Суббота, 19.09.2020, 06:35
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » ТЮЗ им. Н.Сац

ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ

Женщины худенькие – травести 
наивно, талантливо, дерзко 
пытаются возраст свой провести, 
чтоб не уйти от детства…

Вспомнила стихотворение Инны Кашежевой, когда много лет назад, немного волнуясь, шла брать интервью у народной артистки Респуб­лики Казахстан Ольги Алексеевны Решетниченко.
Для театральных зрителей, чье детство пришлось на 50-60 годы, это имя говорит очень много. В это время Ольга Алексеевна на сцене ТЮЗа сыграла все свои главные маль­чишечьи роли. Димку-Невидимку и Зайку-Зазнайку, Гекльберри Финна и Гавроша, Алешу Пешкова и Ваню Солнцева, многие-многие другие. Встреча с Решетниченко была для меня встречей с детством. Я вдруг обнаружила, что и Димка-Невидимка, и Гек, и Шурик из «Сомбреро» стоят передо мной как живые, словно не прошло уже с того времени целых 35 лет. Все верно, ведь самые сильные театральные впечат­ления живут вечно.
Ольга Алексеевна тогда была уже несколько лет на пенсии – играла на сцене где-то до 75 лет, но, тем не менее, все, что связано с театром, с ТЮЗом, ее волновало. Понять старую актрису можно: театр – ее жизнь. Была, есть и будет.
Сын О. А. Решетниченко Игорь Васильевич Мельников принес большой чемодан с фотографиями. Все они были разложены по конвертам. «Это – мама в Грозном, это – в Саратове, а вот это уже Алма-Атинский ТЮЗ».Медленно крутится магнитофонная лента. День воспоминаний.
Не знаю, как кому, но мне всегда были интересны люди цельные. Те, что еще в детстве, в юности поставили себе цель и шли к ней, невзирая на все преграды. Казалось, вела их какая-то божественная сила и отклониться от заданного пути они просто не могли.
Ничего не предсказывало девочке Оле из полтавского села будущего актрисы. Родители – простые рабочие, к театру ни­какого отношения не имели, да и самого театра она до оконча­ния семилетки не видела. И тем не менее все время что-то иг­рала, кого-то представляла.
– Это было, когда мы жили на даче Софьи Петровны Дур­ново, – вспоминает она. – Мес­то там живописное, большие кусты сирени. У меня никогда не было кукол, игрушек, все заменяла игра в театр. Пьесы мы сочиняли сами. Помню, я играла беспутного сына, а старшая сестра Шура – почему-то его мертвую мать. Я там пела песню: «А я, мальчик, на чужбине позабыл всех друзей». Мне тогда казалось, что чем больше будет дребезжать мой голос, тем более силь­ное я произведу впечатление…
Одна женщина, посмотрев спектакль, сказала: «Из этой девочки будет толк…»
Ольга Алексеевна вспомина­ет те давние события, факты, даты. Как это было давно, кажет­ся, совсем другая эпоха.
Вспоминает, как ходила в дом владельца кожевенной фабрики Андера на елку, ей было тогда года 4, и детей угощали там хлебом с маслом и вареньем. За­помнила она Махно, он был в их селе. Его «воины» саблями, шашками били кур, потом разводили кос­тер. «Помню его шапку мохнатую, галифе, стоял, как Наполеон ка­кой-то. Я тогда, конечно, не зна­ла, какую роль он сыграет в исто­рии, детишек они не трогали…»
«… А в 23-м году к нам в село первый грузовик приехал. Это было чудо! Все – и взрослые, и дети – побежали на него смот­реть».
А потом был Днепропетровск. Жили на окраине. Оля оканчи­вала 7-й класс, и надо было как-то определяться. Выбрала электротехнический техникум, потому что нравилось слово «электро», и уже собралась туда поступать, как увидела в газете объявление: «Музыкально-театральный техникум объявляет набор». Загадочное слово «электро» быстро было забыто. Оля кинулась на улицу Короленко, где находилась «школа артистов». Это то, что ей нужно! На вступительных экзаме­нах почему-то решила исполнить роль мужчины, которого ведут на расстрел. В месте, где ей нужно было упасть, пояснила комиссии: «Здесь я должна упасть, но я боюсь». Раздались хохот и апло­дисменты. Принята!
Дальше была учеба, работа на радио (у Оли был чистый пол­тавский язык). Открытие: в Днеп­ропетровске, оказывается, есть свой ТЮЗ. И наконец, главный режиссер театра Ирина Савельевна Деева пригласила ее туда играть. Пошла посоветоваться с родителями. «И деньги платить будут?» – поинтересовалась мама.
Трудно описать любую жизнь, бродячую, актерскую – тем более. То, что рассказывала Ольга Алексеевна, – материал для отдельной кни­ги. Так получилось, что из Днепропетровска она уехала в Донецк к режиссеру Саламарскому, вслед за ним – в Луганск, в Сара­тов, затем – 10 лет работы в Гроз­ном. Ольга Алексеевна тепло вспо­минала этот город, близко к сер­дцу принимала трагические со­бытия, происходящие там. И – бесконечные роли мальчиков – жанр травести для нее опреде­лился. Одной из любимых стала роль Алеши Пешкова – играла ее в трех театрах, потом спектакль делался уже на нее.
– Помню, как мы с «Детством» приехали на гастроли в Москву. Представляете, Горький в зале, дочь Сталина в матросочке. Так волновались… Спектакль похвалили, я сама с Горьким не разговаривала, но мне передали, что он сказал: «Играет хорошо, только сильно окает». А я дей­ствительно нажимала на «о», ког­да надо и когда не надо.
– А как мальчишки реагиро­вали на вашу игру? Признавали за своего?
– Как-то я участвовала в иг­ровом спектакле «Два часа во­круг света». Там играла с насто­ящими мальчишками и в антракте не имела права уходить за кули­сы. Сначала пацаны действитель­но принимали меня за своего. Но затем что-то начали подозревать, окружили, и кто-то хлопнул по груди: «Баба!» Я, расстроенная, убежала: не буду больше оста­ваться в антрактах! Или в пьесе «Винтовка» играла беспризорника Паташонка. Иду по городу, а мне ребята вслед кричат: «Блат­ная»! Но тем не менее мальчишек я играть любила, и эти роли мне удавались.
В Грозный Ольга Решетниченко приехала в 38-м году. Го­родок ей понравился. На ред­кость внимательно тогда относилось к актерам областное парт­ийное руководство. Бывало на тюзовских спектаклях. Уже в 40-м Решетниченко получила звание заслуженной артистки Чечено-Ингушской АССР. Во время войны вместе с другими актерами участвовала в работе фронтовых бригад, поз­накомилась там с Махмудом (она говорит Мишей) Эсамбаевым, по его рекомендации, кстати, потом оказалась в Алма-Ате…
– Вы знаете, раньше мне театры больше нравились, и зри­тель тоже. Кажется, он был совсем дру­гой. Дети после окончания спектакля бежали не в раздевалку, а на сцену, ждали нас, актеров, у выхода. Помню, одна девочка подарила мне коробочку с ракушками – самое дорогое, что у нее было, другая вышила коврик с моей фамилией… Когда я уезжала из Грозного, меня пригласил первый секретарь обкома партии и говорит: «Если будет плохо, возвращайтесь, мы вас всегда возьмем».
В Алма-Ату Ольга Алексеевна приехала к Наталии Ильиничне Сац.
В дороге украли все ее вещи. Когда тут же, при театре, дали квартиру, немного успокоилась. Сразу же в концерте стала играть роль Вани Солнцева. «Это та актриса, что нам нужна!» – воскликнула Сац.
У Наталии Ильиничны было замечательное качество – она любила актеров. Ольга Алексеевна увлекалась тогда футболом и как-то пришла отпрашиваться с репетиции. «Олёль («Она меня так и называла – Олёль»), ты у меня примерная, хорошо, иди на футбол».
– Неповторимая, потрясающая Ольга Алексеевна Решетниченко, – вспоминает Светлана Михайловна Сагалович. – Лучшей травести я в своей жизни вообще не видела. Я настолько в детстве обожала эту актрису, что не пропустила ни единого ее спектакля! Помню, как детвора спорила, сколько лет этому актеру, может ли он играть мальчика, но ни у кого не возникало сомнений, что их любимый герой – не мальчишка, а женщина-травести. Они бежали к служебному входу и, вытягивая шеи, ждали, когда же выйдет из театра их ненаглядный паренек. И когда мимо проходила сухонькая элегантная скромная женщина, они даже и предположить не могли, что это идет тот самый им полюбившийся «актер».
Почти 50 лет проработала в своем любимом театре Ольга Алексеевна Решетниченко. Уехала Н. И. Сац, были другие режиссеры, всех не перечислишь. Неизменной оказывалась маленькая травести. В свое время ей пришлось пережить переход на возрастные роли. Я не задавала вопроса, как это было, для любой актрисы этот про­цесс всегда болезненный, для травести — вдвойне.
…Эх, эликсир бы изо­брести, чтоб не стареть, чтоб не расти! Как сказать бы да не солгать? Им не знакома за­висть. Джульетту можно и пло­хо сыграть, а заяц всегда есть заяц!
– Обязательно напишите о целине, – попросила она меня тогда. – Мало кто знает, что Алматинский ТЮЗ приехал туда одним из первых. Была позд­няя осень. Нам выдали обмун­дирование – сапоги, шапки-ушанки. Спали на грязном земляном полу, было очень тя­жело, холодно, голодно. По­том приезжало туда много московских театров, но мы были первопроходцами…
Однажды на целине Ольга Алексеевна познакомилась с водителем машины, который их вез. Он рассказал, что в войну потерял отца и его усы­новили в полку. Актриса даже заплакала: «У нас есть общее. Меня тоже усыновили, но только на сцене. Я играла Ваню Солнцева в «Сыне полка». Они породнились…
Уже несколько лет как нет с нами нашей любимой актрисы.
Мы давно стали взрос­лыми, а Ольга Алексеевна так и осталась частичкой на­шего детства. Без нее, без театра оно было бы, навер­ное, не совсем полноценным, ведь самые первые открытия в жизни сделали мы с помощью ее Зайки-Зазнайки, Вани Солнцева, Гавроша.
Взрослый мой мир,
восхищенье прости,
но как застенчиво-дерзко
умеют тюзовские травести
впадать в гениальное
детство!
– написала Инна Кашежева.

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Добавил: Людмила (16.09.2015)
Просмотров: 440 | Теги: Ольга Решетниченко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
ТЮЗ им. Н.Сац [66]
Театр [213]
Культура [11]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
ТЮЗ им. Н.Сац Ольга Коржева 2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Жуманов Александр Зубов «Коляда-plays» Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов «Токал» Наталья Лунина Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Рубен Андриасян Татьяна Тарская Акмарал Кайназарова Гавриил Бойченко Бахытжан Бухарбаев Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Султан Усманов звездный мальчик «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Кармен дон кихот Балпеисова Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Артем Иватов Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Михаил Токарев Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Герольд Бельгер VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Людмила Мананникова Ольга Бобрик Евгения Василькова Виктория Тикке Абрам Мадиевский Академический театр танца под руков Евгений Онегин Абиш Кекильбаев Алые Паруса Примадонны «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2020
    uCoz