Понедельник, 25.11.2024, 19:01
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » ТЮЗ им. Н.Сац

ТЕАТР – ЭТО ВСЕГДА ПТИЦА ФЕНИКС (Окончание)

ТЕАТРЫ-БРОДИЛКИ И «ОДИН НА ОДИН»…

Людмила Мананникова

- Я попутешествовала по интернету и увидела много интересных форм существования театра. Театры-студии, сайт-специфик – театр в нетеатральных пространствах, променад-театр – бродилка, театр абсурда... Традиционно театр - это коллективный опыт, но с 2000-х годов в западном искусстве начала расти популярность спектаклей, где задействованы только двое: один актер и один зритель…

На Петербургском фестивале «Точка доступа: Театр в городе», например, было представлено три премьеры. К променад-театру относились два новых спектакля: «Кентерберийские рассказы» Александра Артемова и Дмитрия Юшкова, который развернулся в магазине («театр в гипермаркете»). Спектакль «В сторону белого КАМАЗа» был интересен тем, что захватил уличное пространство в районе метро «Удельная» («театр в жилом микрорайоне»). Если в «Кентерберийских рассказах» путешествием зрителя управлял актер, то в спектакле «В сторону белого КАМАЗа» степень свободы зрителя была большей: он стал кем-то вроде следопыта, которому будет предложено предпринять собственное расследование. Обе постановки были тесно связаны с территориальным контекстом, они активно вовлекали антураж и ассортимент гипермаркета, легенды и анекдоты городской окраины в развитие собственной драматургии. В спектакле «В сторону белого КАМАЗа» - зрителям надо было пройти 5 километров. Им даже раздали специальный инвентарь – наушники, планшеты. Или вот такое объявление. «История с привидениями, главным героем которой стал сам театр: его здание, построенное великим итальянским архитектором Карло Росси. Дети и взрослые совершат удивительное путешествие в прошлое Александринки, проникнут в таинственный и прекрасный театральный мир».

Юрий Каштелюк.

- Я был в нашем Немецком театре на спектакле «Гамлет». Зритель там становился героем происходящего события. Нас, зрителей водили по всяким темным коридорам, где было нечисто, потому что в здании, где шел спектакль, давно не было ремонта. С одной стороны мне это понравилось, потому что зритель был задействован в самом театральном процессе. С другой стороны… Там бегали какие-то люди, стреляли. Некоторым зрителям было дискомфортно, когда их водили по каким-то коридорам, людям с астмой, например, просто было тяжело, когда их водили по каким-то грязным пыльным лестницам. Некоторые дамы пришли в вечерних платьях. Конечно, такая форма существования театра не возбраняется, это интересно, но зрителя надо предупреждать, что его ждет в театре. Нужно в вечернем платье приходить или нет, пыльно будет или нет, детям со скольких лет можно приходить в театр. Но опять же – если все эти условия соблюдены, если все сделано со вкусом, то, пожалуйста, вперед!

Татьяна Тарская.

- Я думаю, каждое новое слово в театре имеет право на жизнь, если оно без пошлости, без заигрывания со зрителем. Сегодня появилось очень много маленьких театров, которые ищут свой путь. В Москве, например, «Театр «на досках». Я там была один раз. Очень интересный спектакль, до сих пор забыть не могу, испытала просто шок. Есть в Москве театр «Практика»… Они берут новых современных авторов и говорят с нами, зрителями, о том, что волнует тебя, твоего соседа, своих друзей. Иногда это вызывает восторг, иногда шок, но это всегда на острие времени. В Алматы тоже существует несколько таких небольших театров, которые пробуют себя в разных ипостасях. Актеры говорят и про политику, и про наш любимый город, и про поэзию. Иногда они выходят в город, в народ. Это всегда поиск, неравнодушие к нашей стране, к нашей жизни и ничего пошлого.

Давным-давно я видела спектакль Юрия Любимого «10 дней, которые потрясли мир». Актеры начали спектакль на улице в буденовках, билеты накалывали на штыки, публику, перед тем как она входили в зал, водили по театру. Но все новое – это хорошо забытое старое. Это совершенно точная аксиома. Подобное было и у Мейерхольда, только немножко с другим поворотом.

Людмила Мананникова

- Я тоже помню «10 дней, которые потрясли мир» театра на Таганке, я тогда была еще студенткой. Когда твой билет нанизывают на штык, это, конечно, незабываемо. Тогда театр потряс всю Алма-Ату.

Султан Усманов

- Театральное искусство живет в своём определенном пространстве, будь то сцена, арена, площадь и т. д. В ином пространстве это, наверное, не театр, а что-то другое... Театры-бродилки, спектакли «один на один», это всего лишь театральная форма и больше ничего…

  • касается театров-студий, то думаю, что они будут создаваться и в будущем. Всегда найдется группа людей, которых объединяют общие идеи или общее видение театрального искусства, тяга к сценическим экспериментам. Хотя экспериментальная драматургия возможна в любом театре! Недаром в больших академических театрах создавались малые сцены. И режиссерам, и актерам непременно нужно участвовать в таких работах, чтобы совершенствовать своё мастерство и искать новые театральные формы!

Если говорить о том театре абсурда, который создали в прошлом веке Жан Поль Сартр, Эжен Ионеско, Самуэль Беккет, Альбер Камю, то это явление уникальное в театральном мире.

Евгений Дубовик.

- Не секрет, что уровень культуры любого города определяется количеством театров, работающих в этом городе. Стандарт казахстанских городов, это два театра - Национальный и Русский. В больших городах их количество превышает десятки. На мой взгляд, именно на площадках малых театров развиваются новые формы театрального искусства. Это театр одного актёра, театры-студии, театр-бродилки и многое другое. И главным показателем живучести таких театральных форм, является финансовая рентабельность. Если зрителю интересно, значит, будут сборы, значит, будет развитие. И если бы Государство в рамках особой программы, поддержало развитие малых форм театра в провинциях, это было бы только во благо нашей стране.

Александр Красников

- Я очень люблю экспериментальные постановки. На мой взгляд, самое главное в таких спектаклях - это то, что уж коли мы взялись экспериментировать, то, как и в любой научной дисциплине, мы должны сначала поставить перед собой ряд конкретных вопросов, ответить на которые нам должна помочь данная постановка. И в процессе работы над ней исходить исключительно из этих задач, а не нагромождать вещи несопоставимые и случайные, выдавая это за экспериментальный подход.

Театры-студии - это замечательная вешь! Ведь не обязательно человек может быть ограничен лишь одним талантом. Я знаю несколько людей различных профессий, которые дадут фору любому актеру. Театры-студии помогают различать таланты, от их деятельности профессиональный театр может только выиграть и обогатиться.

Спектакль «один-на-один» штука, конечно, интересная. И в истории искусства много случаев когда какое-нибудь произведение создавалось на заказ, для одного конкретного человека, со своими вкусами и пристрастиями, а в итоге становилось достоянием всего человечества. Например, та же Джоконда Леонардо да Винчи. Тут все зависит от вкуса заказчика и таланта мастера. А в отношении конкретного театра, это, на мой взгляд , ближе к психоанализу. И если после просмотра спектакля одним единственным зрителем в нем пробудится что-то для него новое, ценное для его души, то это будет только замечательно.

И Театр абсурда - вещь замечательная! Вся его прелесть в том, что на первом плане мы, естественно, видим кого-то другого, из тех, что мы наблюдаем почти каждодневно. А вот на втором плане, хотим мы того или не хотим, узнаем себя, со своими слабостями, компромиссами и недостатками. Это позволяет "выследить" себя, понять мотивы своих, иногда не очень благовидных поступков. Это дает нам возможность подумать о том, достаточно ли мы делаем для того, чтобы быть такими, какими мы хотели бы быть. Не только подумать, но и сделать для этого что-нибудь.

 

ТЕАТР БУДЕТ ЖИТЬ ВСЕГДА!

Юрий Каштелюк.

- Театр не закончится, покуда человечество живет. Какие бы новые гаджеты не появлялись, человеку нужно живое искусство. Это его природная потребность.

Евгений Дубовик.

- Театр - это не просто вид искусства, это показатель культурного уровня целой цивилизации или отдельно взятой страны. Слухи о скорой гибели театра не новы. При каждом новом витке научно-технического прогресса, скептики сулят падения интереса к этому искусству, и эти прогнозы никогда не оправдываются. При появлении синематографа, казалось, появилась реальная альтернатива театру, но кино идёт своим путём исторического развития, а театр по-прежнему жив. Последние два десятилетия мир захлестнула глобальная сеть интернет. Теперь даже из карманного гаджета, можно получить доступ к мировой информации и на этой волне, вновь скептики пророчат упадок интереса к театру. Но залы по-прежнему полны, открываются новые театры, и это лишний раз доказывает бессмертность театрального искусства.

Я с оптимизмом смотрю в будущее. Театр в нашей стране развит на уровне мировых стандартов. Ему уделяется большое внимание, а это значит Театр – жив и будет жить!

Татьяна Тарская.

- Театр живет, потому что существуют люди, которые хотят развивать театр. Он не будет обязательно каким-то определенным – световым пластическим или звуковым, это все равно конгломерат. И каждый театр разный. Этот – про это, этот – про другое. Театр политический, например, Театр поэзии, театр Жизни. Идут разные поиски… Главное удовольствие – в разнообразии. И дай Бог всем нашим театрам удачи.

Каждый спектакль играется немного по-другому. Другая интонация, чуть-чуть другой поворот, театр сиюминутен, ежесекунден, этим он и ценен… Одна зрительница как-то сказала, что спектакль «Гарольд и Мод» она смотрела 10 раз. Значит, каждый раз она видела в нем что-то новое. Ведь двух одинаковых спектаклей не бывает.

Театр жил, жив и будет жить. Как говорил Питер Брук, театр – это всегда птица Феникс. И самое главное, что театр – это живой организм, который развивается сообразно времени, ищет свое место в современном мире.

Султан Усманов.

- Прогнозы о скорой смерти театра звучали и лет сто назад, но ни появление кино, ни видео и всех других нанотехнологий не смогли остановить или тем более убить театр! Так что, думается, театр ещё долго будет "умирать"! Я абсолютно в этом уверен! Настоящий, живой театр всегда в поиске новых форм, идей, он чутко реагирует на перемены в обществе и сознании людей!

Людмила Мананникова

- Большое спасибо всем участникам нашего «круглого стола». Тема, нами взятая, конечно, необъятна, всем еще есть, что сказать, и, понятно, театр всегда будет в нашей жизни. Ведь хороший талантливый спектакль – это всегда разговор с нами, с каждым конкретным зрителем лично.. Он дает нам ключ к пониманию смысла жизни, несет нравственность, приносит в нашу жизнь счастье.

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац | Добавил: Людмила (24.05.2017)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
ТЮЗ им. Н.Сац [66]
Театр [216]
Культура [11]
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz