Султан Усманов — известный режиссер, отмечающий в 2017 году сразу три круглые даты: 40 лет работы в искусстве, 30 лет — в режиссуре, 10 лет — в Государственном академическом русском драматическом театре для детей и юношества им. Н. Сац. Недавно состоялся творческий вечер казахстанского режиссера и народного артиста Таджикистана. Этим знаковым событием правительство Россотрудничества открыло цикл встреч «Рожденных в СССР».
— В год 25-летия установления дипломатических отношений между Россией и Казахстаном мы решили запустить программу «Рожденные в СССР», — пояснил Генконсул России в Алматы Алексей Демин. — Она будет рассказывать о деятелях науки, культуры, литературы, родившихся в единой советской стране и внесших вклад в развитие независимого Казахстана. Все мы родом из СССР, и сегодня необходимо поддерживать добрую память народов наших стран о годах, прожитых в едином государстве.
В этот вечер гостям рассказали об интересной жизни Султана Алимжановича – как он решил стать режиссером, попал в Казахстан, каким был в детстве. Но обо всем по порядку.
Заниматься режиссурой Султан Алимжанович начал в 10 лет, правда в это время мальчик даже не знал, что это так называется. Его фантазии воплощались в уличных играх, чаще всего мальчишеских. «Я ничем не отличался от обычного мальчугана – тот же хулиган, у которого в дневнике весь набор оценок – двойки, тройки, пятерки».
Постановки режиссера учат детей быть добрыми, честными и трудолюбивыми. Однако сам Султан Алимжанович не считает, что был примерным ребенком: «Много пакостей я натворил. Переломал себе костей, дрался чуть ли не с каждым мальчишкой на нашей улице. Но это хулиганство и делает нас настоящими».
В 17 лет он уже работал в сфере искусства: «Около двух месяцев я постоянно ходил в киностудию, просился к ним работать, но мне, молодому, естественно, отказывали. В лет 15 я почему-то увлекся итальянским неореализмом – течение в послевоенном итальянском кинематографе, и хотел стать кинорежиссером. Благодаря упорству я все-таки добился желаемого, меня приняли, несмотря на отсутствие высшего образования. Ведь я пришел к ним сразу после школы. В этой киностудии я отработал год.
В 20 лет я был студентом театрального вуза, учился на актерском факультете, был актером в театре. В это время театр стал привлекать меня больше, кино уходило на второй план. Через 10 лет я уже был главным режиссером академического театра оперы и балета имени Садриддина Айни в Душанбе. На тот момент я ставил шестой спектакль.
В 40 лет я неожиданно задумался: а может, режиссура не мое? Захотелось попробовать что-то новое. Пересматривал свои принципы, менял взгляды. Признаюсь, многое во мне тогда поменялось, но вывод был вполне ожидаем – я пришел к тому, что все-таки работать с актерами мне комфортнее».
Альтернатива театру
«Звучит странно, но меня всегда тянуло в хирургию, мечтал взять скальп в руки. Я был единственный в своей семье, даже в роду, кто занимается искусством. Доктора технических наук, юристы, медики, экономисты – вот кто был в нашей семье. А меня унесло совсем «в другую степь». А сейчас мой сын работает режиссером в оперном театре».
Султан Алимжанович также профессионально занимался спортом, а именно греблей на байдарках. Мог бы стать профессиональным спортсменом, но все дороги вели в театр.
О зрителях
«В свое время я побывал во многих странах. На спектакли реакции жителей разных стран практически не отличаются друг от друга. Но особенно мне запомнился зритель Ирана. Произошел интересный случай. Мы поехали на театральный фестиваль. Перед нами показывали азербайджанский спектакль, мы тоже решили посмотреть и разместились в зале. Вдруг через15 минут весь зал встал и ушел. Я подумал, что произошла какая-то ошибка.
Как мне объяснили позже – это их реакция, когда постановка не нравится. То есть никаких скандалов и криков, просто встали и ушли. И мне очень понравилось такое честное отношение».
Работа во время войны
Султан Алимжанович работал в Душанбэ во время гражданской войны, и поделился с нами воспоминаниями о работе театра в то время:
«На удивление все театры в городе продолжали работать. Бывало и так: идет репетиция и вдруг раздаются взрывы. Мы тут же прекращаем и начинаем думать, как поступить. Отправить всех домой? Опасно. Лучше пусть мы вместе будем здесь, в безопасности. И продолжали репетировать.
Театр Русской драмы понес большой ущерб, в том числе и моральный. Когда он разрушился, вся труппа покинула его. Тогда меня пригласили в этот театр, и за два года мы полностью восстановили его стены и сам дух театра. Благодаря командной работе, вере в себя театр дорос до уровня чеховского спектакля в Москве.
Я убедился в том, что войны проходят, а искусство вечно. Мы занимаемся великим делом».
Работа в Казахстане
Интересную историю о переезде Султана Алимжановича в Алматы нам поведала директор театра засл.деятель РК Надежда Григорьевна Горобец:
«Начало можно назвать детективным. ТЮЗ для себя Султана Алимжановича просто похитил! И это чистая правда. Когда Султан Алимжанович приехал к нам главным режиссером театра им. Маяковского из Душанбе на международный фестиваль в Алматы, мы были поражены его постановкой и тут же загорелись желанием пригласить его в наш театр поставить спектакль. Он поставил спектакль «Закат», который назвали «Восходом ТЮЗа». А потом он уехал, и мы снова остались без режиссера. После наступил Евразийский фестиваль, на котором собралось много театров.
Нам поручили шефствовать над другим таджикским театром, и когда мы вышли знакомиться с делегацией, увидели, что нам навстречу идет наш родной Султан Усманов. Мы несказанно обрадовались и предприняли все попытки переманить в наш театр. К концу встречи по грустным лицам коллектива таджикского театра было понятно: битву за своего режиссера они проиграли. Все эти 10 лет мы радуемся нашей победе – за время его работы актеры преобразились, показали себя совсем с другой стороны, появилось много молодых актеров, которые реализовали себя благодаря режиссерскому таланту Султана Алимжановича. Появился золотой репертуар детского театра, во главе которого стоит «Красная Шапочка»».
Поздравить режиссера пришли актеры студенческого театра «Эйдос» — младший брат ТЮЗа. Молодые актеры прочитали стихотворения, в которых уместилась почти вся жизнь Султана Алимжановича, и со словами благодарности намекнули на долгую творческую деятельность:
«За 10 лет, что позади остались,
За 50, что ждут нас впереди –
За это Вам большое спасибо!»
Актеры ТЮЗа также обратились к юбиляру с веселым поздравлением. В их исполнении зрители увидели капустник, в котором было много музыки, песен, шуточных обращений к юбиляру, отрывков из поставленных им спектаклей. Юные участники детской театральной студии «Ручей-Ручеек» прочитали стихотворения, посвященные режиссеру, и засыпали Султана Алимжановича цветами и объятиями.
Султан Алимжанович признался, что не любит повышенного внимания к себе. Всем известно, что режиссер человек дела, а не слова. И уже через неделю юный зритель наслаждался новой постановкой Султана Усманова «Звездный мальчик». Наша редакция побывала на премьере и спешит поделиться впечатлениями.
В доме, где ледяное сердце, никогда не будет тепло!
Когда мы слышим имя Оскара Уайльда, то чаще всего вспоминаем «Портрет Дориана Грея». А вот его сказку «Звездный мальчик» знают не все. Она знакомит детей с известной истиной, заключающейся в том, что красота не вечна, а доброта и благородство делают чудеса. И что далеко не всегда человек прекрасный телом, так же прекрасен душой.
«Звездный мальчик» — дальновидное произведение. В сказке описаны все фальшивые ценности современного общества. Сегодня каждый зациклен на том, чтобы стать знаменитым и в погоне за славой переступают через все ценности. Так и главный герой, явно страдающий звездной болезнью, прогоняет родную мать, только из-за того, что та «прокаженная нищенка».
На самом деле мальчик (Артем Иватов) – наследник престола. Злой колдун (Махсат Сахиулы) украл его у матери и оставил в холодном зимнем лесу, лишив его сердце щедрости, милосердия и справедливости. За всем этим наблюдали волк (Никита Коньшин), сова (Юлия Узинг, Елена Гудова) и зайчик (Мирболат Берниязов), которые потом сыграют свою роль.
В это время в лесу охотились лесорубы. Один из них сжалился над мальчиком и забрал его домой, несмотря на то, что у него самого двое детей которых нечем кормить.
Прошло 13 лет. Звездный Мальчик вырос красивым юношей – золотые кудри, алые губы, фиалковые глаза. Но красота не сделала его добрым. Напротив, Звездный Мальчик презирал всех, кто его окружал. «Какой же я красивый и как же уродливы остальные» — постоянно твердил юноша. Отрезать крылья коноплянке для него было забавой, а если брат не кинет камень в белку, то Звездный Мальчик не разрешал играть с собой.
Однажды в его деревне проходила нищенка (Мария Коваленко), искавшая сына, которого потеряла 13 лет назад. Лесоруб (Юрий Гнусарев) рассказал ей, что нашел мальчика зимой в лесу, а завернут он был в плащ, расшитый золотыми звездами. «Это мой сын!» — прокричала нищенка. В ответ Звездный Мальчик рассмеялся ей в лицо и прогнал из города, наговорив гадостей: «Мне противно даже смотреть на тебя. Лучше уж я поцелуя гадюку или жабу, чем тебя!».
Нищенка, разрыдавшись, ушла из деревни. Мальчик побежал играть дальше, но тут произошло нечто ужасное – из красивого юноши он превратился в жуткого уродца. Все жители деревни отпрянули от него.
Мы не будем рассказывать, что произошло дальше. Как и у всех добрых сказок, финал в этой истории – счастливый и поучительный. Много пришлось ему пережить скитаний, насмешек, жестокости и горя, прежде чем он нашёл своих родителей, но благодаря этим испытаниям его жестокое каменное сердце превратилось в нежное, доброе и живое. Так и в настоящей жизни – благодаря испытаниям, посланным нам судьбой, мы становимся сильными и добрыми. И в очередной раз мы убеждаемся в том, что принцип бумеранга существует – все добро и зло, сделанное нами, вернется обратно в многократном размере.
Социальные недостатки – эгоизм, любовь к унижению других, самовлюбленность, — чаще всего проявляются у подростков, поэтому важно вовремя увидеть такой спектакль. Но он предназначен не только для детей, но и взрослых. Каждый может найти для себя что-то интересное. Например, в начале представления герой произносит интересную фразу: «Я люблю спорить с теми, кто со мной соглашается». Как часто взрослые не признают ничьих взглядов, кроме своих?
Еще один немаловажный момент: когда Звездный Мальчик находит свою маму, то его извинения звучат хоть и искренне, но он все же больше говорит о себе. И тут он произносит фразу: «Я же совсем один!». Зритель понимает, что каждый имеет право на ошибку и такое же право на прощение и понимание. В своем одиночестве люди забывают, как разговаривать с теми, кого они когда-то обидели, но это не значит, что у него нет чувств.
Отдельного внимания заслуживают декорации и костюмы. Тем, кто сидит в первом ряду, стоит брать солнцезащитные очки – богато расшитые костюмы переливаются в свете софитов и ослепляют зрителей. Благодаря замысловатым декорациям мы легко путешествовали из зимнего леса в летнюю деревню, из деревни в замок принцессы, а от нее прямиком в город прокаженных.
ТЮЗ – это такое место, куда хочется возвращаться снова и снова. Мы уверены, что этот спектакль найдет отклик во многих детских сердцах. Огромное спасибо Султану Алимжановичу за счастливый финал, ведь в сказке конец далеко не сказочный. Теперь у каждого есть возможность выбрать свой путь, чтобы конец его непременно был радостным и справедливым.
О Султане Усманове
Султан Усманов родился в 1959-м году в городе Душанбе. В 1976-м году окончил среднюю школу и поступил на работу в киностудию «Таджикфильм». С 1977-го по 1981-й год учился на актерском отделении Таджикского государственного института искусств им. Турсунзаде. С 1981-го по 1988-й — на факультете музыкального театра ГИТИСа по специальности: режиссер музыкального театра.
В 1987-м году был принят на работу в Государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни режиссером-постановщиком, а с 1988 года — Художественный руководитель этого театра. За 10 лет работы в данном театре осуществил постановки более 30-ти оперных и музыкальных спектаклей мировой музыкальной драматургии.
С 1995-го по 1997-й год — Художественный руководитель театральной студии при Государственном русском драматическом театре им. Вл. Маяковского (параллельно с работой в оперном театре). С 1997-го по 2008-й год — главный режиссер русской драмы. За время работы в театре осуществил постановки более 40-ка спектаклей мировой драматургии. С 2008 по 2009 — Художественный руководитель Государственного молодежного театра им. Вахидова. В эти годы параллельно работал по приглашению в театрах Кыргызстана, Узбекистана, Ирана, Азербайджана и Казахстана.
Со своими постановками участвовал в более 25-и Международных театральных фестивалях в различных странах, удостоен множества номинаций и призов. В 1999-м году удостоен почетного звания «Заслуженный артист Республики Таджикистан». За время работы в различных театрах осуществил постановки более 100 оперных, оперетт, музыкальных и драматических спектаклей.
Первую постановку в Государственном академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац («Закат» по Бабелю) осуществил в 2007 году. С 2009-го года постоянно работает с этим театральным коллективом, с которым осуществил постановки более 40 спектаклей.
Асель БОЛАТОВА
газета "Дружные ребята" 4 апреля 2017 г.
Фото театра
|