Главная » Статьи » Театр » Театр им. Лермонтова |
История театра. По страницам газет ГОРОДСКИЕ НИЩИЕ ПОКАЗЫВАЮТ ОПЕРУ, Или Куда спешит вестник королевы 4 октября 1995 г. «Огни Алатау» Каждый раз, когда сталкиваешься с подлинным произведением искусства, удивляешься заново: это же все о нас. Вот и сейчас - в Русском театре драмы им. М.Ю.Лермонтова идет премьера – «Опера нищих», спектакль по пьесе Б.Брехта, написанной 1928 году, и то и дело ловишь себя на мысли – это же наша жизнь, герои на сцене - герои в жизни, а то, что говорят актеры, что проповедуют – крайне важно для нас и именно сегодня. Я не случайно употребила слово «проповедуют». Брехта всегда считали, да и сам он себя признавал трезвым аналитичным драматургом, который чуть ли не с линейкой и арифмометром в руках, без всяких эмоций доказывает нам, что хорошо, а что плохо. Может быть, поэтому многие его пьесы в наших залах, где зрители настроены прежде всего на эмоциональное восприятие искусства, проваливались. И вот сегодня худрук и режиссер театра им. Лермонтова Р.С.Андриасян рискнул поставить «Оперу нищих» («Трехгрошевую оперу») на нашей алматинской сцене. Спектакль – сложный, многоплановый, с большим количеством действующих лиц, что уже делает честь режиссеру. Понятно, постановка любого спектакля требует таланта, но, думаю, что большой многоплановый спектакль отличается от камерного, как большое художественное полотно – от акварели. А если учесть еще и финансовые, и материальные трудности театра… Но – зал забит битком, люди стоят даже в проходах – открытие сезона, зрители истосковались по театру, на сцене – «Опера нищих». Контора Пичема, который держит в своих руках всех нищих Лондона. Ну чем не наша сегодняшняя жизнь! Сколько нищих развелось нынче вокруг. В районе Зеленого рынка не пройдешь, чтобы кто-то не дернул тебя за руку, не попросил денег. Хозяин конторы Пичем в исполнении нар. арт. РК Бойченко - «специалист по превращению человека в жалкую развалину, продюсер, режиссер городских нищих». Он любит Шекспира и утверждает, «что обстоятельства всему виной». Но я не ошибусь, если скажу, что самая колоритная фигура спектакля - его жена Селия Пичем (Т.Банченко).Думаю, эта роль, лучшая в спектакле, станет и одной из самых значимых ролей актрисы. Селия Пичем твердо уверена, что «деньги правят миром», что она – хозяйка жизни, и что она все знает, в том числе, как жить ее любимой дочери Полли. «Сначала – хлеб, а нравственность – потом» - уверена она. Ее дочь Полли – самый светлый персонаж спектакля. Воплощение любви, преданности. Любви всепоглощающей, не смотря ни на что, любви, для которой никакие жертвы не страшны. Эту роль играет актриса И.Лебсак, играет хорошо, вообще последнее время для нее звездное, в каждом новом спектакле зрители раскрывают для себя все новые и новые грани дарования Ирины. Надо отметить, что в этом спектакле женщины-актрисы несколько переигрывают мужчин. Блистателен дуэт Полли и Люси (лауреат Госпремии «Дарын» М. Ганцева) – двух девушек, которые, каждая по-своему, тоскуют о своем любимом Макхите. На этой фигуре, я думаю, надо остановиться особо. Макхит – Мекки-Нож – главная роль в спектакле, незаурядная натура, «белая кость» в своей бандитской группе, увы, не нашедший лучшего применения своим способностям. Но, как человек талантливый, он незауряден и в любви, недаром по нему вздыхают многие героини спектакля. В исполнении лауреата Госпремии «Дарын» Е.Жуманова он обаятелен, пластичен, ярок, красив, единственное, что не хатает артисту, на мой взгляд, это значмости личности, масштабности натуры, что играет существенную роль в содержании пьесы, но, впрочем, ненамного снижает высоту, взятую театром. Ну а если говорить о злободневности спектакля, то, увы, и талантливые преступники, не нашедшие себе сегодня достойной роли в обществе, - это тоже наша сегодняшняя жизнь. Газеты пестрят подобными примерами. Кто-то – очень талантливый – печатает поддельные деньги, кто-то гениально проникает с помощью компьютера в в крупный американский банк, и еще, и еще, и еще… Театр доказывает, что это явление больное, нездоровое, ненормальное для человека, своими сценическими средствами. Развивается действие, идет жесткий анализ сегодняшней действительности, и вдруг – как холодный душ на голову - песня. Недвусмысленный комментарий о том, что так жить нельзя, и тут уже к нашим трезвым мыслям подключаются чувств. Появляется та самая театральная аура, когда мысли, чувства, минуя рассудок, идут от сердца актера прямо к сердцу зрителя. Ради таких мгновений мы, наверное, и ходим в театр. Не знаю, как кто, но на лучших спектаклях лермонтовцев я как будто получаю глоток свежего воздуха. Театр, актеры, словно меня возвращают из нашего из казенного мира, где ты бываешь «по уши в дерьме», где вроде уже обмануть своего ближнего не грех, в мир настоящий. И ты понимаешь, что есть жизнь, в высшем смысле этого слова, в котором нравственность незыблема. И если ты ты хочешь себя уважать, остаться человеком, то следить за нравственностью должен ты сам. Я люблю Брехта за его публицистичность. Актер, играющий Брехта, кажется, ни на минуту не забывает, что он – актер, а герой его существует несколько отдельно от него. Актер как бы смотрит на него со стороны. Зритель становится сотворцом спектакля. Этому принципу драматурга режиссер следует скрупулезно. Нет ничего натуралистического в декорациях – условные театральные конструкции, которые, по мере необходимости, превращаются то в конюшню на окраине Лондона, то в публичный дом, то в дом семейства Пичем. Мерзость, абсурдность изображаемой жизни Брехт усиливает тем, что переносит свадьбу героев – Полли и Макхита – в чужую конюшню. И на свадьбу «главного бандита города» приходят шериф – его старый друг, обязанный по долгу службы его поить и… священнослужитель. Сплав преступников, правоохранительных органов, чиновников – не правда ли, и это узнаваемо? И вдруг откуда-то с неба спускается белоснежная кровать – свет среди грязи. Макхит и Полли поют о любви, и всем становится ясно, что именно это чувство, скрытое за наслоениями всевозможной пыли, должно быть самым важным в их жизни, жизни каждого из нас. Самое страшное, я как-то прочитала у одного из авторов, это даже не убить человека, а убить любовь. Конец спектакля у Брехта тоже необычен и очень театрален. По логике вещей, талантливый преступник Макхит должен быть казнен, но так как в силах драматурга и театра совершить любое чудо, то они посылают на место казни вестника королевы, который объявляет о помиловании Мекки-Ножа. Ликуют герои, актеры, ликует зрительный зал, хотя понимает, что в жизни чудеса встречаются очень редко. «Увы, когда б всегда кончалось все счастливо, все на земле было бы прекрасно, но, к сожалению, не всегда на помощь к нам приходит вестник королевы. Но всем нам так обрыдла сегодняшняя действительность, Когда зачастую приходится выбирать – жить по совести или жить в богатстве, что вместе с театром хочется верить, что чудо в нашей жизни непременно состоится, и для того, чтобы жить хорошо, надо будет только жить достойно и честно трудиться. Думаю, постановка «Трехгрошевой оперы» - несомненная удача театра – режиссера Р.С.Андриасяна, художника Р.Акопова, музыкального руководителя спектакля заслуженного деятеля искусств А. Серкебаева, балетмейстера Г.Касымовой, и я могу только пожелать, чтобы лермонтовцы и в дальнейшем держали так высоко поднятую планку. Л.Мананникова На снимках: Шериф Браун – С.Уфимцев. Полли – И.Лебсак и лауреат молодежной премии «Дарын» Е.жуманов Пичем – народный артист РК Г.Бойченко. Фото В.Коренчука. | |
Просмотров: 157 | | |
Всего комментариев: 0 | |