Пятница, 26.04.2024, 09:41
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Театр им. Лермонтова

Начиная с белого листа

Старейшему актеру Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова, народному артисту РК, лауреату Государственной премии РК Юрию Борисовичу Померанцеву исполняется 95 лет.
 
Рыцарь сцены
Поразительно: в свои 95 лет Юрий Померанцев не только с огромным успехом играет на сцене лермонтовского театра, и на спектакль с его участием «Визиты к мистеру Грину» невозможно достать билеты, но и продолжает работать над новыми ролями. И волнуется перед выходом к публике.
– Если заглянуть ему в глаза перед выходом на сцену – в них бездна страха и неуверенности, – сказал художественный руководитель театра Рубен Андриасян. – Его буквально трясет. И так перед каждой премьерой, перед каждым спектаклем. Пришедшие вчера в театр мальчишки «перешагивают» эту черту куда спокойнее.
А ведь на сцене Юрий Померанцев уже более 70 лет, им сыграно свыше 300 ролей! А сколько еще ярких работ в кино! Фильмы с его участием вошли в золотой фонд советского кинематографа.
И здесь не могу не упомянуть о знаковой кинороли Юрия Борисовича в фильме «Наш милый док¬тор» Шакена Айманова, снятом в конце 50-х годов. Померанцеву тогда было 33 года, а он поразительно достоверно сыграл 60-летнего доктора Лаврова. Не случайно эта работа принесла ему широкую известность, а сам фильм до сих пор трогает своей наивностью и добротой и любим несколькими поколениями зрителей.
Но для меня, например, имя Померанцева больше ассоциируется с образом Дон Кихота – рыцаря без страха и упрека, которого когда-то Юрий Борисович блистательно играл на алматинской сцене. В чем-то он даже внешне похож на человека из Ламанчи. Но главное, что роднит актера с героем Сервантеса, – это человечность, порядочность, верность своему призванию, ну и, конечно, талант… О таких, как он, говорят: поцелованный Богом. Он любит сцену и по-рыцарски предан ей.
А завтра была война
Мало кто из любителей теат¬рального искусства знает, что Юрий Борисович, этот интеллигент высшей пробы, прошел через войну. Десятый класс Юрий Померанцев окончил летом 1941 года. Тот выпускной бал совпал с началом войны.
– В Москве на Петровке, где я жил, у родственников был маленький приемничек, – вспоминал Юрий Борисович. – Сообщение о войне мы слушали с теткой. Первое ощущение – радость. «Ура! Мы будем воевать!» – крикнул я и тут же получил по затылку. Радость моя, как мне теперь кажется, была вполне естественной. Дело здесь в романтичности. Мне грезились мушкетеры, храбрые вояки – Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян, и, конечно же, быстрая и желанная победа.
Но до победы оказалось долгих 4 года. Вскоре Юрия Померанцева мобилизовали и направили в Казань, где формировался лыжный батальон специального назначения. Там он учился разбирать и собирать миномет, получил звание ефрейтора. Потом был Северо-Западный фронт, где их батальон совершал кинжальные рейды по вражеским тылам. Сражалась 22-я ударная армия отчаянно, но и потери несла большие.
– У нас был ротный миномет для внезапного нападения на села, занятые немцами. Мы выбивали их оттуда, а они нас. Это была самая настоящая мясорубка, когда от батальона в 900 душ оставалось в живых, скажем, всего 9, – рассказывает Юрий Борисович. – Во время первых атак я ничего не боялся и только, когда получил ранение, испугался. У меня перебило кость на руке, был задет лучевой нерв.
Держать автомат он уже не мог, поэтому в 1943 году военная жизнь для Юрия Померанцева закончилась. Правда, позже ему довелось «довоевать» на экране. И что интересно: он дважды сыграл командующего Русской освободительной армией генерала Власова – сначала в эпопее Юрия Озерова «Освобождение», потом в картине Юрия Чулюкина «Родины солдат».
Повороты судьбы
Будучи москвичом, Юрий Борисович в 30-х годах оказался в Казахстане. Его отца, инженера-строителя, направили в Караганду, где он занял довольно важный пост в тресте «Карагандашахтстрой».
– В Караганде я окончил 8-й класс. В 1938 году, когда отец возвращался из московской командировки, его арестовали. Прямо на перроне, когда выходил из вагона, к нему подошли несколько человек и забрали. На глазах у мамы, которая встречала мужа. И если в 37-м году хоть какая-то часть арестованных уцелела, то в 38-м были расстреляны все: весь руководящий состав Караганды и несколько ведущих шахтеров, – рассказывал Юрий Борисович.
После смерти отца для Померанцевых началась трудная жизнь. Все боялись иметь дело с семьей «врага народа», знакомства прек¬ратились, и, оказавшись в изоляции, Юрий с матерью вынуждены были уехать в Москву, где жили родственники. Там Юрий Борисович и «заболел театром». Хотя удивительного в этом ничего не было – в доме Померанцевых ¬театр любили все, в семье были и музыканты, и артисты, посещения театра превращались в праздник. Правда, было это до 30-х годов. В тот московский юный период своей жизни Юрий Померанцев наизусть выучил репертуар ¬МХАТа, Малого, Большого и других театров...
Потом на несколько лет о театре пришлось забыть. После мытарств по госпиталям в 1943-м судьба вновь забросила его в Казахстан. В далекую тыловую Алма-Ату были эвакуированы его родные. Алма-Ата военных лет была своего рода культурным центром страны. Сюда эвакуировали киностудии Москвы и Ленинграда, здесь жили и работали выдающиеся режиссеры и актеры: Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Галина Уланова и многие другие.
Казалось бы, влюбленному в искусство молодому Юрию Померанцеву прямая дорога на теат¬ральную сцену. Но… на какое-то время в нем проснулся фантазер-мальчишка, выросший на романах Купера и Майн Рида, мечтавший о дальних путешествиях и геологических экспедициях. Эти детские мечты привели его в горно-металлургический институт. Однако хватило пары месяцев, чтобы он понял: это не тот путь, по которому хотелось бы пойти. Так судьба свела его с хормейстером Алма-Атинского театра оперы и балета Траубергом, дядей знаменитого режиссера Леонида Трауберга, одного из создателей чрезвычайно популярной в те годы трилогии о Максиме.
Трауберг согласился его прослушать и… два с половиной года Юрий Борисович пел в оперном хоре. Одновременно ему выпало счастье прикоснуться и к великому искусству. Во время войны Сергей Эйзенштейн снимал в Алма-Ате своего «Ивана Грозного», и Померанцев участвовал в массовке – стоял в монашеской одеж¬де у гроба царицы Анастасии, а также засветился в массовке в сказочном фильме-опере «Черевички» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, принимал участие в крошечном эпизоде балета «Жизель», где танцевала великая Галина Уланова.
Театральный роман длиною в жизнь
А драматический театр для Юрия Померанцева начался с роли Волка в «Красной Шапочке» на сцене открывшегося в Алма-Ате в ноябре 1945 года Театра юного зрителя. Создателем его стала легендарная Наталья Сац, которая тогда только освободилась из лагеря. «Она учила меня жизни и театру. Именно ей я – человек без высшего образования, настоящий самоучка – обязан своей актерской судьбой», – с глубокой благодарностью скажет потом актер.
Эта «эпоха ТЮЗа» продолжалась для Юрия Борисовича почти 10 лет. В 1954 году Яков Штейн, художественный руководитель Русского театра драмы, так тогда назывался Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова, пригласил его к себе. С тех пор сцена лермонтовского театра стала для Померанцева вторым домом. Сотни ролей, работа с разными режиссерами, любовь и признание зрителей…
Много лет Юрий Борисович работает с Рубеном Андриасяном.
– Первую роль с Юрием Борисовичем мы сделали более 40 лет назад в спектакле «Прежде чем пропоет петух», – рассказывает Рубен Суренович. – Потом 10 лет были порознь, а после моего возвращения к лермонтовцам в 1984 году был «Расточитель» по Лескову. Юрий Борисович играл роль Князева. Затем были «Скупой», «Испанский священник», «Забавный случай». Но особенно удачным получился его Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера. Этот спектакль много лет шел на нашей сцене. Юрий Борисович ставил спектакли как режиссер, например «Таланты и поклонники» Островского, где сыграл и одну из ролей. Хорош он был в «Василисе Мелентьевой», «Дядюшкином сне», «Свадьбе Кречинского», «Танго».
Кстати, спектакль «Танго» по пьесе польского драматурга Мрожека поставил молодой тогда режиссер театра и кино Игорь Пискунов.
– Судьба подарила мне много встреч с Юрием Борисовичем, – говорит он. – Кроме «Танго», я ставил с его участием спектакль «Тот, кто получает пощечины» по Леониду Андрееву, снял художественный короткометражный фильм по Чехову «Лекция о вреде табакокурения». И потом постоянно поддерживал с ним отношения. Как-то мы с ним говорили о смысле жизни. И этот смысл, по Померанцеву, в движении. Вернее, в постоянно проистекающем процессе – процессе работы над очередным спектаклем, размышлениями о новой роли, новом характере… И я вам скажу, что таких актеров, как он, больше нет. Он – последний из могикан…
Десять лет назад снял фильм о Померанцеве «Играем Чехова» и известный казахстанский режиссер-документалист Александр Головинский.
– Я люблю Померанцева, – приз¬нался режиссер. – Считаю его выдающимся актером и счастлив, что являюсь его современником.
В основе сюжета – история пос¬тановки чеховской пьесы «Иванов», где Юрий Померанцев играет одну из главных ролей. Причем Головинский снял не только репетиции спектакля, но и закулисье – все, что происходит за сценой и скрыто от глаз зрителя.
– Фильм «Играем Чехова» – полугодовая жизнь театра Лермонтова. Мы снимали каждый день начиная от застольной репетиции, читки, потом малый репетиционный зал и – премьера. Это фильм и об актере, и о театре, и о том, как рождается произведение искусства под названием «спектакль», – поясняет Александр Головинский.
Легендарные «Визиты»
Одна из последних работ Юрия Борисовича – главная роль в спектакле «Визиты к мистеру Грину» по пьесе американского драматурга Джеффа Барона. Эта постановка ставилась режиссером Сергеем Поповым 3 года назад специально «на Померанцева».
Согласитесь, играть в таком возрасте двухчасовой спектакль, в котором задействованы всего 2 актера, и держать в напряжении зрительный зал – поистине уникальный случай! Это действительно сродни подвигу, который Юрий Борисович совершает 2 раза в месяц, когда в репертуаре стоит аншлаговый спектакль «Визиты к мистеру Грину».
– Юрий Борисович – великий актер, – убежден Сергей Попов. – И это величие во всем: в колоссальных знаниях, эрудиции, в отношении к делу… Если он делает роль, то он делает ее до мелочей, до нюансов, до маленькой запятой! Таких актеров сейчас просто нет. Мне очень повезло, что судьба свела меня с такой личностью. Юрий Борисович во многом повлиял на меня как на творческого человека. После общения с ним могу сказать, что я – зрелый мастер.
Все, кому довелось работать с Юрием Померанцевым, отмечают его широчайший актерский диапазон. Ему одинаково подвластны и комедийные, и психологические, и острохарактерные роли. По словам Рубена Андриасяна, Померанцев из тех редких талантов, которые постоянно поверяют алгеброй гармонию.


– Работать с ним – большое напряжение не только для партнера, но и для режиссера, – добавляет Рубен Суренович. – Тут просто так, на общих фразах, ничего не придумав, репетицию не проведешь. Не пройдет. Уже факт его присутствия не позволяет этого сделать. Это школа. И хотя в таком возрасте трудно преодолевать ступеньки роста (не секрет, что некоторые на них задерживаются), Померанцев идет. Идет, потому что полностью настроен на преодоление.


Спектакли, где занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. Они медленнее стареют, потому что в них всегда атмосфера собранности. Рядом с таким мастером работать одной левой, согласитесь, неприлично. Он – высшая планка для всего нашего коллектива.
Как признается сам Юрий Борисович, всякий раз, выходя на сцену или получая новую роль, у него возникает ощущение, будто он все начинает с белого листа.
Очередной его белый лист – новая работа в спектакле «Однажды в Глостере», премьеру которого с нетерпением ждут поклонники таланта Юрия Борисовича. Они ходят «на Померанцева», потому что знают – каждый раз это встреча с истинным искусством. Он из тех редких мастеров, для которых нет проходных ролей, – всегда это игра «по гамбургскому счету», искренне, талантливо, на пределе душевных сил.
АВТОР:
Елена Брусиловская
16:52 , 9 Февраля 2018
http://www.kazpravda.kz/fresh/view/nachinaya-s-belogo-lista/

Категория: Театр им. Лермонтова | Добавил: Людмила (23.02.2018)
Просмотров: 523 | Теги: Юрий Померанцев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz