Пятница, 20.09.2019, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » ТЮЗ им. Н.Сац

Поднять занавес

Мира Мустафина
Спектакль – коллективное творчество
В нем задействованы не только драматург, режиссер, художник-постановщик и актеры. Но еще и рабочие сцены, гримеры, костюмеры, осветители, звукорежиссеры и работники бутафорского цеха. Зритель, придя в театр на спектакль, может и не обратить внимания на их работу. А в это время актерам будут дарить цветы и не жалея ладоней аплодировать. Фамилию режиссера запомнят. Фамилии актеров знают. А вот труженики театрально-постановочных цехов остаются за кулисами, в тени...
 
Шум за сценой
Художник-постановщик. Кажется, вроде бы понятно, чем он занимается – это создание декораций, света, костюмов и афиш. Но для Казахстана профессия художника-постановщика редкая. В нашей стране человек пятьдесят профессионально занимаются этим делом, хотя в театральном мире художник-постановщик второй по значимости после режиссера. Без него не обходится не только театр, но и концерт любого жанра, кино, телепередача. Именно художник-постановщик создает художественный образ спектакля. Но, как жизнь показывает, зритель может и не обратить внимания на его работу. В лучшем случае журналисты вспомнят фамилию сценографа, упоминая в газетной статье одной строчкой.
 
Но об этой стороне своей профессии Мурат Сапаров не думает. Более 10 лет назад он пришел в Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова. Сейчас на его счету 70 постановок. Мурат признался, что не для славы работает и по-настоящему испытывает гордость за свою профессию.
– А как же?! – улыбается Мурат. – Бывает, заходишь в зрительный зал перед премьерой спектакля, смотришь на сцену, на которой уже все готово, все стоит на своих местах, и сам себе удивляешься. А это мы сделали?! На эскизах и макетах все это выглядит иначе, чем на сцене.
 
По его мнению, зритель, если он, конечно, не театровед или критик, не должен обращать внимания на работу художника-постановщика. Плохо другое, если работа художника, как говорит Мурат, выпирает. Зритель приходит в театр и смотрит спектакль, где декорации и костюмы актеров, свет и музыку он должен воспринимать как абсолютно органичный атрибут постановки.
 
– Работа над каждым спектаклем поглощает. Моя задача художника-постановщика – исследовать, строить, нагружать атмосферу, придумывать, предлагать. Главное, в какой цветовой гамме и с каким настроением будет идти спектакль. Убедившись, что есть общее понимание драматургических образов, проговариваю с режиссером особенности изобразительного решения. Я  всегда плотно работаю с режиссером. Очень ценю тех, которые приносят свой проект оформления спектакля. Иногда это и не проект вовсе, а только некий замысел, настроение, атмосфера. Потом мы вместе начинаем это настроение выражать в конкретных деталях, в цвете, конструкциях. Мы создаем и обустраиваем пространство, в котором потом будут «жить» актеры, – говорит Мурат Сапаров.
 
Трудно ли быть художником-постановщиком? На этот вопрос Мурат Сапаров отвечает, что в этой профессии, как в любой другой, если ты любишь свою работу, она тебе трудной не кажется! В последние годы она становится востребованной. Еженедельно проходят концерты, шоу, фестивали, выставки и презентации – везде нужны художники-постановщики. Именно они помогут вкусно, ярко, солнечно оформить, скажем, семейный праздник. И на телевидение приглашают, где художник-постановщик работает над художественной концепцией телепрограмм, сериалов, клипов, реклам. Стали обращаться политики: надо оформить предвыборные кампании, митинги, плакаты. Наконец, можно заняться дизайном. Так что работы хватает, говорит Мурат. И когда речь заходит о несправедливости судьбы к художникам-постановщикам, он относится к этому достаточно философски. Да, конечно, у художника-живописца проходят выставки, где его работы приобретает частный коллекционер или музей. А у художника-постановщика за всю жизнь может быть одна выставка. Но другим художникам не так часто аплодируют, как художнику-сценографу!
 
В чем убежден Мурат – это в том, что трудно заранее прогнозировать результат.  Да, у него сейчас не хватает времени, пока он не пишет картины. В жизни всякое может случиться…
 
Без любви невозможно ничего
Чтобы сшить эксклюзивную коллекцию из восемнадцати костюмов к сказке «Звездный мальчик», Государственному академическому русскому театру им. Н. Сац понадобилось всего лишь 1,5 месяца. И если учесть, что в пошивочном цехе трудятся всего два модельера театральных костюмов – Людмила Невзорова и Вера Орлова, – героический труд. Не стоит думать, что костюм, например, Зайца или Волка на все спектакли один. Здесь шьют костюмы для каждого нового спектакля и на каждый персонаж. И также не стоит думать, что обычные портные в ателье справились бы. У режиссеров, театральных художников и художников по костюмам всегда была богатая фантазия, а воплотить ее могут только профессионалы и такие же творческие личности. И без любви здесь не обойтись.
 
Текучки в пошивочном цехе несмотря на гигантский объем работы, нет, женщины работают здесь давно. Вера Ивановна – ветеран театра. В пошивочном цехе трудится двадцать один год. Чуть меньше, точнее семнадцать лет, здесь работает и Людмила Невзорова.
Из театральных костюмов, которые они сшили, вполне можно создать персональную выставку, которая поразит масштабом. Только для спектакля «Звездный мальчик» было сшито 18 костюмов, а к постановке «Ромео и Джульетта», где была занята практически вся труппа, создавались исторические костюмы.
 
В пошивочном цехе берутся за подготовку нового спектакля одними из первых в театре, иногда даже раньше, чем начинаются репетиции. Кстати, и распределение ролей им известно заранее. Правда, разглашать тайну права не имеют. А после того, как костюм готов, модельеры театральных костюмов называют его в честь артиста, который будет выходить в нем на сцену.
Людмила Невзорова и Вера Орлова не просто модельеры театральных костюмов, это настоящие соавторы художника-постановщика и художника по костюмам. Костюмы к детским спектаклям, тем более сказкам, невозможно создавать по шаблону и без души. Тем более что для детских спектаклей часто нужны фантазийные ткани – с пайетками, блестящие, яркие, именно такие хороши для сказок. На «исторические» платья на кринолине, с длинными юбками ткани уходит не меньше семи метров. Все это они создают по эскизам художника по костюмам Гульшат Омаровой.
Выпускница Алматинского колледжа сервиса выучилась на специальность модельера-конструктора. После окончания колледжа поступила в Казахскую национальную академию искусств им Т. Жургенова. Там уже училась по специальности «Сценография театрального костюма, кино и телевидения». На пятом курсе академии  пришла работать в театр и совместно с Индирой Ибрашевой сделала дипломный проект по спектаклю «Пять жен Ходжи Насреддина», после чего осталась здесь.
Так и работают художник по костюмам с модельерами театра в пошивочном цехе, где до премьеры у актеров бывает несколько примерок. Сколько их будет – зависит от сложности костюма. Например, для спектакля «Звездный мальчик» шили костюм злого колдуна. С ним хлопот было много, сколько раз приходилось его примерять! Колдуна играет актер Максат Сахиулы. Его персонаж очень энергичный и деятельный на сцене, поэтому важно, чтобы яркие детали его костюма не мешали во время спектакля, не оторвались.
 
Все наряды к спектаклям уникальны, повторить их невозможно, именно по этой причине театр не сдает их в аренду – это как произведение искусства. Костюм в театре – это выразительное средство, своеобразный язык. Создание исторического костюма к тому же – большая ответственность. И, кстати, именно здесь шьют замечательные фраки.
Год за годом Людмила Невзорова и Вера Орлова создают театральное волшебство своими руками, может быть, поэтому здешние актеры называют их «наши волшебницы». Бывало, что режиссеры им кланялись до пола, а еще передают пироги собственного приготовления, как однажды это сделала благодарная бабушка юного зрителя. Но главное для скромных тружениц пошивочного цеха, равно как и для драматургов, режиссеров, художников-постановщиков и актеров – зрительские аплодисменты.
 
Мира МУСТАФИНА, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы
https://liter.kz/ru/articles/show/30837-podnyat_zanaves

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Добавил: Людмила (05.04.2017)
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
ТЮЗ им. Н.Сац [66]
Театр [217]
Культура [10]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
Рубен Андриасян 2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Жуманов Михаил Токарев ТЮЗ им. Н.Сац Александр Зубов Геннадий Балаев «Коляда-plays» Астана-Опера Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» Валентина Харламова арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Евгений Попов Виктория Моминбаева Людмила Мананникова «Токал» Ольга Коржева «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea Татьяна Тарская Акмарал Кайназарова Гавриил Бойченко Бахытжан Бухарбаев Евгений Прасолов Вадим Пучкин арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Владимир Вехов вера Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера звездный мальчик Асель Карсыбаева Султан Усманов Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» Бесприданница Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Кармен Вероника Насальская дон кихот Балпеисова Владимир Толоконников Нина Жмеренецкая Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Алматы - 1000 лет Виктор Медведев Владимир Высоцкий «корсар» Артем Иватов Юрий Померанцев Булат Аюханов Муха-Цокотуха Айша Абдуллина «Примадонны» Cултан Усманов Алдар Косе ТЮЗ им. Мусрепова «Абай» Варшавская мелодия Артишок Ольга Бобрик Игорь Ермашов Александра Качанова пушкин Артем Селезне День России Ангаров МАУГЛИ Татьяна Костюченко VII Международный фестиваль театрал Герольд Бельгер Наталья Лунина Академический театр танца под руков Ер-Тостик Евгений Онегин Бидерман Абиш Кекильбаев Алые Паруса
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2019
    uCoz