Четверг, 25.04.2024, 15:08
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » ТЮЗ им. Н.Сац

СУЛТАН УСМАНОВ: «В СКАЗКЕ ПОДНИМАЮТСЯ ГРАНДИОЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

По признанию режиссера, заслуженного артиста Республики Таджикистан Султана Усманова, большую часть творческой карьеры он ставил спектакли для взрослых. Но судьба связала его с ТЮЗом имени Наталии Сац, и со временем он начал понимать, что это гораздо сложнее, чем работать для взрослой аудитории. Нужно добиться того, чтобы дети поверили в происходящее на сцене.

– Вы поставили «Дюймо­вочку», в чем, на ваш взгляд, актуальность этой сказки? Это история только для детей или взрослые тоже смогут для себя в ней что-то почерпнуть?
– Когда углубляешься в материал, понимаешь: это ведь совсем не детская история. В сказке поднимаются грандиозные проблемы. Андерсен задает вопрос: зачем человек рождается? И отвечает: для счастья. Тут же возникает другой вопрос: что такое счастье? Но ответ на него неоднозначен. На протяжении всей истории Дюймовочка выслушивает разные точки зрения о том, что такое счастье и где оно – счастье? Одни утверждают, что счастье – это жизнь в болоте, другие наслаждаются большими деньгами, дорогими автомобилями, амбарами, полными зерна. Достаток – это тоже счастье. Иными словами, у каждого свое счастье. И от рождения до своего счастья человек должен пройти свой уникальный путь. У кого-то он тяжелее, у кого-то легче, кому-то оно падает с небес к ногам. Хотя человек иногда может ошибаться и принимать за счастье то, что счастьем вовсе и не является. Вот такая сказочка.
– Скажите, а как актеры относятся к вашей философии, не возмущаются, мол, это всего лишь сказочка, а вы пытаетесь отыскать в ней глубинный философский смысл?
– Актеры действительно меня спрашивают: зачем копать так глубоко? Я им отвечаю, что детям нужно дать возможность поразмышлять и о серьезных вещах, ведь родителям будет очень интересно узнать, что ребенок думает о счастье. Вместе с тем и сами взрослые часто задумываются о том, что такое счастье и где оно. Таким образом, мы создавали спектакль и для детей и для взрослых.
ТЮЗ, особенно в последнее время, стал семейным театром.
– Но ведь это очень сложная задача – сделать так, чтобы было понятно и взрослым и детям?
– Мы специально ничего не придумываем. В процессе репетиции уже становится ясно, какая реплика предназначена для взрослых, какая для детей. И наши прогнозы почти всегда сбываются. Одной из первых моих постановок в этом театре был спектакль «Две Бабы-яги». Взрослые женщины восприняли монолог одной из двух главных героинь с большим интересом. Баба-яга рассказывала о своей непростой женской доле. Когда-то она была Василисой Прекрасной, вышла замуж за Кощея Бессмертного, он ее превратил в старуху и бросил… И в жизни также – каждая девушка ощущает себя Василисой, потом выходит замуж и так далее… Так что, если пройтись по репликам, то можно найти очень много интересного.
– А что же маме сказать ребенку, если он спросит: а почему ты плакала, когда бабушка Яга про дедушку Кощея вспоминала?
– Если ребенок начинает после спектакля задавать вопросы, то в этом нет ничего страшного. Наоборот, это хорошо, значит, он развивается. Нужно, чтобы родители учились разговаривать со своими детьми. Театр – это не развлечение.
– Но давайте вернемся к «Дюймовочке», вы сказали, что это спектакль о счастье. В конце истории главная героиня обретает крылья. Стало быть, счастье в окрылении?
– Жизнь ведь не ограничивается материальными благами. Мы ведь родились не только для того, чтобы есть, спать. Человек отличается от остальных обитателей земли, и это отличие – в духовности. Мы обязательно должны быть чем-то окрылены. Иначе жизнь будет скучной.
– Но все же везде царит прагматизм, даже в сказках Андерсена. Если вдуматься, то никто бескорыстно Дюймовочке не помогает. Ласточка уносит Дюймовочку из-под венца с Кротом за то, что та спасла ей жизнь. Налицо рыночные отношения, так?
– В жизни не бывает ничего бескорыстного, везде система выгод, интересов, иногда интересы людей совпадают, в другом случае, даже с самыми близкими друзьями мы начинаем спорить, потому что интересы расходятся. Это нормально. Жизнь, наверное, этим и интересна. Вот мы и хотим, чтобы люди поразмыслили об этом.
– Вы не видели американский фильм «Золушка»? На мой взгляд, это история успеха, нужно ли учить малышей деловому подходу к жизни, не рановато ли?
– Если поставлена цель превратиться из Золушки в принцессу, то нужно трудиться, за счастье следует бороться, и дети должны это усвоить. Счастье рядом, но надо протянуть руку и схватить.
– Нужно ли готовить ребенка к спектаклю, например, перед походом в театр читать сказку?
– Это нужно решать в индивидуальном порядке. Главное – во время чтения сказки не навязывать ребенку свою точку зрения. Нужно, чтобы он сам размышлял. Пусть он выскажет свое мнение, главное, чтобы он размышлял, делал выводы. Так что все индивидуально.
– А каким должен быть первый поход с ребенком в театр? Надо ли его настроить на праздничный, торжественный лад?
– Думаю, что да. Вспомните, раньше мы в театр ходили по-другому, была иная эстетика посещения театра. Мужчины приходили в костюмах, дамы в вечерних нарядах. Когда мы заходили в зал – была тишина. Поэтому нужно готовить к этому ребенка, и тогда есть шанс, что он будет расти культурным человеком. Параллельно нужно приучать ребенка к чтению. Это очень важно. Все дети сейчас сидят с гаджетами, выходят в Интернет, не поминая, где там добро, а где зло. И в этом случае взрослый должен протянуть руку поддержки. Я ведь тоже родитель, который столк­нулся с этим. Долго думал, как отвлечь ребенка от компьютера и заинтересовать книгами. И решил дать ему сказку про Нильса и гусей, которой в детские годы зачитывался сам. И это сработало. Сын ее прочитал, а затем попросил дать другую книгу.
– Молодые актеры читают книги? Сейчас педагоги театральных вузов жалуются, что у абитуриентов нет элементарного образовательного багажа, что вы скажете по этому поводу?
– Везде практически одна картина. Редко попадается молодой актер, который хотя бы драматургию знал. Начинаешь общаться и понимаешь, что он даже Шекспира не читал.
Был один актер, с которым я общался в юмористической форме, спрашивал его: «Димуля, как дела с книжками?»
Он мне отвечал: «Султан Алимжанович, все в порядке, по восьмому разу пытаюсь осилить «Три поросенка»…»
Это шутки, конечно, но, повторюсь, читают мало. Хотя проблема даже не в этом. Она в том, что плохо знают профессию. Знания – поверхностные.
– Как же так, у нас в городе есть Национальная академия искусств, колледж, где готовят по творческим специальностям, почему же эти учебные заведения не могут подготовить профессионала?
– Я учился в ГИТИСе в советское время. Там преподавали педагоги, которые в театрах не работали, как ни странно, не были практиками. Занимались только обучением молодежи. И они это здорово умели делать. Сегодня в том же ГИТИСе преподают действующие актеры и режиссеры. Но возникает вопрос: когда они успевают преподавать, когда они ходят на занятия, если загружены в театрах и на съемочных площадках?..
– Как же работать с молодыми актерами, если у них нет базы?
– Хотим мы или не хотим, режиссура – это в каком-то смысле и педагогика. Через творческий процесс нужно стимулировать молодого актера к самопознанию. Один молодой актер нашего театра раньше не читал, а сейчас читает как миленький, попросил у меня книги по режиссуре, по мастерству актера, некоторые моменты перечитывает несколько раз, и он начал творчески расти – это заметно по его ролям. Важно, что он начал думать, сомневаться.
– Хотелось бы поговорить и о спектаклях для взрослой аудитории. Почему в основном идут комедии? Иногда очень хочется посмотреть что-нибудь драматическое. А в репертуаре нет.
– В свое время, в девяностые нужно было привлечь зрителя в театр, и начали ставить комедии. Тогда мало людей ходило в театры, и комедийный жанр должен был исправить ситуацию. Таким образом, театр пошел за зрителем, хотя должно быть наоборот – театр должен вести зрителя за собой. Это с одной стороны. С другой – с помощью комедии можно высказать очень глубокие мысли, это как сказка, за видимой легкостью скрывается глубина. Вместе с тем, думаю, что постепенно репертуар будет расширяться.
– Должно ли государство помогать независимым театральным коллективам? Может быть, нужно создать центр, где бы начинающие театральные труппы работали бесплатно или на правах льготной аренды?
– Это им может не помочь. Думаю, что им нужно проявить смекалку, придумать что-нибудь интересное, ведь, по сути дела, спектакль можно хоть на улице показать. Главное, чтобы было что показывать, и если со своей постановкой они «выстрелят», их заметят.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Юрия ВЫБЛОВА
http://vecher.kz/node/36817

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Добавил: Людмила (11.09.2015)
Просмотров: 566 | Теги: Султан Усманов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
ТЮЗ им. Н.Сац [66]
Театр [216]
Культура [11]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz