Четверг, 18.04.2024, 18:10
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Театр им. Лермонтова

Михаил Токарев: Помогать людям, оставаться людьми

Заслуженный деятель искусств РК, заслуженный артист РК, кавалер ордена «Құрмет», обладатель почетного знака «За заслуги в развитии культуры» Межпарламентской ассамблеи СНГ, актер Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова Михаил Токарев отметил сразу две юбилейные даты – 70 лет со дня рождения и 45 лет служения на сцене алматинского театра.

 

О театре и служении

 

В жизни каждого человека наступает время, своего рода рубеж, подойдя к которому, он подводит итоги. Одни при этом сетуют на судьбу, пеняя ей, что не удалось осуществить многое из задуманного в юности. Другие, оценив сделанное, идут дальше и, несмотря ни на что, верят в свою счастливую звезду.

 

Михаил Токарев с полным правом может сказать о себе словами Владимира Высоцкого: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,⁄Мне есть чем оправдаться перед Ним». Он не изменил своей мечте: хотел стать актером и стал им. Сыграв на сцене более ста ролей, от Бабы-яги и до Сальери, определил для себя суть актерской профессии – помогать людям оставаться людьми.

 

Есть у него и свое понимание театра:

 

– Еще в 70-е годы я смотрел «Ревизора» в московском Малом театре. На сцене, перед занавесом, висело огромное зеркало, в котором отражался зрительный зал и каждый искал в нем себя. Но вот свет погас, прожекторы осветили зал, и раздался голос: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Если вы помните, это эпиграф к гоголевской пьесе. После чего начался спектакль. Вот вам и зеркало.

 

Моя театральная юность подарила мне встречу с замечательным актером Ефимом Копеляном. Это было в Питере в Большом драматическом театре в начале 70-х годов. Слышал, что перед каждым выходом на сцену Ефим Захарович обязательно смотрел в зал. Я его спросил: зачем? И он ответил: «Я смотрю в зал и ищу лицо, которое мне понравится, даже не внешне, а внутренне, чтобы было видно, что человек не просто так пришел в театр. И когда я нахожу такого человека, то весь спектакль играю только для него!» Вот и я с подачи Копеляна тоже часто так делаю.

 

Театр не может научить, как этого хотелось бы педагогам. Нет. Театр не учит, он заставляет задуматься.

 

Комедия улыбкой и смехом разглаживает морщины. Драма побуждает размышлять над нашей жизнью, нашими отношениями. Трагедия – понять, что такое хорошо, а что такое плохо. В этом, считаю, предназначение театра.

 

И театр не должен быть коммерцией. Это не бизнес. Там, где во главу угла ставятся деньги, исчезает искусство, исчезает то возвышенное начало, ради которого когда-то греки и придумали театр. Теряется катарсис, то есть духовное очищение через эмоциональное восприятие происходящего на сцене.

 

– В Лермонтовском театре я уже 45 лет. Это больше половины моей жизни, хотя мне всего 30… до 100 (смеется). Прихожу сюда, даже если не занят в спектакле, смотрю, что делается на сцене. Здесь я чувствую себя уютнее, чем дома. Я этим живу.

 

Мне довелось работать с прек­расными актерами: Евгений ­Диордиев, Лева Темкин, Евгений Попов, Людмила Петровна Кюн… Имена талантливых артистов можно было бы перечислять долго. И режиссеры были прек­расные. Я пришел в театр, когда главным режиссером был Мар Владимирович Сулимов – знаковая фигура в театральном мире.

 

– Профессия актера дает уникальную возможность проживать сотни жизней. Вам было дано побывать в разных эпохах, прикоснуться ко многим судьбам… Но каждый актер, особенно в молодости, мечтает сыграть Гамлета или Ромео.

 

– Я никогда не хотел сыграть ни Ромео, ни Гамлета, даже не знаю почему. Всю жизнь хотел сыграть Сирано де Бержерака. Может, на это повлияла работа народного артиста Ножери Чонишвили в Омском театре, где я одно время работал. Он блистательно играл Сирано! И тогда я влюбился в эту роль. Кстати, Рубен Суренович ставил «Сирано» в нашем ТЮЗе, но потом уже не хотел повторять. Так Бержерак прошел мимо меня, но я не жалею, ведь мне повезло сыграть Сальери в «Амадее». А это роль, которой судьба одаривает далеко не каждого.

 

– Гений и злодейство…

 

– Нет, Сальери не злодей. Это Александр Сергеевич Пушкин сотворил из него злодея.

 

– Но соперничество между ними было.

 

– Соперничество было. И зависть, наверное, была, потому что этот мальчишка Моцарт, каким считал его Сальери, творил божественную музыку. Хотя Сальери был старше Вольфганга всего на 6 лет. Но такую музыку, которую создавал Моцарт, он сочинить не мог и не хотел с этим смириться. Впрочем, как любой творческий человек.

 

– А у Вас есть чувство соперничества или зависти к успехам ваших коллег?

 

– Знаете, когда я вижу хорошую актерскую работу, невольно примеряю ее на себя в том плане, что не позволяю себе опуститься ниже. И не потому, что завидую. Вот, скажем, сейчас в «Горе от ума» мы в очередь с Толей Креженчуковым играем Фамусова. Он прекрасно играет. В его трактовке это такой классический Фамусов, в котором есть что-то от гоголевского Городничего (его он, кстати, тоже играет). Мне это нравится. Но мы разные Фамусовы. Я считаю, что Фамусов – это Чацкий в молодости, поэтому он так его любит. Но Фамусова сломала жизнь, заставив романтика стать чиновником.

 

– Есть роли, которые Вы играете в течение длительного времени. Но лидер здесь, кажется, Баба-яга из спектакля «Василиса Прекрасная»?

 

– На эту роль я попал случайно. Спектакль ставился в канун 1974 года как проходной, на время новогодних школьных каникул. Роль Бабы-яги играл Володя Назаров, и так случилось, что однажды он не пришел в театр, а я в это утро заехал посмотреть расписание. Вдруг ко мне подбегает помощник режиссера и кричит: «Миша, спасай, Назаров заболел, давай быстро на сцену!» – «Как! Я ведь даже не видел спектакля!» – «Ничего. Быстро переодевайся, текст мы тебе подскажем».

 

В общем, нарядили меня, заг­римировали, и я выскочил на сцену. Не помню, как отыграл, но, видимо, получилось неплохо, потому что Ирина Долиненко, прекрасный режиссер-постановщик, предложила мне и дальше играть эту роль. Не поверите, но спектакль жив до сих пор!

 

– А зал помогает? Вы его чувствуете?

 

– Естественно. Хотя иногда зал бывает, как мы говорим, «мерт­вым», и тогда хочется сделать так, чтобы зритель вместе с тобой стал сопереживать. И когда этот контакт устанавливается, спектакль удается.

 

О времени и о себе

 

Михаил Токарев считает, что его жизнь сложилась удачно, хотя и в ней был элемент случайности: по настоянию матери после школы он пошел в педагогический институт. И лишь потом поехал с друзьями в Новосибирск и, как говорится, за компанию поступил в театральное училище.

 

– Да, так было, но актерство меня привлекало с детства. Занимался в драматическом кружке Дома пионеров, играл в народном театре. Мама, которая была учительницей, хотела, чтобы и я пошел в педагогику. Когда поступил в театральное училище, перевелся в пединституте на заочное отделение и учился сразу в двух вузах. Вероятно, во мне таи­лась некая искра божья, потому что после окончания училища мне предложили на выбор сразу 7 театров. Я выбрал Омский, потому что тогда это был очень мощный театр, который стал для меня прекрасной школой.

 

Там меня научили, как надо относиться к театру, к профессии. Я понял, что актерство – это не просто работа, это служение.

 

Когда работал в Омске, меня пригласили в Москву, в театр имени Ермоловой. Владимир Андреев хотел, чтобы я сыграл главную роль в «Шоколадном мальчике», а кроме того, я прошел кинопробы и был утвержден на одну из ролей в фильме по роману Юрия Бондарева «Горячий снег». Но… меня забрали в армию, и все мои планы рухнули.

 

Я попал в Целиноград во внутренние войска как ведущий в ансамбле военного округа, прос­лужил полгода, а потом меня перевели в ансамбль в Алма-Ату, где и дослуживал. Считаю, у меня счастливо сложились звезды: каждые 10 лет я играл какие-то этапные, знаковые роли. В 70-е годы это Пабло в спектакле «Третье слово, или Любовь дикаря», в 80-е – Сальери в «Амадее», в 90-е – Амедей в «Уроках французского», сейчас – Фамусов в «Горе от ума».

 

Кроме того, с 1974 по 2014 год я вел еще и все правительственные концерты, в том числе в Москве, Питере, Киеве, Минске, Вильнюсе… А вот роман с кино у меня не сложился. Хотя мне выпала честь сыграть наставника Нурсултана Абишевича Назарбаева в фильме «Весна Темиртау», озвучивал его не однажды и в других киноработах, знаю интонации его голоса…

 

– По отцу я грузин, его звали Михаил Георгиевич Садагашвили, – продолжает рассказ актер. – Моего внука зовут, как прадеда, Георгий. А дочь – Лиана. Она тоже актриса, работает в России, в Тобольске.

 

Однажды я спросил у своих грузинских родственников, как переводится наша фамилия, ведь у грузин, как у казахов, каждая фамилия имеет значение. Никто не знал. И вот как-то мы сидели в кафе с Олжасом Сулейменовым, беседовали, и разговор зашел о фамилиях. Я ему говорю: вот, никто не знает, как переводится моя фамилия по отцу – Садагашвили. На что Олжас отвечает: «Так в ней же тюркский корень: садак – это лучник, стрелец. Ты сын лучника». Когда царь Давид объединял Грузию, он нанял кипчаков, которые у него были кем-то вроде современной нацгвардии. Потом эти кипчаки остались там жить, женились на грузинках, ассимилировались.

 

А по маминой линии мой дед – алтаец, а бабушка – русская. Мама окончила в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока имени Сталина, вернулась в Горно-Алтайск, где заведовала молодежным отделом в обкоме партии. Вторым секретарем обкома был молодой парень, они полюбили друг друга и поженились. Но вскоре его арестовали, это были уже 30-е годы, пик сталинских репрессий. Маму исключили из партии.

 

А через несколько дней ночью ей постучали в окно и сказали: «Беги, иначе утром тебя тоже арестуют». И она бежала в Семипалатинск, где сменила свою алтайскую фамилию Тыдык на Токареву, поступила в пединститут на историко-географический факультет. О ее прошлом никто не знал. Во время войны была директором школы. Когда война закончилась, ее вызвали в райком и сказали: «Как директор школы, вы обязаны быть членом партии». И тогда она все рассказала.

 

Отец был военным инженером, строил Семипалатинский полигон. После смерти жены у него остались две дочери. В Семипалатинске отец познакомился с мамой, и она стала его гражданской женой. У нас с отцом были очень хорошие отношения. Когда во времена Хрущева началось резкое сокращение армии и отца тоже отправили в запас, он уехал на родину в Грузию, где стал главным архитектором Тбилиси.

 

Вот как все перемешалось… Может, поэтому я убежденный интернационалист: по отцу – грузин, родной язык – русский, практичес­ки всю жизнь живу в Казахстане. Хочу, чтобы в каждой стране люди жили счастливо, чтобы они были духовно богаты. Ради этого мы, актеры, и работаем.

 

АВТОР:

Елена Брусиловская

10:54, 19 Сентября 2018

https://www.kazpravda.kz/articles/view/mihail-tokarev-pomogat-ludyam-ostavatsya-ludmi

Категория: Театр им. Лермонтова | Добавил: Людмила (27.09.2018)
Просмотров: 491 | Теги: Михаил Токарев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz