Суббота, 19.09.2020, 06:02
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Театр им. Лермонтова

Роль длиною в жизнь

«Служу родному Казахстану!» – так ответил на известие о присвоении ему высшей степени отличия – звания «Қазақстанның Еңбек Ері» артист Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова Юрий Померанцев.

 

Без страха и упрека

 

Народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии, независимой премии «Тарлан», кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знака Почета», «Отан», обладатель множества медалей... О Юрии Борисовиче Померанцеве, который перешагнул уже 95-летний рубеж и по-прежнему активно работает в театре, все говорят только в превосходной степени. Это совершенно заслуженно: на сцене, где им сыграно свыше 300 ролей, он более 70 лет. А еще есть запоминающиеся образы в фильмах, вошедших в золотой фонд советского кинематографа, яркие режиссерские работы.

 

Интеллигент высшей пробы, для которого не устарело понятие «святое искусство», Юрий Померанцев всегда был рыцарем без страха и упрека, Дон Кихотом от театра. Как и человека из Ламанчи, жизнь подвергала его испытаниям на верность, порядочность, талантливость…

 

Его задели, но не испугали сталинские репрессии, опалила, но не сломила война. Он был рожден актером и с завидным упорством, «наперекор стихиям» шел к своему призванию. Не имея специального образования, стал знаковой фигурой в театральном мире Казахстана. О таких, как Юрий Померанцев, говорят: поцелованный Богом. Не случайно его имя занесено в Золотую книгу казахстанской культуры.

 

Начало

 

Родной город Юрия Борисовича – Киев, там он появился на свет, но вскоре родители переехали в Москву. Шли годы, и столица с ее знаменитым МХАТом, Малым, Большим и другими театрами закружила его в волшебном водо­вороте спектаклей, многие из которых юный театрал вскоре выучил наизусть.

 

Надо сказать, что в доме Померанцевых театр любили. В семье были и музыканты, и артисты, поэтому походы на спектакли превращались в праздник. Но вскоре это закончилось: отца, инженера-строителя по профессии, направили работать в Караганду, где он получил назначение на довольно важный пост в тресте «Карагандашахтстрой».

 

– В Караганде я окончил восьмой класс, а в 1938 году, когда отец возвращался из московской командировки, его арестовали. Тогда у энка­вэдэшников была мода снимать с поезда. И вот прямо на перроне, когда он выходил из вагона, на глазах у мамы, которая его встречала, к нему подошли несколько человек и забрали.

 

Отца Юрия Борисовича расстреляли как врага народа. После этого для семьи началась малоприятная жизнь: все боялись с ними общаться, знакомства прекратились, и, оказавшись в изоляции, Юрий с матерью вынуждены были вернуться в Москву, где жили их родственники. Десятый класс он окончил в июне 1941 года, а через несколько дней началась война. Померанцева мобилизовали и направили в Казань, где формировался лыжный батальон специального назначения.

 

– От Москвы до Казани, где были казармы, мы шли пешком – 900 километров – целый месяц. До сих пор помню весь этот поход. Вчерашние школьники, мы буквально падали с ног, ведь шли с полной амуницией, несли вещмешки, шинели…

 

В знаменитых Журавлевских казармах не обстрелянные еще солдаты научились разбирать и собирать миномет, получили звания ефрейторов. Зимой 1941–1942 года Померанцева направили на Северо-Западный фронт. Их специальный лыжный батальон совершал кинжальные рейды по вражеским тылам. Сражалась 22-я ударная армия отчаянно, но и потери несла большие.

 

– Во время первых атак ничего не боялся, и только когда получил ранение, дико испугался. У меня перебило кость на руке, был задет лучевой нерв – как будто молотком от наковальни ударили, и рука «отпала».

 

Так он попал сначала в один госпиталь, потом в другой, пока наконец не оказался в Ярославле – тыловом эвакогоспитале, где молодого бойца и комиссовали. В 1943 году военная жизнь для Юрия Померанцева закончилась, правда, позже ему довелось «довоевать» на экране, где у него было три военные роли. Причем командующего Русской освободительной армии генерала Власова Юрию Борисовичу пришлось сыграть дважды: сначала в эпопее Юрия Озерова «Освобождение», потом в картине Юрия Чулюкина «Родины солдат». Третьим стал фильм «Орлята Чапая» Георгия Победоносцева.

 

Возвращение к себе

 

В том же 1943 году Юрий Борисович приехал в далекую тыловую Алма-Ату, куда были эвакуированы его родные. А надо сказать, что Алма-Ата военных лет была своего рода культурным центром страны – сюда эвакуировали киностудии Москвы и Ленинграда, жили и работали выдающиеся режиссеры и актеры – Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Любовь Орлова, Галина Уланова и многие другие. Влюбленный в искусство молодой Юрий Померанцев решил во что бы то ни стало попасть на театральную сцену. И… два с половиной года пел в хоре оперного театра.

 

Одновременно он прикоснулся и к «великому искусству» – стоял в монашеской одежде у гроба царицы Анастасии в «Иване Грозном» Эйзенштейна, снимался в массовке в сказочном фильме «Черевички» Кошеверовой и Шапиро, принимал участие в крошечном эпизоде балета «Жизель», где танцевала великая Уланова. Потом он скажет: «Я попробовал себя во всех театральных видах и жанрах, был даже цирк. Наталья Сац, у которой я работал в алма-атинском ТЮЗе, один раз поставила клоунаду. Играя там клоуна, я прыгал с высоты, совершал кульбиты и всяческие трюки. Но основное в моей жизни, конечно, драма».

 

– Мы гордимся, что драматичес­кий театр для Юрия Борисовича Померанцева начался на сцене нашего ТЮЗа, открывшегося в Алма-Ате в ноябре 1945 года. Его создателем стала легендарная Наталья Сац, которая тогда только что освободилась из лагеря, – говорит директор Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац Надежда Горобец. – В нашем музее сохранились фотографии и афиши тех лет, даже костюм Красной Шапочки из того самого спектакля, где Юрий Борисович играл Волка. И каждый раз, рассказывая нашим юным зрителям об истории ТЮЗа, мы начинаем с имени Юрия Померанцева. Он для нас не только живая история, но и эталон актерского мастерства.

 

Театральный роман

 

«Эпоха ТЮЗа» продолжалась для Юрия Борисовича почти 10 лет, когда в 1954-м Яков Соломонович Штейн, будучи художественным руководителем Русского театра драмы, как тогда назывался Государственный академический русский театр драмы им. М. Лермонтова, пригласил его к себе работать.

 

– Благодаря ему я сыграл в инсценировке романа Достоевского «Униженные и оскорбленные», в «Краже» Джека Лондона, был занят в спектакле «По велению сердца» по пьесе казахстанского литератора Николая Анова, написанной в соавторстве со Штейном, – вспоминает он. – Это была первая в Союзе пьеса о целине. Затем руководителем театра был Абрам Львович Мадиевский, с которым у меня тоже были наипрекраснейшие творческие спектакли. За спектакль «Шестое июля», где я сыграл Дзержинского, театр получил Госпремию республики, и я в том числе. А постановки «Дон Кихот ведет бой» и «Абай» мы возили в Москву.

 

А потом в театре началась «эпоха Андриасяна», с которым Юрий Борисович работает до сих пор.

 

– Первую роль с Юрием Борисовичем мы сделали более 40 лет назад в спектакле «Прежде чем пропоет петух», – рассказывает народный артист Казахстана Рубен Андриасян. – Потом 10 лет были порознь, а после моего возвращения к лермонтовцам в 1984 году был «Расточитель» по Лескову, другие спектакли. Я очень ценю Юрия Борисовича в «Талантах и поклонниках» – сам постановщик этого спектакля, он прекрасно играл в нем. Хорош он в «Василисе Мелентьевой», «Дядюшкином сне», «Свадьбе Кречинского», «Танго».

 

Надо сказать, что спектакль «Танго» по пьесе польского драматурга Мрожека поставил молодой тогда режиссер театра и кино Игорь Пискунов.

 

– Померанцев – великий актер, – утверждает он. – Это величие во всем – в отношении к делу, в его эрудиции. Он работает буквально над каждой фразой, ничего не пропуская. Если делает роль, то делает ее до мелочей, до нюансов, до маленькой запятой. И я вам скажу: таких актеров, как он, больше нет. Он – последний из могикан.

 

Юрий Борисович – актер широчайшего диапазона. Ему одинаково подвластны и комедийные, и психо­логические, и острохарактерные роли. «Мастером сценического перевоплощения» назвал его президент Ассоциации театров Казахстана народный артист СССР, «Қазақстанның Еңбек Ері» Асанали Ашимов.

 

– Юрий Борисович – истинно великий артист, и вручение ему высшей награды страны – звания «Қазақстанның Еңбек Ері» – это дань его яркому таланту, – подчеркивает он.

 

А по словам Рубена Андриасяна, Померанцев – из тех редких людей, которые постоянно поверяют алгеброй гармонию:

 

– Работать с ним большое напряжение не только для партнера, но и для режиссера. Тут просто так, на общих фразах, ничего не придумав, репетицию не проведешь. Уже факт его присутствия не поз­воляет это сделать. Это школа.

 

Так же считает и актер театра Сергей Попов, который в качестве режиссера поставил «на Померанцева» два спектакля – «Визиты к мистеру Грину» и «Однажды в Глостере», которые с постоянным аншлагом идут на сцене лермонтовского театра.

 

– Юрия Борисовича при всей его интеллигентности и видимой мягкости нельзя назвать добреньким, скорее, наоборот – это очень жесткий, мощно работающий актер, причем работающий на износ. Он не из тех, кому требуется скидка на возраст, – говорит режиссер. – Бывало, что выходил на сцену больным. Помню, однажды перед спектаклем «Визиты к мистеру Грину» он мне сказал: «У меня страшная головная боль». Я предложил ему отменить представление, но он категоричес­ки отказался. А когда спектакль отыграли, сказал: «Знаешь, у меня все прошло. Вылечился». Хотя пос­ле каждого выступления дня два отходит – сильное душевное напряжение не позволяет сразу выйти из образа, он продолжает мысленно доигрывать роль. Мне кажется, это высший пик мастерства, – считает Сергей Попов.

 

Каждый новый спектакль для мэтра казахстанской сцены – это еще одна ступень к совершенству. И хотя в таком возрасте, по словам Рубена Андриасяна, трудно преодолевать ступеньки роста, Юрий Померанцев поднимается все выше и выше. Идет, потому что полностью настроен на преодоление. Не случайно спектакли, в которых занят Юрий Борисович, задерживаются в репертуаре дольше других. И не случайно каждый раз зрители стоя устраивают ему овации.

 

АВТОР:

Елена Брусиловская

http://www.kazpravda.kz/fresh/view/rol-dlinou-v-zhizn/

Категория: Театр им. Лермонтова | Добавил: Людмила (29.05.2018)
Просмотров: 185 | Теги: Юрий Померанцев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [24]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [3]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
ТЮЗ им. Н.Сац Ольга Коржева 2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Жуманов Александр Зубов «Коляда-plays» Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов «Токал» Наталья Лунина Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Рубен Андриасян Татьяна Тарская Акмарал Кайназарова Гавриил Бойченко Бахытжан Бухарбаев Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Султан Усманов звездный мальчик «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Кармен дон кихот Балпеисова Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Артем Иватов Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Михаил Токарев Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Герольд Бельгер VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Людмила Мананникова Ольга Бобрик Евгения Василькова Виктория Тикке Абрам Мадиевский Академический театр танца под руков Евгений Онегин Абиш Кекильбаев Алые Паруса Примадонны «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2020
    uCoz