Старейшему актеру Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова, народному артисту РК, лауреату Государственной премии РК Юрию Борисовичу Померанцеву исполняется 95 лет.
Рыцарь сцены
Поразительно: в свои 95 лет Юрий Померанцев не только с огромным успехом играет на сцене лермонтовского театра, и на спектакль с его участием «Визиты к мистеру Грину» невозможно достать билеты, но и продолжает работать над новыми ролями. И волнуется перед выходом к публике.
– Если заглянуть ему в глаза перед выходом на сцену – в них бездна страха и неуверенности, – сказал художественный руководитель театра Рубен Андриасян. – Его буквально трясет. И так перед каждой премьерой, перед каждым спектаклем. Пришедшие вчера в театр мальчишки «перешагивают» эту черту куда спокойнее.
А ведь на сцене Юрий Померанцев уже более 70 лет, им сыграно свыше 300 ролей! А сколько еще ярких работ в кино! Фильмы с его участием вошли в золотой фонд советского кинематографа.
И здесь не могу не упомянуть о знаковой кинороли Юрия Борисовича в фильме «Наш милый док¬тор» Шакена Айманова, снятом в конце 50-х годов. Померанцеву тогда было 33 года, а он поразительно достоверно сыграл 60-летнего доктора Лаврова. Не случайно эта работа принесла ему широкую известность, а сам фильм до сих пор трогает своей наивностью и добротой и любим несколькими поколениями зрителей.
Но для меня, например, имя Померанцева больше ассоциируется с образом Дон Кихота – рыцаря без страха и упрека, которого когда-то Юрий Борисович блистательно играл на алматинской сцене. В чем-то он даже внешне похож на человека из Ламанчи. Но главное, что роднит актера с героем Сервантеса, – это человечность, порядочность, верность своему призванию, ну и, конечно, талант… О таких, как он, говорят: поцелованный Богом. Он любит сцену и по-рыцарски предан ей.
А завтра была война
Мало кто из любителей теат¬рального искусства знает, что Юрий Борисович, этот интеллигент высшей пробы, прошел через войну. Десятый класс Юрий Померанцев окончил летом 1941 года. Тот выпускной бал совпал с началом войны.
– В Москве на Петровке, где я жил, у родственников был маленький приемничек, – вспоминал Юрий Борисович. – Сообщение о войне мы слушали с теткой. Первое ощущение – радость. «Ура! Мы будем воевать!» – крикнул я и тут же получил по затылку. Радость моя, как мне теперь кажется, была вполне естественной. Дело здесь в романтичности. Мне грезились мушкетеры, храбрые вояки – Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян, и, конечно же, быстрая и желанная победа.
Но до победы оказалось долгих 4 года. Вскоре Юрия Померанцева мобилизовали и направили в Казань, где формировался лыжный батальон специального назначения. Там он учился разбирать и собирать миномет, получил звание ефрейтора. Потом был Северо-Западный фронт, где их батальон совершал кинжальные рейды по вражеским тылам. Сражалась 22-я ударная армия отчаянно, но и потери несла большие.
– У нас был ротный миномет для внезапного нападения на села, занятые немцами. Мы выбивали их оттуда, а они нас. Это была самая настоящая мясорубка, когда от батальона в 900 душ оставалось в живых, скажем, всего 9, – рассказывает Юрий Борисович. – Во время первых атак я ничего не боялся и только, когда получил ранение, испугался. У меня перебило кость на руке, был задет лучевой нерв.
Держать автомат он уже не мог, поэтому в 1943 году военная жизнь для Юрия Померанцева закончилась. Правда, позже ему довелось «довоевать» на экране. И что интересно: он дважды сыграл командующего Русской освободительной армией генерала Власова – сначала в эпопее Юрия Озерова «Освобождение», потом в картине Юрия Чулюкина «Родины солдат».
Повороты судьбы
Будучи москвичом, Юрий Борисович в 30-х годах оказался в Казахстане. Его отца, инженера-строителя, направили в Караганду, где он занял довольно важный пост в тресте «Карагандашахтстрой».
– В Караганде я окончил 8-й класс. В 1938 году, когда отец возвращался из московской командировки, его арестовали. Прямо на перроне, когда выходил из вагона, к нему подошли несколько человек и забрали. На глазах у мамы, которая встречала мужа. И если в 37-м году хоть какая-то часть арестованных уцелела, то в 38-м были расстреляны все: весь руководящий состав Караганды и несколько ведущих шахтеров, – рассказывал Юрий Борисович.
После смерти отца для Померанцевых началась трудная жизнь. Все боялись иметь дело с семьей «врага народа», знакомства прек¬ратились, и, оказавшись в изоляции, Юрий с матерью вынуждены были уехать в Москву, где жили родственники. Там Юрий Борисович и «заболел театром». Хотя удивительного в этом ничего не было – в доме Померанцевых ¬театр любили все, в семье были и музыканты, и артисты, посещения театра превращались в праздник. Правда, было это до 30-х годов. В тот московский юный период своей жизни Юрий Померанцев наизусть выучил репертуар ¬МХАТа, Малого, Большого и других театров...
Потом на несколько лет о театре пришлось забыть. После мытарств по госпиталям в 1943-м судьба вновь забросила его в Казахстан. В далекую тыловую Алма-Ату были эвакуированы его родные. Алма-Ата военных лет была своего рода культурным центром страны. Сюда эвакуировали киностудии Москвы и Ленинграда, здесь жили и работали выдающиеся режиссеры и актеры: Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Галина Уланова и многие другие.
Казалось бы, влюбленному в искусство молодому Юрию Померанцеву прямая дорога на теат¬ральную сцену. Но… на какое-то время в нем проснулся фантазер-мальчишка, выросший на романах Купера и Майн Рида, мечтавший о дальних путешествиях и геологических экспедициях. Эти детские мечты привели его в горно-металлургический институт. Однако хватило пары месяцев, чтобы он понял: это не тот путь, по которому хотелось бы пойти. Так судьба свела его с хормейстером Алма-Атинского театра оперы и балета Траубергом, дядей знаменитого режиссера Леонида Трауберга, одного из создателей чрезвычайно популярной в те годы трилогии о Максиме.
Трауберг согласился его прослушать и… два с половиной года Юрий Борисович пел в оперном хоре. Одновременно ему выпало счастье прикоснуться и к великому искусству. Во время войны Сергей Эйзенштейн снимал в Алма-Ате своего «Ивана Грозного», и Померанцев участвовал в массовке – стоял в монашеской одеж¬де у гроба царицы Анастасии, а также засветился в массовке в сказочном фильме-опере «Черевички» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, принимал участие в крошечном эпизоде балета «Жизель», где танцевала великая Галина Уланова.
Театральный роман длиною в жизнь
А драматический театр для Юрия Померанцева начался с роли Волка в «Красной Шапочке» на сцене открывшегося в Алма-Ате в ноябре 1945 года Театра юного зрителя. Создателем его стала легендарная Наталья Сац, которая тогда только освободилась из лагеря. «Она учила меня жизни и театру. Именно ей я – человек без высшего образования, настоящий самоучка – обязан своей актерской судьбой», – с глубокой благодарностью скажет потом актер.
Эта «эпоха ТЮЗа» продолжалась для Юрия Борисовича почти 10 лет. В 1954 году Яков Штейн, художественный руководитель Русского театра драмы, так тогда назывался Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова, пригласил его к себе. С тех пор сцена лермонтовского театра стала для Померанцева вторым домом. Сотни ролей, работа с разными режиссерами, любовь и признание зрителей…
Много лет Юрий Борисович работает с Рубеном Андриасяном.
– Первую роль с Юрием Борисовичем мы сделали более 40 лет назад в спектакле «Прежде чем пропоет петух», – рассказывает Рубен Суренович. – Потом 10 лет были порознь, а после моего возвращения к лермонтовцам в 1984 году был «Расточитель» по Лескову. Юрий Борисович играл роль Князева. Затем были «Скупой», «Испанский священник», «Забавный случай». Но особенно удачным получился его Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера. Этот спектакль много лет шел на нашей сцене. Юрий Борисович ставил спектакли как режиссер, например «Таланты и поклонники» Островского, где сыграл и одну из ролей. Хорош он был в «Василисе Мелентьевой», «Дядюшкином сне», «Свадьбе Кречинского», «Танго».
Кстати, спектакль «Танго» по пьесе польского драматурга Мрожека поставил молодой тогда режиссер театра и кино Игорь Пискунов.
– Судьба подарила мне много встреч с Юрием Борисовичем, – говорит он. – Кроме «Танго», я ставил с его участием спектакль «Тот, кто получает пощечины» по Леониду Андрееву, снял художественный короткометражный фильм по Чехову «Лекция о вреде табакокурения». И потом постоянно поддерживал с ним отношения. Как-то мы с ним говорили о смысле жизни. И этот смысл, по Померанцеву, в движении. Вернее, в постоянно проистекающем процессе – процессе работы над очередным спектаклем, размышлениями о новой роли, новом характере… И я вам скажу, что таких актеров, как он, больше нет. Он – последний из могикан…
Десять лет назад снял фильм о Померанцеве «Играем Чехова» и известный казахстанский режиссер-документалист Александр Головинский.
– Я люблю Померанцева, – приз¬нался режиссер. – Считаю его выдающимся актером и счастлив, что являюсь его современником.
В основе сюжета – история пос¬тановки чеховской пьесы «Иванов», где Юрий Померанцев играет одну из главных ролей. Причем Головинский снял не только репетиции спектакля, но и закулисье – все, что происходит за сценой и скрыто от глаз зрителя.
– Фильм «Играем Чехова» – полугодовая жизнь театра Лермонтова. Мы снимали каждый день начиная от застольной репетиции, читки, потом малый репетиционный зал и – премьера. Это фильм и об актере, и о театре, и о том, как рождается произведение искусства под названием «спектакль», – поясняет Александр Головинский.
Легендарные «Визиты»
Одна из последних работ Юрия Борисовича – главная роль в спектакле «Визиты к мистеру Грину» по пьесе американского драматурга Джеффа Барона. Эта постановка ставилась режиссером Сергеем Поповым 3 года назад специально «на Померанцева».
Согласитесь, играть в таком возрасте двухчасовой спектакль, в котором задействованы всего 2 актера, и держать в напряжении зрительный зал – поистине уникальный случай! Это действительно сродни подвигу, который Юрий Борисович совершает 2 раза в месяц, когда в репертуаре стоит аншлаговый спектакль «Визиты к мистеру Грину».
– Юрий Борисович – великий актер, – убежден Сергей Попов. – И это величие во всем: в колоссальных знаниях, эрудиции, в отношении к делу… Если он делает роль, то он делает ее до мелочей, до нюансов, до маленькой запятой! Таких актеров сейчас просто нет. Мне очень повезло, что судьба свела меня с такой личностью. Юрий Борисович во многом повлиял на меня как на творческого человека. После общения с ним могу сказать, что я – зрелый мастер.
Все, кому довелось работать с Юрием Померанцевым, отмечают его широчайший актерский диапазон. Ему одинаково подвластны и комедийные, и психологические, и острохарактерные роли. По словам Рубена Андриасяна, Померанцев из тех редких талантов, которые постоянно поверяют алгеброй гармонию.
– Работать с ним – большое напряжение не только для партнера, но и для режиссера, – добавляет Рубен Суренович. – Тут просто так, на общих фразах, ничего не придумав, репетицию не проведешь. Не пройдет. Уже факт его присутствия не позволяет этого сделать. Это школа. И хотя в таком возрасте трудно преодолевать ступеньки роста (не секрет, что некоторые на них задерживаются), Померанцев идет. Идет, потому что полностью настроен на преодоление.
Спектакли, где занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. Они медленнее стареют, потому что в них всегда атмосфера собранности. Рядом с таким мастером работать одной левой, согласитесь, неприлично. Он – высшая планка для всего нашего коллектива.
Как признается сам Юрий Борисович, всякий раз, выходя на сцену или получая новую роль, у него возникает ощущение, будто он все начинает с белого листа.
Очередной его белый лист – новая работа в спектакле «Однажды в Глостере», премьеру которого с нетерпением ждут поклонники таланта Юрия Борисовича. Они ходят «на Померанцева», потому что знают – каждый раз это встреча с истинным искусством. Он из тех редких мастеров, для которых нет проходных ролей, – всегда это игра «по гамбургскому счету», искренне, талантливо, на пределе душевных сил.
АВТОР:
Елена Брусиловская
16:52 , 9 Февраля 2018
http://www.kazpravda.kz/fresh/view/nachinaya-s-belogo-lista/
|