Суббота, 20.04.2024, 09:03
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » Театры Казахстана

Искусство выживания

9 декабря 2017, суббота, 10:58 
Оксана Лысенко
 
Первому и единственному театру ростовых кукол в Казахстане исполняется 20 лет! 
Больших торжеств по случаю юбилея «Сезам» не готовит. На это у театра попросту нет средств. А вот новогодние представления, которых с нетерпением ждут дети, обязательно будут. «Пока театр еще наплаву, но удается это с трудом», – признается основатель и руководитель «Сезама» Кайрат Баянов. По словам директора, все эти годы театр существует на свои деньги и полностью самостоятельно финансирует дорогостоящие спектакли. За 20 лет актеры уникального театра завоевали любовь миллионов маленьких зрителей по всей стране. «Это и помогает выживать», – говорят сезамовцы. 
За 20 лет театр «Сезам» объездил не только весь Казахстан, но и страны СНГ. Их любят и ждут. «Признание юных зрителей дорогого стоит», – уверены сезамовцы. Однако есть у театральной труппы обида на чиновников, которые за все годы работы ни разу не отметили их достижения. Хотя за актеров-кукольников просили их коллеги, Союз театральных деятелей неоднократно направлял письма в профильное министерство с просьбой поощрить актеров театра «Сезам» грамотами, небольшими наградами. Так и не случилось. Более того, как и 20 лет назад, единственный в своем роде театр не имеет собственного здания, коллектив ютится в стенах Казахского государственного театра драмы имени Ауэзова, который предоставляет ему свою сцену… Сейчас сезамовцы мечтают принять участие в праздновании 20-летия Астаны. Ведь они практически ровесники, и первое масштабное выступление театра состоялось именно на презентации новой столицы Казахстана. Но пока стремление актеров никто не поддержал. 
О том, как живет первый и единственный театр ростовых кукол, какие планы строит на будущее и есть ли оно у театра, который, в отличие от государственного, может рассчитывать только на собственные силы и ресурсы, наш разговор с директором театра «Сезам» Кайратом Баяновым.
 – Сейчас непростое время, но, если оглянуться на 20 лет назад, и в тот период, когда зарождался ваш театр, было сложно. Кайрат Дуйсенович, что в итоге оказалось сложнее – начинать или удерживать?
– Главная сложность сегодня – это полное отсутствие поддержки. Нас ни морально, ни материально не поддерживают ни государство, ни коммерческие компании. Хотя, если так посмотреть, чем мы отличаемся от государственного театра, который финансируется из бюджета? Только статусом. Наш театр точно также прививает зрителям любовь к искусству и веру в то, что добро всегда побеждает зло.
Вы правы, начинать было очень сложно. В конце 1990-х годов я впервые вживую, не по телевизору увидел ростовых кукол. Это было в Германии, они там прямо на улицах показывали свои представления. Я видел, с каким восторгом их принимают дети. Тогда и загорелся идеей организовать театр, где главными героями будут вот такие куклы. Там же, в Германии, мне повезло познакомиться с гражданкой Америки, родители которой эмигрировали в США из Союза. Я поделился с ней своей мечтой. И каково же было мое удивление, когда она предложила помочь. В итоге она проспонсировала покупку 12 кукол на общую сумму 16 тысяч долларов. Это огромные по тем временам средства, представьте 16 тысяч долларов – три квартиры в Алматы тогда. Одна кукла стоила 1000 долларов, плюс к ней всякая необходимая атрибутика. Можете представить, с какой радостью я возвращался домой, там меня ждало воплощение мечты. Но радовался я недолго. Когда куклы прибыли в Алматы, их нужно было растаможить. Так вот, нам выставили счет в 5 тысяч долларов. Денег у меня таких, конечно же, не было. Пришлось сделать временный ввоз. Но через год я не смог вывезти кукол. Был суд, штраф. Сейчас это вспоминается с иронией, а вот тогда было совсем не до смеха. 
– А как вы попали с куклами на презентацию столицы?
– Выступление в новой столице было не совсем первым. Наш дебют состоялся в Алматы в марте 1997 года. Тогда-то о нас впервые и узнали, пригласили в Астану на праздник. И мы бы очень хотели выступить в следующем году на 20-летии столицы, об этом уже написали письмо руководству Астаны, но пока однозначного ответа нет.
Вообще, в Казахстане, я считаю, очень мало культурных проектов для детей. А особенно скудно в кукольном жанре. Поэтому совершенно не понятно отсутствие внимания и поддержки со стороны государства. Даже такой малости, как оценка наших актеров грамотами, и того нет! Хотя мы делаем то же самое, что и государственные театры – воспитываем зрителя. Наш репертуар – это в основном мировая классика, где добро побеждает зло. Я объездил весь СНГ и могу точно сказать, что с ростовыми куклами так, как мы, никто не работает. За границей и в соседних государствах актеры, переодетые в кукол, устраивают всевозможные шоу для детей. Но их куклы, в отличие от наших, работают под фонограмму. А наши артисты выступают и говорят вживую! Наши куклы в постоянном контакте с залом!
– А как насчет спонсоров, в Казахстане много крупных компаний, которые могли бы поддержать театр…
– Могли бы, но этой поддержки, к сожалению, у нас нет. Хотя в первые годы нашего существования нам очень помогали спонсоры. Они выделяли финансирование, и мы делали постановки, которые «гремели» не только в нашей стране, но и в соседних государствах. Нам и сейчас нужна помощь, чтобы произвести конкурентоспособную продукцию. Если наша страна не может производить какую-либо автоматику и прочее, мы ведь можем «взять» мир искусством! Но, видимо, кризис сказывается, и сейчас со стороны компаний нет желающих поддержать театр. Мы обращались, пытались уговорить, убедить. Хотя вспомните «ЭКСПО», которое ярко показало, насколько большим спросом пользуются у нас детские представления. Приезжал «Цирк дю Солей», билеты было не достать. А ведь кто артисты этого всемирно известного цирка?! Виртуозы из СНГ, в том числе и из Казахстана. Просто у этого представления хороший бюджет, отсюда хорошая режиссерская постановка, свет, костюмы и так далее. Так почему кого-то нужно приглашать со стороны, платить огромные деньги, когда то же самое можно сделать здесь, в условиях нашей страны, с участием наших талантов?! И нисколько не хуже, было бы финансирование. Зато это будет наш продукт, который останется в Казахстане, с которым в последующем можно будет выезжать и привозить дивиденды от показов в родную страну.
 – Кайрат Дуйсенович, правда, что в этом году куклы «Сезам» заговорят на государственном языке?
– Абсолютно верно. В этом году наши новогодние спектакли будут и на русском, и на казахском языках. Сделать постановку на государственном языке – энтузиазм нашего театра. Замечу, что это уже не первая попытка. Несколько лет назад мы уже делали постановку на казахском языке, но, к сожалению, потерпели, так сказать, полное фиаско. Залы были практически пустые. Были колоссальные убытки. В этом году мы решились еще раз попробовать провести новогодние спектакли на государственном языке, в связи с чем просим казахоязычное население поддержать нас. Обращаемся к меценатам, крупным компаниям, которые также готовы поддержать продвижение государственного языка в массы, помочь нам. Мы открыты для всех.
 – Какой удивительной новогодней историей театр будет удивлять в этом году?
– В этом году наши юные зрители узнают, откуда у слона такой длинный нос, который называется хоботом. Познавательная сказка по мотивам рассказа Р. Киплинга «Несносный слоненок». Маленький любопытный слоненок очень хотел узнать, чем обедал крокодил. Думаю, мы сможем порадовать наших маленьких поклонников. Кстати, хочу заметить, на наши новогодние представления уже приходит второе поколение зрителей. Нам звонят наши зрители конца 1990-х–2000-х годов, теперь и их дети смотрят наши представления!
 – Кайрат Дуйсенович, а сколько в коллекции театра «Сезам» сегодня кукол и где они ждут своего звездного выхода на сцену?
– Сейчас у театра 50 кукол. Те, что участвуют в предстоящем новогоднем спектакле, уже наводят, так сказать, марафет. К сцене их готовят сами артисты, услуги химчистки – дорогое удовольствие. На самом деле, вопрос хранения главных героев наших сказок для нас очень болезненный. У театра нет своего помещения, нет и хранилища. Приходится выкручиваться, находить куклам временное пристанище, но это всегда тяжело. Для их хранения необходимо специальное помещение, сухое, с подходящей температурой воздуха. Нашему театру 20 лет, и если бы наше правительство, чиновники наконец обратили на нас внимание, на наши нужды и проблемы, это стало бы самым замечательным для нас подарком. Я был молодым, когда театр делал свои первые шаги. Прошло 20 лет, мне скоро на пенсию. Я уже готов передать театр государству на определенных условиях, лишь бы он продолжал жить, радовать детей и воспитывать в них доброту.
 
Оксана ЛЫСЕНКО, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы 
 https://liter.kz/ru/interview/show/40345-iskusstvo_vyzhivaniya

Категория: Театры Казахстана | Добавил: Людмила (22.01.2018)
Просмотров: 526 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz