Воскресенье, 20.09.2020, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » ТЮЗ им. Н.Сац

ГЛАЗА У ТЮЗОВЦЕВ ГОРЯТ ЯРЧЕ!

Рубен Андриасян, художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, народный артист Республики Казахстан
Прекрасно помню появление Рубена Суреновича Андриасяна в роли главного режиссера на сцене нашего ТЮЗа. Театр тогда как-то сразу повзрослел, в него потянулись подростки и молодежь, а спектакль «Ночь после выпуска» считал своим долгом посмотреть каждый уважающий себя старшеклассник. Но, честно признаемся, фанатиком детского театра Рубен Суренович все же не был. Его тянуло к спектаклям сложным, психологическим, глобальным. Тем не менее, побеседовать о ТЮЗе, вспомнить свои молодые годы наш мэтр сцены согласился с удовольствием. А так как Рубен Суренович Андриасян, как известно, потрясающий рассказчик и очень остроумный человек, мне совершенно не захотелось пересказывать наш с ним разговор своими словами.
Итак, монолог от первого лица.
Как все начиналось
Некоторое время я был очередным режиссером в театре им. Лермонтова. Там главным режиссером работал замечательный режиссер Мар Владимирович Сулимов. Я напросился в свое время на эту роль к нему сам: Мар Владимирович мне был очень интересен, а я все время варился, как говорится, в собственном соку, мне очень хотелось поработать с Мастером.
Когда в 1974 году Сулимов из театра ушел, я решил уходить тоже, тем более как раз в это время мне предложили принять ТЮЗ. Тогда это был очень крепкий театр. На протяжении 18 лет директором в театре работала хороший организатор Г. А. Джанысбаева. В ТЮЗе тогда были две труппы – русская и казахская, мы жили все вместе одной семьей. До сих пор встречаемся с артистами казахского ТЮЗа, как родные.
Гульжахан Абуовна дала мне полный карт-бланш: твои вопросы творческие, мои – организационные и общее руководство. Я засучил рукава, стал собирать команду. В ТЮЗе и до моего прихода был очень крепкий костяк, который сохранился частично по сей день: Лера Крымская, Таня Тарская, Люба Бойченко, Сергей Печорин… Но нужно было коллектив обновлять, приглашать молодежь, «доводить до ума» средний возраст. Этим я и стал заниматься. В нашем театре появились поразительно интересные актеры: Стас и Светлана Сальниковы, Ю. и Т. Синины, Л. Романова, А. Кощеев, Р. Красуля, О. Беспальченко – люди, на которых потом строился весь репертуар.
Как мы «пробивали» спектакли
Наработали мы тогда в ТЮЗе очень любопытный репертуар. Сегодня это звучит довольно странно, но в то время, когда я брал пьесу, надо было думать не столько о том, как ее поставить, а о том, как ее «пробить». И нам удавалось «пробивать» очень интересные вещи.
Наиболее ярко это видно на примере спектакля по пьесе В. Тендрякова «Ночь после выпуска». Тендрякова мы поставили вторыми в Союзе и попали в сезон «очередного закручивания гаек». Именно в то время в лермонтовском театре не приняли, трудно себе представить, «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского.
Я понял, что и мой спектакль под угрозой, позвонил Владимиру Федоровичу: «Помогите, позвоните, выйдите в министерство». Тендряков отвечает: «К сожалению, я на всех начальников действую, как красная тряпочка на быка. Если туда позвоню, то только все испорчу. Действуйте сами».
Что делать? И вот решающий день настал. На сдачу пришла комиссия, в том числе представители ЦК Компартии Казахстана. Посмотрели спектакль и заперлись. Не стали с нами ничего обсуждать. А я уже собрал общественность, которая сидела в боевом настроении и готова была защищать спектакль всеми силами.
Сидим, волнуемся, вдруг выходит министр и говорит: «Мы вас поздравляем с острым злободневным спектаклем! Интересная работа. До свидания». Мы ждали разгрома, а тут никакого обсуждения! Я звоню своему «штирлицу» в министерство и спрашиваю: «Почему, как так получилось?» А он в ответ: «До тебя уже четыре спектакля в Алма-Ате не приняли. Испугались. Получается, если они и твой спектакль не примут, значит, это не ты, а они плохо работают». Вот так повезло!
Звоню Тендрякову:
– Владимир Федорович, я вас поздравляю! Спектакль приняли!
– Как приняли? А что не приняли?
– «Оптимистическую трагедию» в драме.
– Вишневского не приняли, а меня приняли? Так не бывает!..
Спектакль наш шел долго и интересно. Тогда очень активно работала педагогическая часть театра. Мы устраивали увлекательные обсуждения спектаклей, ребята очень интересно рассуждали. Я всегда участвовал в этих обсуждениях. Как ни странно, скучнее всего тогда говорили педагоги, где-то на уровне «Волга впадает в Каспийское море». И когда очередная педагогиня начинала говорить «про Волгу», ребята смотрели на меня сострадающим взглядом: «Терпите, мы ведь терпим!»
Три раза я сдавал «Остановите Малахова!», он очень трудно шел. В спектакле «Святой и грешный» комиссия углядела антисоветчину, так как в финале у нас исполнялась песня «Вечерний звон». «Это гимн белогвардейцев», – сказали мне.
Спасибо вам, друзья!
Я очень благодарен тем людям, которые тогда работали в театре. Ведь у нас профессия такая: один в поле не воин. И никакой сверхгениальный актер или режиссер не сделает погоды, если он один. А вот если всех людей, которые с тобой работают, удается превратить в своих сообщников, тогда все получается. Сейчас многие разлетелись кто куда.
Владимир Григорьевич Ронкин
Когда я пришел театр, меня стали посвящать в тонкости тюзовского дела. Сказали: «Есть в городе такой человек – Владимир Григорьевич Ронкин – заведующий кабинетом воспитательной работы Алма-Атинского городского института усовершенствования учителей. Если он заинтересуется тем, что вы делаете, театр будет хорошо жить, если нет – то будете прозябать». Пришел Ронкин, мы познакомились. Я тогда работал над макетом спектакля «Молодая гвардия». Он посмотрел макет и с ходу говорит: «Я понимаю, как вы будете ставить спектакль», – и по макету начинает – достаточно профессионально! – объяснять мой замысел.
Тогда в институте был поразительный тандем – Владимир Григорьевич Ронкин и Раиса Владимировна Ривина. Ронкин – со своими организаторскими способностями и пробивной силой и Ривина – как мозг этого дела.
Эти два человека очень сильно помогали нам раскручивать имидж нашего театра. Владимир Григорьевич, когда надо было «пробивать» спектакль, вытаскивал весь свой «синклит». В том числе приходила одна директор школы – Герой Соцтруда, не забыв к пиджаку прикрепить звездочку. Когда не принимали «Малахова», пришел начальник управления уголовного розыска республики, который нас консультировал. И как только начиналось обсуждение, все говорили: «Нам нужен этот спектакль в работе!» И все!
Галина Калинина
Ее рекомендовал к нам на работу Владимир Григорьевич. Она была одним из лучших педагогов русского языка и литературы г.Алма-Аты, но, как человек принципиальный, вошла в конфликт с органами образования, и ее надо было как-то выручать. Мы взяли ее в педагогическую часть театра. Галя вела спектакль «Здравствуйте, товарищи родители!», готовила обсуждения спектаклей «Остановите Малахова» и «Ночь после выпуска».
Несколько лет назад я был в США в гостях у Гали Калининой, а оттуда на автобусе поехал к Ронкину. Если бы тогда, когда Ронкин рекомендовал Калинину к нам театр, мне кто-то сказал, что от дома Калининой к дому Ронкина я буду добираться через Бостон и Нью-Йорк, я бы долго смеялся.
Светлана Штейнгруд-Аксёнова
Некоторое время Светлана была заведующей литературной частью театра – теперь она живет в Израиле. Света написала песни к спектаклям «Брестская крепость» и «Самый правдивый», сказку в стихах «Волшебная трава». Человеком была очень ярким и сейчас на фоне русского литературного Израиля является довольно заметной фигурой.
(От себя добавлю, что несколько лет я работала со Светланой Штейнгруд в газете «Ленинская смена» – она там возглавляла отдел литературы и искусства, делала это блестяще, была очень доброжелательным человеком, и именно с ее легкой руки в газете появились мои первые публикации о театре. – Л. М.)
Адольф Арцишевский
Когда он пришел к нам руководить литературной частью театра, ему приходилось много учиться, он сравнивал себя с предыдущим завлитом – Светланой Штейнгруд и считал, что на ее фоне проигрывает. Но Адольф как-то очень быстро сориентировался в театральной среде и стал «театральным волком».
Как-то нас с ним заперли в сауне – мы писали сценарий очередного праздника, и я ему сказал: «У тебя перед Светой есть одно неоспоримое преимущество – с ней я не мог ходить в сауну».
Самое главное, мы все были единой командой. Понимали друг друга с полуслова, дополняли друг друга.
Когда я всех собирал, Света Штейнгруд шутила: «Собрались заведующие всеми частями Андриасяна». Нас объединяло дело, и это было очень дорого. До сих пор нас всех связывают дружеские отношения.
Я вообще очень благодарен литературно-педагогической среде, которая окружала театр в то время. Это были преподаватели университета, школ, поэты. Они всегда участвовали в обсуждениях. Когда на спектакле присутствовали Тамара Мадзигон, Инна Потахина, другие известные поэты, писатели, педагоги, в зале была уже совсем другая энергетика. Чем талантливее зритель, все знают, тем больше стараются играть актеры. Заслуживает благодарности вся атмосфера, которой был окружен ТЮЗ в то время. Мы вели курсы для педагогов, а педагоги, которые их окончили, уже сами в свою очередь вели театральные факультативы. Мы все преподавали на этих курсах. Организаторы внеклассной работы были «наши люди», я их всех знал в лицо.
Эрнст Гейдебрехт
Много лет нас связывает дружба с Эрнстом Гейдебрехтом. Это очень беспокойный человек, его декорации играют наравне с актером.
Он сейчас живет в Германии, но много спектаклей поставил в России, в странах СНГ. Я ездил к нему в гости в Минск, Свердловск, в Германию. 50-летие Эрнста мы отмечали в Минске, 60-летие – в Германии. Последний раз я ему сказал, что его 70-летие мы будем отмечать в Алма-Ате.
Эрна Функоринео
Неожиданный уход Эрны был для всех нас очень большой потерей. Эрна была самим воплощением женственности. Мне иногда даже казалось, что она страдает от того, что многие к ней относились как к женщине, а не как к художнику. А художник она была очень тонкий, чувствующий природу спектакля. Очень теплый человечек. Что очень важно, она умела быть человеком команды. Когда Эрна погибла вместе с детьми, для всех нас это было большим ударом. До сих пор мне больно вспоминать об Эрне, до сих пор эта рана не зажила и, думаю, не заживет никогда.
О специфике детского театра
Время от времени кто-то мне задает вопрос: надо ли, работая в ТЮЗе, быть специальным детским режиссером?
Затертая истина: «Для детей писать и играть надо так же как и для взрослых, только еще лучше». Горький сказал эти слова по поводу литературы, Брянцев переиначил их для театра.
Не надо быть тюзовским режиссером, надо быть просто режиссером и понимать задачи ТЮЗа. А задачи эти достаточно сложные. Ведь даже в прошлые времена было трудно с драматургией для детей среднего возраста. Сказки им смотреть уже скучно, взрослые спектакли – еще рано.
А в ТЮЗе обязательно должны идти спектакли для детей младшего, среднего, старшего школьного возраста и для совместного семейного посещения.
…Дети – это поразительно интересная аудитория. Непосредственная, не испорченная воспитанием. ТЮЗ – очень хорошая школа и для актера, и для режиссера. Ведь если на сцене что-то происходит «не по-настоящему», зрительный зал потерян. В ТЮЗе каждый спектакль – единоборство со зрительным залом.
Должен признаться, что когда я ушел из ТЮЗа и, уже работая в театре Лермонтова, посмотрел фильм «Чучело», то сильно затосковал по этой самой проблематике!
«Молодая гвардия»
Таню Банченко я впервые увидел в роли Жени Комельковой и перед постановкой «Молодой гвардии» по пьесе А. Алексина устроил что-то вроде кастинга. Взял поющих актрис, они порепетировали с аккомпаниатором. По моему замыслу, нужно было этими песнями на стихи Роберта Рождественского вести весь спектакль. Пробовали это делать несколько актрис, но я выбрал Таню. Это была наша первая совместная работа.
Этот спектакль был необычным уже тем, что в нем были нормальные, не карикатурные немцы и нормальные без псевдопатриотизма молодогвардейцы. Шел 1974 год, оттепель прошла, но отголоски ее еще оставались. В этом смысле пьеса была достаточно прогрессивна.
«Остановите Малахова»
Спектакль «Остановите Малахова» по пьесе В. Аграновского смотрели у нас все: старшеклассники, педагоги, родители. И не просто смотрели – после спектакля устраивались родительские собрания, бурные обсуждения – в театре, в школе, дома. Быть может, благодаря заинтересованности, неслабеющему контакту между сценой и залом, на этот спектакль актеры весь год шли, как на премьеру.
Я уверен, если бы спектакль «Остановите Малахова!» смотрели только старшеклассники, такого контакта не возникло бы, а главное, он не выполнил бы и половины своих нравственных задач. Поэтому-то в афише и значилось: «Для вас, родители!» И дети буквально вытаскивали своих родителей на этот спектакль. Помню, одна девочка из не слишком благополучной семьи привела на спектакль своих родителей, шепнув маме, что это спектакль «про плохого папу», а папе, что «про плохую маму». И они всей семьей сидели на обсуждении. Дети были очень откровенны. Грех врать такому зрителю.
Очевидно, не случайно в спектакле журналист, пытаясь понять причины, приведшие Андрея Малахова на скамью подсудимых, задает, обращаясь к зрительному залу, «неожиданный» вопрос: «Есть ли в зале семья, в полном составе пришедшая на спектакль? Если есть, не посчитайте за труд, встаньте!» Этот вопрос – закономерный, он – о степени духовной близости, о глубине интереса, взаимопонимания между детьми и взрослыми. И нам радостно было видеть, как в ответ на этот вопрос поднималась значительная часть нашего зала.
Тюзовские корифеи
Галина Юрьевна Рутковская
– ученица и последовательница Наталии Сац. Именно у нее я прошел университеты ТЮЗа.
Ната Феликсовна Бычук
– это живая история ТЮЗа, поразительно преданный театру человек. Больная – не больная, может ходить – не может ходить, она придет и свое дело сделает обязательно. Ната Феликсовна – хранительница всех тюзовских традиций. Она пришла в этот театр ребенком и осталась в нем на всю жизнь.
Евгений Александрович Прасолов
Он ставил поразительные спектакли.
Я очень любил спектакль «Два выстрела» по Шукшину. Он был сделан очень тщательно. Сжато, но в то же время психологически подробно.
Евгений Александрович был очень интеллигентный человек, но прозвище в театре у него было как бы наперекор его интеллигентности – Пахан. Это был поразительно сердобольный человек. Он очень внимательно относился к молодым, пестовал их и, что очень редко для нашего брата, умел радоваться успехам других, не был завистлив. Мне было очень легко найти с ним общий язык, мы дополняли друг друга, работали с редким взаимопониманием.
Ольга Алексеевна Решетниченко
Человек поразительной наивности, незащищенности, очень творческий. Возрастные сложности с памятью она преодолевала героически. Когда я пришел в ТЮЗ, ей было уже за 60, а она все еще играла Зайку-Зазнайку! Поразительная молодость души была у нашей бабы Оли! Ольга Алексеевна, так же как и Ася Мамбетова, – основоположница ТЮЗа. Наталия Ильинична умела отыскивать замечательные травестийные кадры!
Многое сделал для ТЮЗа Гавриил Моисеевич Бойченко, который сейчас работает в театре им. Лермонтова. А Лерочка Крымская, Танечка Тарская, Клара Ушакова. Сергей Тихонович Печорин! А Слава Бычук, очень рано от нас ушедший! Я всех их очень люблю.
Удивительные они люди – тюзовские актеры! В драматическом театре попасть в сказку – значит отбывать повинность. Молодежь еще играет в сказках с удовольствием, а возрастные актеры делают это очень неохотно. Так вот когда в ТЮЗе как-то было распределение ролей, ко мне подошел один возрастной актер и со слезой в глазу стал говорить, что ему не дали роль какого-то третьего зайчика. А он его чувствует! Понимаете?
Да, в детском театре труппа может быть слабее, чем в драматическом театре, но в ТЮЗе труппа всегда хочет больше, чем в драме. Глаза у тюзовцев горят ярче! И вот это желание людей дорогого стоит.
Театр глазами прессы
«Молодая гвардия»
Постановка «Молодой гвардии – первая работа в ТЮЗе главного режиссера Р. Андриасяна. Спектакль решен в соответствии с замыслом драматурга – показать столкновение двух мировоззрений, жизнеутверждающую силу социализма и обреченность жестокости фашизма… Непрерывность действия в спектакле создается музыкой. Здесь песни на стихи Р. Рождественского несут особую смысловую нагрузку. В них сказано то, о чем недоговаривают молодогвардейцы…
С. Кабдиева, «Продолжение наше»,
«Вечерняя Алма-Ата», 10 мая 1975 г.
«Прикосновение»
Спектакль «Прикосновение» в своеобразной постановке режиссера Рубена Андриасяна привлекает мыслью о подвиге как естественном выражении человеческой личности. Герои его тоже решают вопрос: «Каким должен быть я в этом мире?» Этот спектакль о том, почему мы победили. Потому, что наш воин был духовно богат, он защищал непреходящие человеческие ценности.
…Спектакль сложный. Его можно назвать экспериментальным. Драматургия «Прикосновения» своеобразна и самобытна. Со сцены большого зала камерность повествования исключала бы доверительный разговор со зрителем. В спектакле нет особой динамики. Идет диалог, я бы даже сказала, монолог героя, обращенный к зрителю. И режиссер выносит действие в малый зал. На небольших подмостках, почти без декоративного оформления (художник Э. Функоринео привлекает наше творческое воображение) – живут герои, рядом – зрители. Дыхание тех и других как бы сливается в сопереживании.
С. Ягмурова, «Прикосновение», «Казахстанская правда», 16 мая 1976 г.
Послесловие к теме
Наш любимый ТЮЗ
Людмила Борисовна!
С большим удовольствием прочитал Вашу книгу, многое вспомнилось. Когда-то Вы поместили в «Огнях» мою заметочку на эту тему, в которой я вспоминал о первом в жизни посещении театра. Спустя много лет я с удовольствием наблюдал за юными доченьками и детьми-внуками, когда мы бывали в театре русской драмы им. Ю. Лермонтова в Алма-Ате, в ТЮЗе. Мы много лет дружили с Рубеном Суреновичем Андриасяном — лермонтовский театр, где он работал после ТЮЗа, шефствовал над нашей фирмой «Кзыл-Ту».
Но Вы речь ведёте о чисто детских театрах – ТЮЗах. По-моему, в «НаталииИльиничныСацевском» понимании под детскими подразумеваются не только театры, где ставят для детей, но и в которых дети являются и зрителями, и артистами. И те, и другие не просто нужны, а необходимы. Это данность («Taken for granted»). Мне кажется, что дискутировать на эту тему как-то неуместно. Так можно дойти до сомнений в необходимости литературы, адресованной детям. Но не все так считают. К сожалению. А ведь истинные театралы зарождаются в детях.
Детско-юношеским театрам быть и развиваться!
Анатолий Ховин,
бывший алматинец, когда-то генеральный директор фирмы «Кзыл-Ту», большой любитель и «подшефный» театра, теперь москвич.

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Добавил: Людмила (13.09.2015)
Просмотров: 518 | Теги: Рубен Андриасян | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
ТЮЗ им. Н.Сац [66]
Театр [213]
Культура [11]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
ТЮЗ им. Н.Сац Ольга Коржева 2-й Республиканский фестиваль нацио Сергей Попов 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Жуманов Александр Зубов «Коляда-plays» Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов «Токал» Наталья Лунина Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Рубен Андриасян Татьяна Тарская Акмарал Кайназарова Гавриил Бойченко Бахытжан Бухарбаев Батырхан Шукенов Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Султан Усманов звездный мальчик «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Асель Карсыбаева Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Кармен дон кихот Балпеисова Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Юрий Померанцев Анастасия Кожухарова арт-галерея «Белый рояль» ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Артем Иватов Булат Аюханов Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Владимир Толоконников Михаил Токарев Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Артишок ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Герольд Бельгер VII Международный фестиваль театрал Надежда Горобец Людмила Мананникова Ольга Бобрик Евгения Василькова Виктория Тикке Абрам Мадиевский Академический театр танца под руков Евгений Онегин Абиш Кекильбаев Алые Паруса Примадонны «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2020
    uCoz