Четверг, 28.03.2024, 11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Театр им. Лермонтова

Театральный роман Рубена Андриасяна

История хранит немало примеров, когда имя режиссера становилось визитной карточкой театра. В нашей стране таким знаковым стало имя народного артиста Казахстана, лауреата Государственной премии РК, главного режиссера Государственного русского академического театра драмы им. М. Лермонтова Рубена Андриасяна.
 
Повороты судьбы
В нынешнем году у Рубена Суреновича удивительным образом сошлись несколько юбилейных дат: 80 лет со дня рождения, 55 лет работы в Казахстане и 35 лет служения лермонтовскому театру. Можно добавить и то, что день рождения Рубена Андриасяна совпадает с днем рождения самого театра им. Лермонтова – оба они появились на свет 31 октяб¬ря. Правда, театр опередил своего верного рыцаря без страха и упрека на 5 лет, впервые открыв занавес в 1933 году. Но они так долго существуют вместе, что теперь с полным правом мы можем назвать лермонтовский Театром Рубена Андриасяна.
Cовпадение чисел и дат представляется вполне оправданным: Рубену Андриасяну на роду было написано стать театральным человеком. Не случайно он любит повторять фразу, что в театр не поступают, а попадают, как под трамвай. Однажды – и на всю жизнь.
И хотя к профессии режиссера Андриасян пришел не сразу, это был вполне осознанный выбор – всем своим существованием он был обречен и на творчество, и на духовность.
Полная фамилия Рубена Суреновича – Тер-Андриасян, а приставка «тер-» в армянском языке означала обращение к священнослужителю, то есть родоначальник его фамилии принадлежал к духовному званию. В клане Андриасянов присутствовало и творчество: тетя Рубена долгое время играла в армянском театре. Но, пожалуй, самым известным был дядюшка Сурен Кочерян, великолепный мастер художественного слова, народный артист Армении и России.
Казалось бы, юному Рубену, выросшему в актерском окружении, прямая дорога на сцену. Но отец, врач по профессии, видимо, считал, что актерство – это несолидно, и юноше настоятельно посоветовали не идти в лицедеи. Так он стал студентом факультета русской филологии Ереванского университета. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. В один из дней Рубен узнал, что в университете заново открыли режиссерский факультет, и он решил туда перевестись. Первый круг судьбы замкнулся.
Затем начал разматываться круг второй – Казахстан. Наша республика возникла в биографии Рубена Андриасяна вроде бы случайно. Вот как он сам об этом рассказывает:
«После окончания университета я получил направление в город Уральск, нашел его на карте, и мне стало скучно. Тогда я поехал на актерскую и режиссерскую биржу в Москве, и там договорился, что после защиты диплома поеду работать в Забайкалье. Вернулся в Ереван. И вот однажды у нас дома раздается звонок: «С вами будет разговаривать заместитель министра культуры Казахской ССР Днишев Муса Букенбаевич». Представляете, студенту звонит сам замминистра культуры! Он мне говорит:
– Вы получили к нам распределение?
– Да, – отвечаю, – но я к вам не приеду, уже договорился с театром в Улан-Удэ.
– Зачем? Вы же южный человек. Я предлагаю вам быть главным режиссером областного театра в прекрасном южном городе на берегу реки.
И начинает описывать мне красоты города, который называется Кзыл-Орда. А я про себя думаю: «Со студенческой скамьи – и сразу главный режиссер». В общем, как в басне, ворона каркнула, и когда сыр выпал, он добавил: «Театр казахский».
– Но ведь я не знаю языка.
– Там до вас кореец работал, так он и по-русски не говорил.
Так я поехал в «портовый город» Кзыл-Орду. Это был 1963 год, ровно 55 лет назад».
После этого Рубен Суренович вступил в третий круг судьбы, который можно было бы назвать «Хождение по театрам».
Через год после его работы в Кзыл-Орде туда приехал выпускник 1-го курса казахской режиссуры Алматинского театрального института Маман Байсеркенов, сменив Андриасяна, которого перевели в Кустанай. Но там Рубен Суренович проработал всего сезон, потому что не нашел общего языка с директором. Решил вернуться в Армению, где открывался молодежный театр. Но когда написал заявление об уходе, в Кустанай приехал заместитель начальника управления по делам искусства Исаак Иванович Попов, который стал уговаривать молодого режиссера забрать заявление. В итоге Андриасяну предложили поехать в Караганду, где он, по его словам, проработал в областном театре неприлично долго – целых 6 лет!
Очередную перемену в судьбе опять-таки определил случай: как-то в карагандинский театр приехал главный режиссер алматинского театра им. М. Лермонтова Мар Владимирович Сулимов. Это была известная личность, достаточно сказать, что его имя стояло в одном ряду с такими крупными театральными реформаторами, как Рубен Симонов и Георгий Товстоногов. Поэтому когда Андриасяну предложили на выбор – идти очередным режиссером в лермонтовский театр или главным в ТЮЗ, он выбрал лермонтовский: ему было интересно поработать с Сулимовым. К сожалению, через 2 года Мар Владимирович уехал из Алматы. Ушел и Андриасян.
Новым театром для него стал алматинский ТЮЗ, художественным руководителем которого он проработал 10 лет. Так замкнулся круг четвертый.
Как вспоминает Рубен Суренович, уходить из ТЮЗа совсем не хотелось, но его вызвал все тот же Исаак Иванович Попов, который был уже в ранге первого заместителя министра культуры, и сказал, что на заседании секретариата ЦК принято решение перевести Андриасяна в театр им. Лермонтова.
– Надо было соглашаться, в противном случае пришлось бы уезжать из Казахстана с «волчьим билетом», потому что за тобой пойдет так называемая объективка, в которой будет зафиксировано неуважение к ЦК партии, – рассказывает Рубен Суренович.
С этого времени для него начался главный, пятый жизненный круг – работа в русском театре драмы им. М. Лермонтова.
Дар режиссера и педагога
Вот как вспоминает об этом периоде в театральной жизни режиссера писатель и поэт Адольф Арцишевский, который много лет проработал вместе с Рубеном Суреновичем, сначала в качестве завлита алматинского ТЮЗа, а затем и театра им. Лермонтова:
– Когда-то я написал о Рубене статью, которую назвал «Диктатура доброты», и мне кажется, именно эта его диктатура позволяла преодолевать довольно сложные жизненные ситуации. Когда он пришел в лермонтовский театр, тот был довольно конфликтным. И, должен признаться, до сих пор не понимаю, как ему удалось ликвидировать эту закулисную войну. Но Андриасян сумел отвлечь людей на работу, как он сам говорил. И уже через год мы поехали на гастроли в Москву, повезли 5 спектаклей, в том числе «Последний посетитель» Владлена Дозорцева, который московские театральные критики не любили, считая его конъюнктурным. Но когда они увидели нашу постановку, то пришли в восторг. Видимо, Рубен сумел что-то такое достать из этой пьесы, что получился спектакль на все времена.
– Добавлю, что незадолго до своего ухода из ТЮЗа он открыл очередной сезон спектаклем «Сирано де Бержерак», который имел большой успех. И когда Рубен вместе с актерами вышел на поклон, один из них – Гавриил Бойченко – сказал: «Красиво ставишь точку…», – продолжает Адольф Арцишевский. – Каждая его постановка вызывала бурную реакцию, спектакли пытались закрыть, потому что они были чрезвычайно острыми, затрагивали обнаженный нерв эпохи. Любимый драматург Андриасяна – Чехов, он поставил почти все его пьесы. «Три сестры» – в театре имени Ауэзова на казахском языке. Это был прекрасный спектакль. А в нашем театре в трудную минуту для талантливого режиссера Азербайжана Мамбетова Рубен дал ему возможность поставить чеховского «Дядю Ваню», что тоже стало театральным событием, потому что Мамбетов – это большой мастер… Вот, казалось бы, парадокс: армянин приехал в Казахстан, где возглавил русский театр драмы. Хотя парадокса нет. А еще Рубен Суренович умеет открывать таланты. Он великолепный педагог, многие его ученики играют сейчас на лермонтовской сцене.
Лауреат премии «Серпер» Анастасия Темкина называет Рубена Андриасяна родным человеком:
– Я выросла при нем, он был единственным, кто вместе со мной проводил в последний путь и маму, и папу, оставшись тем единственным родным сердечком, которое знает обо мне все. С гордостью могу сказать, что мне повезло. Рубен Суренович был моим мастером курса, и он действительно Мастер, который учил нас азам мастерства, терпеливо исправляя ученические ошибки. И до сих пор я продолжаю у него учиться, потому что каждый спектакль с Андриасяном – это школа. И уж чего не занимать Рубену Суреновичу, так это ироничного отношения к жизни. Никогда не выходящий из себя, четко видящий и объективно оценивающий ситуацию – таков Андриасян.
Он – стержень, на котором держится коллектив, он сумел создать вокруг себя удивительное пространство под названием «театр». Театр Рубена Андриасяна.
Театральная жизнь заслуженной артистки РК Татьяны Банченко тоже прошла рядом с Андриасяном:
– Мы с Рубеном Суреновичем работаем вместе с 1973 года, когда он пришел в ТЮЗ. Я не была его ученицей, но, учитывая огромный срок совместной работы, с полным правом могу назвать его своим учителем. Скажу больше, мы с ним уже как родные люди, у меня трепетное отношение к этому человеку. У него огромное чувство юмора, причем очень тонкого, что очень ценно, особенно в режиссерах.
При этом меня, да и не только меня, всегда смущало одно: он никогда не хвалит актера, говоря, что актер – продукт скоропортящийся, поэтому его надо держать в холоде. Порой меня это задевало, и я его спрашивала: «Ну что вы молчите?» На что он отвечал: «Радуйся, что молчу». Лишь когда у меня был юбилей, в одном из интервью он сказал, что я много значу для театра. И такая оценка, конечно, мне была чрезвычайно приятна.
– У него свой метод работы, ведь Рубен Суренович не просто очередной режиссер, а главный, который имеет свое видение – и при работе над очередным спектаклем, и в целом, руководя коллективом, – считает Татьяна Банченко. – Возглавлять театр столько лет – это большое искусство, здесь надо быть не только профессионалом высшей пробы, но и тонким политиком. Порой меня спрашивали: «А у вас бывало, чтобы кому-то из зависти башмаки гвоздями прибивали или платье резали?» На что я отвечала: «Никогда! У нас в театре всегда творческая атмосфера, и это только благодаря мудрости и таланту Рубена Суреновича».
В числе учеников Андриасяна и директор театра, лауреат нацио¬нальной театральной премии «Сахнагер» Юрий Якушев:
– В жизни каждого человека, наверное, бывают встречи с такими людьми, которые невероятным образом меняют твою жизнь. Для меня такой человек – Рубен Суренович. Так случилось, что он приглашал меня в театр 3 раза. Первый – в 1982 году, когда я окончил театральную студию, а он был главным режиссером ТЮЗа. Но тогда я не сумел воспользоваться приглашением. Второй раз он позвал меня в театр, когда я окончил Академию искусств имени Жургенова. Я проработал с ним почти 5 лет. А потом настали «лихие 90-е», и я решил уйти из профессии. Но в начале 1999 года он вдруг предложил мне стать директором театра, что, признаюсь, стало большой неожиданностью. В общем, могу сказать, что этот человек создал мою судьбу, срежиссировал ее, словно поняв, чего мне всегда хотелось – быть в театре. Благодаря Рубену Суреновичу театр стал и моей биографией.
Он всегда много работает, хотя сейчас во многих театрах художественный руководитель имеет право не заниматься постановками, лишь осуществляя общее руководство. А Рубен Суренович каждым своим спектаклем словно определяет планку мастерства, ниже которой не позволяет себе опускаться. Он режиссер-долгожитель, и в этом Андриасян тоже уникальное явление. Для театра это уже эпоха – эпоха Андриасяна. Он своего рода бренд: когда говорят Андриасян, подразумевают театр им. Лермонтова, когда говорят театр Лермонтова, подразумевают Андриасяна.
АВТОР:
Елена Брусиловская
11:13, 1 Ноября 2018
https://www.kazpravda.kz/articles/view/teatralnii-roman-rubena-andriasyana

Категория: Театр им. Лермонтова | Добавил: Людмила (17.11.2018)
Просмотров: 456 | Теги: Рубен Андриасян | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz