По признанию режиссера, заслуженного артиста Республики Таджикистан Султана Усманова, большую часть творческой карьеры он ставил спектакли для взрослых. Но судьба связала его с ТЮЗом имени Наталии Сац, и со временем он начал понимать, что это гораздо сложнее, чем работать для взрослой аудитории. Нужно добиться того, чтобы дети поверили в происходящее на сцене.
– Вы поставили «Дюймовочку», в чем, на ваш взгляд, актуальность этой сказки? Это история только для детей или взрослые тоже смогут для себя в ней что-то почерпнуть?
– Когда углубляешься в материал, понимаешь: это ведь совсем не детская история. В сказке поднимаются грандиозные проблемы. Андерсен задает вопрос: зачем человек рождается? И отвечает: для счастья. Тут же возникает другой вопрос: что такое счастье? Но ответ на него неоднозначен. На протяжении всей истории Дюймовочка выслушивает разные точки зрения о том, что такое счастье и где оно – счастье? Одни утверждают, что счастье – это жизнь в болоте, другие наслаждаются большими деньгами, дорогими автомобилями, амбарами, полными зерна. Достаток – это тоже счастье. Иными словами, у каждого свое счастье. И от рождения до своего счастья человек должен пройти свой уникальный путь. У кого-то он тяжелее, у кого-то легче, кому-то оно падает с небес к ногам. Хотя человек иногда может ошибаться и принимать за счастье то, что счастьем вовсе и не является. Вот такая сказочка.
– Скажите, а как актеры относятся к вашей философии, не возмущаются, мол, это всего лишь сказочка, а вы пытаетесь отыскать в ней глубинный философский смысл?
– Актеры действительно меня спрашивают: зачем копать так глубоко? Я им отвечаю, что детям нужно дать возможность поразмышлять и о серьезных вещах, ведь родителям будет очень интересно узнать, что ребенок думает о счастье. Вместе с тем и сами взрослые часто задумываются о том, что такое счастье и где оно. Таким образом, мы создавали спектакль и для детей и для взрослых.
ТЮЗ, особенно в последнее время, стал семейным театром.
– Но ведь это очень сложная задача – сделать так, чтобы было понятно и взрослым и детям?
– Мы специально ничего не придумываем. В процессе репетиции уже становится ясно, какая реплика предназначена для взрослых, какая для детей. И наши прогнозы почти всегда сбываются. Одной из первых моих постановок в этом театре был спектакль «Две Бабы-яги». Взрослые женщины восприняли монолог одной из двух главных героинь с большим интересом. Баба-яга рассказывала о своей непростой женской доле. Когда-то она была Василисой Прекрасной, вышла замуж за Кощея Бессмертного, он ее превратил в старуху и бросил… И в жизни также – каждая девушка ощущает себя Василисой, потом выходит замуж и так далее… Так что, если пройтись по репликам, то можно найти очень много интересного.
– А что же маме сказать ребенку, если он спросит: а почему ты плакала, когда бабушка Яга про дедушку Кощея вспоминала?
– Если ребенок начинает после спектакля задавать вопросы, то в этом нет ничего страшного. Наоборот, это хорошо, значит, он развивается. Нужно, чтобы родители учились разговаривать со своими детьми. Театр – это не развлечение.
– Но давайте вернемся к «Дюймовочке», вы сказали, что это спектакль о счастье. В конце истории главная героиня обретает крылья. Стало быть, счастье в окрылении?
– Жизнь ведь не ограничивается материальными благами. Мы ведь родились не только для того, чтобы есть, спать. Человек отличается от остальных обитателей земли, и это отличие – в духовности. Мы обязательно должны быть чем-то окрылены. Иначе жизнь будет скучной.
– Но все же везде царит прагматизм, даже в сказках Андерсена. Если вдуматься, то никто бескорыстно Дюймовочке не помогает. Ласточка уносит Дюймовочку из-под венца с Кротом за то, что та спасла ей жизнь. Налицо рыночные отношения, так?
– В жизни не бывает ничего бескорыстного, везде система выгод, интересов, иногда интересы людей совпадают, в другом случае, даже с самыми близкими друзьями мы начинаем спорить, потому что интересы расходятся. Это нормально. Жизнь, наверное, этим и интересна. Вот мы и хотим, чтобы люди поразмыслили об этом.
– Вы не видели американский фильм «Золушка»? На мой взгляд, это история успеха, нужно ли учить малышей деловому подходу к жизни, не рановато ли?
– Если поставлена цель превратиться из Золушки в принцессу, то нужно трудиться, за счастье следует бороться, и дети должны это усвоить. Счастье рядом, но надо протянуть руку и схватить.
– Нужно ли готовить ребенка к спектаклю, например, перед походом в театр читать сказку?
– Это нужно решать в индивидуальном порядке. Главное – во время чтения сказки не навязывать ребенку свою точку зрения. Нужно, чтобы он сам размышлял. Пусть он выскажет свое мнение, главное, чтобы он размышлял, делал выводы. Так что все индивидуально.
– А каким должен быть первый поход с ребенком в театр? Надо ли его настроить на праздничный, торжественный лад?
– Думаю, что да. Вспомните, раньше мы в театр ходили по-другому, была иная эстетика посещения театра. Мужчины приходили в костюмах, дамы в вечерних нарядах. Когда мы заходили в зал – была тишина. Поэтому нужно готовить к этому ребенка, и тогда есть шанс, что он будет расти культурным человеком. Параллельно нужно приучать ребенка к чтению. Это очень важно. Все дети сейчас сидят с гаджетами, выходят в Интернет, не поминая, где там добро, а где зло. И в этом случае взрослый должен протянуть руку поддержки. Я ведь тоже родитель, который столкнулся с этим. Долго думал, как отвлечь ребенка от компьютера и заинтересовать книгами. И решил дать ему сказку про Нильса и гусей, которой в детские годы зачитывался сам. И это сработало. Сын ее прочитал, а затем попросил дать другую книгу.
– Молодые актеры читают книги? Сейчас педагоги театральных вузов жалуются, что у абитуриентов нет элементарного образовательного багажа, что вы скажете по этому поводу?
– Везде практически одна картина. Редко попадается молодой актер, который хотя бы драматургию знал. Начинаешь общаться и понимаешь, что он даже Шекспира не читал.
Был один актер, с которым я общался в юмористической форме, спрашивал его: «Димуля, как дела с книжками?»
Он мне отвечал: «Султан Алимжанович, все в порядке, по восьмому разу пытаюсь осилить «Три поросенка»…»
Это шутки, конечно, но, повторюсь, читают мало. Хотя проблема даже не в этом. Она в том, что плохо знают профессию. Знания – поверхностные.
– Как же так, у нас в городе есть Национальная академия искусств, колледж, где готовят по творческим специальностям, почему же эти учебные заведения не могут подготовить профессионала?
– Я учился в ГИТИСе в советское время. Там преподавали педагоги, которые в театрах не работали, как ни странно, не были практиками. Занимались только обучением молодежи. И они это здорово умели делать. Сегодня в том же ГИТИСе преподают действующие актеры и режиссеры. Но возникает вопрос: когда они успевают преподавать, когда они ходят на занятия, если загружены в театрах и на съемочных площадках?..
– Как же работать с молодыми актерами, если у них нет базы?
– Хотим мы или не хотим, режиссура – это в каком-то смысле и педагогика. Через творческий процесс нужно стимулировать молодого актера к самопознанию. Один молодой актер нашего театра раньше не читал, а сейчас читает как миленький, попросил у меня книги по режиссуре, по мастерству актера, некоторые моменты перечитывает несколько раз, и он начал творчески расти – это заметно по его ролям. Важно, что он начал думать, сомневаться.
– Хотелось бы поговорить и о спектаклях для взрослой аудитории. Почему в основном идут комедии? Иногда очень хочется посмотреть что-нибудь драматическое. А в репертуаре нет.
– В свое время, в девяностые нужно было привлечь зрителя в театр, и начали ставить комедии. Тогда мало людей ходило в театры, и комедийный жанр должен был исправить ситуацию. Таким образом, театр пошел за зрителем, хотя должно быть наоборот – театр должен вести зрителя за собой. Это с одной стороны. С другой – с помощью комедии можно высказать очень глубокие мысли, это как сказка, за видимой легкостью скрывается глубина. Вместе с тем, думаю, что постепенно репертуар будет расширяться.
– Должно ли государство помогать независимым театральным коллективам? Может быть, нужно создать центр, где бы начинающие театральные труппы работали бесплатно или на правах льготной аренды?
– Это им может не помочь. Думаю, что им нужно проявить смекалку, придумать что-нибудь интересное, ведь, по сути дела, спектакль можно хоть на улице показать. Главное, чтобы было что показывать, и если со своей постановкой они «выстрелят», их заметят.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Юрия ВЫБЛОВА
http://vecher.kz/node/36817
|