, которые хотят с нами сотрудничать, а такие школы есть.
– И ещё. Как сказал мне один из героев этой книги, многое здесь зависит от людей театра, от его творческого состава. Будут прекрасные спектакли, будут они задевать наши души, публика пойдёт в театр. И театр, как в старые времена, станет властителем дум.
Из книги Л. Мананниковой «Я родом из ТЮза». 2010 г.
|