Главная » Статьи » ТЮЗ им. Н.Сац |
ТЕАТРЫ-БРОДИЛКИ И «ОДИН НА ОДИН»… Людмила Мананникова - Я попутешествовала по интернету и увидела много интересных форм существования театра. Театры-студии, сайт-специфик – театр в нетеатральных пространствах, променад-театр – бродилка, театр абсурда... Традиционно театр - это коллективный опыт, но с 2000-х годов в западном искусстве начала расти популярность спектаклей, где задействованы только двое: один актер и один зритель… На Петербургском фестивале «Точка доступа: Театр в городе», например, было представлено три премьеры. К променад-театру относились два новых спектакля: «Кентерберийские рассказы» Александра Артемова и Дмитрия Юшкова, который развернулся в магазине («театр в гипермаркете»). Спектакль «В сторону белого КАМАЗа» был интересен тем, что захватил уличное пространство в районе метро «Удельная» («театр в жилом микрорайоне»). Если в «Кентерберийских рассказах» путешествием зрителя управлял актер, то в спектакле «В сторону белого КАМАЗа» степень свободы зрителя была большей: он стал кем-то вроде следопыта, которому будет предложено предпринять собственное расследование. Обе постановки были тесно связаны с территориальным контекстом, они активно вовлекали антураж и ассортимент гипермаркета, легенды и анекдоты городской окраины в развитие собственной драматургии. В спектакле «В сторону белого КАМАЗа» - зрителям надо было пройти 5 километров. Им даже раздали специальный инвентарь – наушники, планшеты. Или вот такое объявление. «История с привидениями, главным героем которой стал сам театр: его здание, построенное великим итальянским архитектором Карло Росси. Дети и взрослые совершат удивительное путешествие в прошлое Александринки, проникнут в таинственный и прекрасный театральный мир». Юрий Каштелюк. - Я был в нашем Немецком театре на спектакле «Гамлет». Зритель там становился героем происходящего события. Нас, зрителей водили по всяким темным коридорам, где было нечисто, потому что в здании, где шел спектакль, давно не было ремонта. С одной стороны мне это понравилось, потому что зритель был задействован в самом театральном процессе. С другой стороны… Там бегали какие-то люди, стреляли. Некоторым зрителям было дискомфортно, когда их водили по каким-то коридорам, людям с астмой, например, просто было тяжело, когда их водили по каким-то грязным пыльным лестницам. Некоторые дамы пришли в вечерних платьях. Конечно, такая форма существования театра не возбраняется, это интересно, но зрителя надо предупреждать, что его ждет в театре. Нужно в вечернем платье приходить или нет, пыльно будет или нет, детям со скольких лет можно приходить в театр. Но опять же – если все эти условия соблюдены, если все сделано со вкусом, то, пожалуйста, вперед! Татьяна Тарская. - Я думаю, каждое новое слово в театре имеет право на жизнь, если оно без пошлости, без заигрывания со зрителем. Сегодня появилось очень много маленьких театров, которые ищут свой путь. В Москве, например, «Театр «на досках». Я там была один раз. Очень интересный спектакль, до сих пор забыть не могу, испытала просто шок. Есть в Москве театр «Практика»… Они берут новых современных авторов и говорят с нами, зрителями, о том, что волнует тебя, твоего соседа, своих друзей. Иногда это вызывает восторг, иногда шок, но это всегда на острие времени. В Алматы тоже существует несколько таких небольших театров, которые пробуют себя в разных ипостасях. Актеры говорят и про политику, и про наш любимый город, и про поэзию. Иногда они выходят в город, в народ. Это всегда поиск, неравнодушие к нашей стране, к нашей жизни и ничего пошлого. Давным-давно я видела спектакль Юрия Любимого «10 дней, которые потрясли мир». Актеры начали спектакль на улице в буденовках, билеты накалывали на штыки, публику, перед тем как она входили в зал, водили по театру. Но все новое – это хорошо забытое старое. Это совершенно точная аксиома. Подобное было и у Мейерхольда, только немножко с другим поворотом. Людмила Мананникова - Я тоже помню «10 дней, которые потрясли мир» театра на Таганке, я тогда была еще студенткой. Когда твой билет нанизывают на штык, это, конечно, незабываемо. Тогда театр потряс всю Алма-Ату. Султан Усманов - Театральное искусство живет в своём определенном пространстве, будь то сцена, арена, площадь и т. д. В ином пространстве это, наверное, не театр, а что-то другое... Театры-бродилки, спектакли «один на один», это всего лишь театральная форма и больше ничего…
Если говорить о том театре абсурда, который создали в прошлом веке Жан Поль Сартр, Эжен Ионеско, Самуэль Беккет, Альбер Камю, то это явление уникальное в театральном мире. Евгений Дубовик. - Не секрет, что уровень культуры любого города определяется количеством театров, работающих в этом городе. Стандарт казахстанских городов, это два театра - Национальный и Русский. В больших городах их количество превышает десятки. На мой взгляд, именно на площадках малых театров развиваются новые формы театрального искусства. Это театр одного актёра, театры-студии, театр-бродилки и многое другое. И главным показателем живучести таких театральных форм, является финансовая рентабельность. Если зрителю интересно, значит, будут сборы, значит, будет развитие. И если бы Государство в рамках особой программы, поддержало развитие малых форм театра в провинциях, это было бы только во благо нашей стране. Александр Красников - Я очень люблю экспериментальные постановки. На мой взгляд, самое главное в таких спектаклях - это то, что уж коли мы взялись экспериментировать, то, как и в любой научной дисциплине, мы должны сначала поставить перед собой ряд конкретных вопросов, ответить на которые нам должна помочь данная постановка. И в процессе работы над ней исходить исключительно из этих задач, а не нагромождать вещи несопоставимые и случайные, выдавая это за экспериментальный подход. Театры-студии - это замечательная вешь! Ведь не обязательно человек может быть ограничен лишь одним талантом. Я знаю несколько людей различных профессий, которые дадут фору любому актеру. Театры-студии помогают различать таланты, от их деятельности профессиональный театр может только выиграть и обогатиться. Спектакль «один-на-один» штука, конечно, интересная. И в истории искусства много случаев когда какое-нибудь произведение создавалось на заказ, для одного конкретного человека, со своими вкусами и пристрастиями, а в итоге становилось достоянием всего человечества. Например, та же Джоконда Леонардо да Винчи. Тут все зависит от вкуса заказчика и таланта мастера. А в отношении конкретного театра, это, на мой взгляд , ближе к психоанализу. И если после просмотра спектакля одним единственным зрителем в нем пробудится что-то для него новое, ценное для его души, то это будет только замечательно. И Театр абсурда - вещь замечательная! Вся его прелесть в том, что на первом плане мы, естественно, видим кого-то другого, из тех, что мы наблюдаем почти каждодневно. А вот на втором плане, хотим мы того или не хотим, узнаем себя, со своими слабостями, компромиссами и недостатками. Это позволяет "выследить" себя, понять мотивы своих, иногда не очень благовидных поступков. Это дает нам возможность подумать о том, достаточно ли мы делаем для того, чтобы быть такими, какими мы хотели бы быть. Не только подумать, но и сделать для этого что-нибудь.
ТЕАТР БУДЕТ ЖИТЬ ВСЕГДА! Юрий Каштелюк. - Театр не закончится, покуда человечество живет. Какие бы новые гаджеты не появлялись, человеку нужно живое искусство. Это его природная потребность. Евгений Дубовик. - Театр - это не просто вид искусства, это показатель культурного уровня целой цивилизации или отдельно взятой страны. Слухи о скорой гибели театра не новы. При каждом новом витке научно-технического прогресса, скептики сулят падения интереса к этому искусству, и эти прогнозы никогда не оправдываются. При появлении синематографа, казалось, появилась реальная альтернатива театру, но кино идёт своим путём исторического развития, а театр по-прежнему жив. Последние два десятилетия мир захлестнула глобальная сеть интернет. Теперь даже из карманного гаджета, можно получить доступ к мировой информации и на этой волне, вновь скептики пророчат упадок интереса к театру. Но залы по-прежнему полны, открываются новые театры, и это лишний раз доказывает бессмертность театрального искусства. Я с оптимизмом смотрю в будущее. Театр в нашей стране развит на уровне мировых стандартов. Ему уделяется большое внимание, а это значит Театр – жив и будет жить! Татьяна Тарская. - Театр живет, потому что существуют люди, которые хотят развивать театр. Он не будет обязательно каким-то определенным – световым пластическим или звуковым, это все равно конгломерат. И каждый театр разный. Этот – про это, этот – про другое. Театр политический, например, Театр поэзии, театр Жизни. Идут разные поиски… Главное удовольствие – в разнообразии. И дай Бог всем нашим театрам удачи. Каждый спектакль играется немного по-другому. Другая интонация, чуть-чуть другой поворот, театр сиюминутен, ежесекунден, этим он и ценен… Одна зрительница как-то сказала, что спектакль «Гарольд и Мод» она смотрела 10 раз. Значит, каждый раз она видела в нем что-то новое. Ведь двух одинаковых спектаклей не бывает. Театр жил, жив и будет жить. Как говорил Питер Брук, театр – это всегда птица Феникс. И самое главное, что театр – это живой организм, который развивается сообразно времени, ищет свое место в современном мире. Султан Усманов. - Прогнозы о скорой смерти театра звучали и лет сто назад, но ни появление кино, ни видео и всех других нанотехнологий не смогли остановить или тем более убить театр! Так что, думается, театр ещё долго будет "умирать"! Я абсолютно в этом уверен! Настоящий, живой театр всегда в поиске новых форм, идей, он чутко реагирует на перемены в обществе и сознании людей! Людмила Мананникова - Большое спасибо всем участникам нашего «круглого стола». Тема, нами взятая, конечно, необъятна, всем еще есть, что сказать, и, понятно, театр всегда будет в нашей жизни. Ведь хороший талантливый спектакль – это всегда разговор с нами, с каждым конкретным зрителем лично.. Он дает нам ключ к пониманию смысла жизни, несет нравственность, приносит в нашу жизнь счастье. | |
Просмотров: 505 | |
Всего комментариев: 0 | |