Из дневника девчонки
Эта глава несколько необычна.
В ней я хочу напечатать отрывки из дневника одной девочки. Рискнула предложить их вашему вниманию, потому что они, на мой взгляд, полностью соответствуют теме книги.
Девочка, как бы мы сказали сегодня, была «фанаткой» ТЮЗа времен главного режиссера Вадима Пучкина, а затем Григория Жезмера.
Она была безумно влюблена в театр, в актеров, а особенно в одного из них, которого она называет Т.
Понимаю, что строки наивны, написаны по-детски, но учтем, что это – дневник обычной старшеклассницы, а затем студентки первого курса механико-математического факультета КазГУ.
А оправдывает публикацию то, что девочка – как раз тот самый юный зритель, ради которого театр каждый день открывает свой занавес…
7 января 1966 года.
Сегодня ходила в ТЮЗ на «Золушку». Спектакль восхитительный, хотя предназначен для малышей, а я, кажется, уже вышла из этого возраста. С появлением нового режиссера Вадима Пучкина спектакли в театре значительно изменились. Действие переносится в зрительный зал. Хотя, как известно, это не театральное открытие, но раньше подобное в нашем театре практиковалось редко. Мой любимый Т. имел в «Золушке» небольшую роль, но играл замечательно.
Почему-то вспоминаю его роль в знаменитом тюзовском спектакле «Они и мы» по пьесе Натальи Долининой. На мой взгляд, это самый лучший спектакль на школьную тему, который я видела в ТЮЗе.
Главный герой – Вадим Остроухов – лучший ученик, член комитета комсомола школы. Ребята готовятся к диспуту, и Вадим с друзьями получают записки от некоего Юпитера. Он пишет: если диспут состоится и они будут на нем выступать, им несдобровать. Занавес во время спектакля не закрывался – вместо него были две раздвижные школьные доски, на которых актеры-ученики все время что-то писали. Перед антрактом один из героев спектакля вышел на авансцену и крикнул в зал: «Ну что же вы сидите? Перемена!»
В конце спектакля состоялся суд над одной из героинь спектакля Ритой, которую обвиняли в воровстве. Все артисты расселись в зале. Мы с моей подругой Людой смеялись и говорили, хорошо бы мне сейчас сидеть на 24 месте в 10 ряду, ведь как раз на 25 месте сидит Т.!
В конце спектакля было голосование, в котором принимали участие не только действующие лица спектакля, но и мы – зрители. Дружно голосовали, объявлять ли Рите выговор. Также на обсуждение зрителей вынесли вопрос: «Кто за то, чтобы освободить от своих обязанностей секретаря комсомольской организации школы?» Весь зал дружно закричал «Ура!»… Спектакль тогда вызвал большое брожение в наших умах. Мы участвовали в его обсуждении. Мы вдруг поняли, что живем неправильно, формально, не всегда честно и искренне. У нас в школе тоже прошел диспут, на котором мы говорили о жизни, о принципах, о своем будущем.
9 января.
Смотрела «Два вечера в мае» по пьесе Г. Полонского. Спектакль мне очень понравился. Жаль, конечно, что там не играл Т., но зато я разглядела и других артистов, иначе Т. мне затмил бы всех. Я так много о нем говорю, что когда показала маме его фотографию из спектакля «Они и мы», она воскликнула: «Это тот самый Т.?!»
Немного о спектакле. Начало было, как всегда у Пучкина, необыкновенным. Все артисты под гитару с песней появлялись из зала, а затем уселись прямо на барьер перед оркестром…
В начале показывают школьников, для которых только что прозвучал последний звонок, и они собираются сдавать экзамены. Среди них – Дима Вельский. Мальчик, влюбленный в литературу и в свою одноклассницу Галю Сорокину, которой в свою очередь нравится Борис Аркатов. Словом, как всегда и бывает в жизни. Ты любишь одного мальчишку, он на тебя не обращает внимания, зато за тобой по пятам ходит совсем другой, который тебе абсолютно безразличен! Вот и на меня мальчик, который мне нравится больше всего, не обращает абсолютно никакого внимания. Но – вернемся к спектаклю.
Для Димки оказалось страшной неожиданностью, что Галка с Борисом собираются пожениться…
Ребята договариваются встречаться 20 мая каждый год.
И вот проходит 10 лет. Наступает второй майский вечер. Борис Аркатов стал известным ученым, а Галка просто его женой, домработницей, секретарем. У нее отсутствует собственное «я», она полностью растворилась в своем муже. Димка же учительствует где-то под Орлом и засыпает Галю письмами. Бориса возмущают письма «постороннего мужчины» к «чужой жене». Он не понимает, что они ей необходимы.
В конце концов все заканчивается хорошо, и герои поют песню, в которой есть такие слова: «Время не подлежит обсуждению, а подлежишь обсуждению ты, находящийся в нем». В общем, есть о чем задуматься. Так хочется прожить свою жизнь не напрасно.
10 января.
Последний день моих последних зимних каникул. Завтра в школу, жаль, конечно, хотелось бы, чтобы каникулы продолжались вечно!
Утром мы с Людой «болтались» от ТЮЗа к драме, от драмы к оперному и ни в одном театре не достали билетов. Около ТЮЗа я увидела знакомое лицо, и мне показалась, что я сошла с ума: Т. мне чудится в каждом встречном. Но когда Люда многозначительно сказала: «Ты видишь Его?», я поняла, что это не галлюцинации, а реальность. Мне кажется, все девчонки, не только я, влюбились в Т., когда посмотрели «Они и мы». Люда, как мне кажется, любит позлить меня. Сегодня она добивалась, чтобы я призналась, что влюблена в Т. Не знаю, что это, ведь я понимаю, что у него есть семья, ребенок, и даже не стремлюсь с ним встретиться… В общем, совсем запуталась.
20 января.
Весь сегодняшний день предвкушаю будущее наслаждение от спектакля «Мой бедный Марат», на который мы с Людой идем вечером. Вместо сочинения по литературе написала стихотворение, посвященное ТЮЗу. Получила за него пятерку.
…Открывается занавес сказки,
Появляетесь, словно в мечтах,
Вы, смешные и грустные маски,
Принц и Золушка, Кот в сапогах.
Славный ТЮЗ,
очень многих счастливцев
Уводил ты в свой сказочный мир,
Много маленьких алмаатинцев
ТЮЗ считают театром своим.
Я однажды пришла днем весенним,
Села в кресло и вдруг – замерла.
Затаила дыханье: на сцене
Начинали творить чудеса.
В царство вечного льда королева
Друга верного Герды взяла,
Вслед за ним сквозь пургу и метели
Смело храбрая девочка шла.
Вместе с ТЮЗом я клятву давала
Помнить подвиги, жизнь борцов,
И звездой путеводной мне стали
И Наташа, и «Юность отцов».
С ним по жизни шагала я вместе,
Другом ТЮЗ моим преданным был.
О делах пионерских и чести
«Красный галстук»
со мной говорил.
Этот день мне запомнился очень,
Мы все спорили до хрипоты
О Вадиме, Юпитере,
Впрочем – шел спектакль
«Они и мы»!
С каждым годом ты, ТЮЗ,
все моложе,
Не состарят тебя и года,
С каждым днем покоряешь
все больше
В жизнь влюбленные наши сердца!
Итак, дневник, ты должен гордиться, что в тебя поместили такой «шедевр»!
21 января.
Вчера смотрела «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова. В спектакле всего три действующих лица, но, несмотря на это, скучно не было. Главную роль Лики играла Клара Ушакова, она мне понравилась. Роль Марата играл артист Шевцов, а Леонидика – Вячеслав Бычук.
С соседкой Людой у нас в последнее время постоянно какие-то разногласия. Мне кажется, мы с ней совсем разные люди. Она не желает идти на «Олеко Дундича», заявляет: «Надоели мне эти патриотические спектакли!» А мне нравится. Люда говорит, что она никогда и ни с кем не говорит искренне, но это же ужасно! Или она страшная эгоистка, или это позерство и она только хочет такой казаться! Она все время стремится оригинальничать, но ей свойственно все, что свойственно девчонкам нашего возраста: она любит твист, пластинки, модные прически. А мне позарез надо пойти в театр и посмотреть «Олеко Дундича», «В день свадьбы» и «Маскарад». Так кто из нас оригинальнее?
17 февраля.
Включила по телевизору передачу «Зори над степью» и услышала такой родной голос Т.
Взяла два билета на «Маскарад», надо будет сагитировать маму. Оставшаяся неделя для меня – рай. В субботу – в ТЮЗ! Ура!
20 февраля.
Пошли с мамой в театр, оказалось, что спектакль заменили, идет «В день свадьбы». Я даже не очень расстроилась – этот спектакль я тоже не видела. Спектакль мне понравился. Виктор Розов – известный драматург, говорят, он вместе с Наталией Сац ставил у нас самые первые спектакли в 1945 году. Вот бы узнать об этом подробнее! Мне очень понравилась в этом спектакле Любовь Бойченко. Очень симпатичная артистка!
7 марта.
В последнее время меня стали мучить какие-то странные мысли. Я думаю о книжке Юрия Герта «Кто, если не ты?», о ТЮЗе, математике, предстоящих выпускных экзаменах. Каждый из этих вопросов как бы стоит в голове сам по себе и немножко мешает. Как-то я подумала, что если бы все мои проблемы и увлечения каким-то образом можно было бы слить в одно целое, стало бы интереснее жить.
Мама разрешила пойти на «Маскарад». Он идет в пятницу, 11 марта. Теперь надо звать компанию. Мне кажется, я умру, если не посмотрю этот спектакль.
Что-то я стала вспоминать свое детство в ТЮЗе. Помню, когда училась в пятом классе, мы дежурили на всех детских спектаклях, на новогодних елках изображали зайчиков и белочек… Особенно хорошо я запомнила историю, которая произошла на новогоднем спектакле «Волшебный билет». Там главную роль – школьника Васю Васильева – играла артистка Татьяна Гензель.
Я оказалась свидетелем, как в антракте она выпила бокал шампанского, а потом на спектакле перепутала слова.
Вместо того чтобы от имени перевоспитавшегося мальчика Васи в конце спектакля спеть:
Я Васильев Вася,
Я в четвертом классе,
В пятый класс я перейду.
Обещаю лично
Только на отлично
Заниматься в будущем году,
она спела слова из начала спектакля:
Нужно только бойко
Отвечать на тройки
И всегда подсказки
Слушать на ходу.
Возмущенная таким поведением артистки, я написала в дневнике: «Две рюмки шампанского – это так много, а наша уважаемая Татьяна их выпила столько, в результате – перепутаны слова. Стыдно 20-летней тете курить! Пишу во время ботаники, не стерпела. Писать прекращаю, а то мой сосед – Вовка несчастный – подглядывает». Вот такое «театральное детство» у меня было!
13 марта.
Завтра – сплошные контрольные! Это какой-то ужас! А вот на весенних каникулах я уж похожу в ТЮЗ!
28 марта.
Вчера был Международный день театра и я не отрывалась от телевизора. Москва передавала передачу из Дома актера. Сейчас у меня на устах: театр, театр, театр… Папа сохраняет саркастическое молчание, с его точки зрения, лучший мой путь в будущем – защита диссертации. Мама вслух выражает негодование и приводит аргумент: «Артисты работают. Они заняты делом, а у некоторых цели в жизни нет, и они могут в конце концов остаться у разбитого корыта». Надо разобраться, что меня привлекает в театре. Сам театр, наш ТЮЗ или… Думаю все же, что не третье. Я чувствую, что до конца жизни останусь яростной любительницей именно этого искусства. Как бы я хотела работать в театре! Но на какую должность я в нем пригодна? Только что разве стать билетером…
Идут последние в моей жизни школьные каникулы. Весенние.
2 апреля.
«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного. Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете кроме блага и истины?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями, играть ею самовластно… О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..»
Это обо мне.
5 апреля
Весь день я пребываю в восторге от спектакля «Пора любви», который наконец вчера посмотрела. Начну с начала. Вчера я проснулась с мыслью: сегодня в ТЮЗ! У меня сразу повысилось настроение. В школе была единственная мысль: если пронесет по физике, то все будет прекрасно! Огорчали только страшно затянувшиеся уроки. Наконец прозвенел последний звонок и я полетела домой. Дома станцевала дикий танец и стала ждать маму и шести часов. Мама пришла пораньше. Сказала, что очень устала и в театр идти не может. Я расстроилась, так как, честно говоря, люблю ходить в театр именно с мамой. В театр пришлось отправиться с Людой. Теперь о содержании спектакля. Пишу подробно, так как со временем содержание забывается, а я когда-нибудь, может быть, захочу восстановить его в памяти.
Главный герой – Игорь Шаронов – хирург 24 лет. Ему неожиданно предлагают ехать в Эфиопию, в Аддис-Абебу, где построен советский госпиталь и где нужны знающие врачи. Единственное условие – надо жениться, так как в Африку посылают только женатых мужчин. На примете у Игоря 4 подходящие девушки, и он обсуждает с бабушкой, которая его воспитала, кандидатуру будущей невесты.
Комедия получилась смешной. Игоря играл Т., а Сашу – моя любимая артистка Любовь Бойченко.
11 апреля.
Итак, моя желанная мечта исполняется. В четверг – «Маскарад»! Настроение отличное. Хочется танцевать.
15 апреля.
Нахожусь под впечатлением «Маскарада». Поделиться не с кем, девчонок мои мысли особенно не интересуют. В массовой сцене были заняты мои бывшие одноклассницы – Ира Поторока и Люда Овчаренко. То, что Ира, – неудивительно. Она – из театральной семьи, а вот как попала в театр Люда Овчаренко – не знаю. Роль Нины играла Любовь Бойченко. Прелесть! Я почему-то так и думала, что ей подходит эта роль. Князя Звездича играл Т. Спектакль поставил В. Пучкин, а поэтому его герои как всегда разгуливали по залу. Хотя мне кажется, что в «Маскараде» это было не совсем и нужно.
…До меня только сейчас дошло, что завидую Люде О. Завидую потому, что она, а не я, бывает за кулисами ТЮЗа, участвует в каждом «Маскараде». Хотя даже если бы мне представилась такая возможность, я бы ею, наверное, не воспользовалась.
Прочитала в газете рецензию на «Маскарад». Если честно признаться, то истинный смысл спектакля до меня не дошел. Надо не только восторгаться спектаклем, а больше думать, анализировать.
Вот, например, какую исчерпывающую характеристику дает Маска князю Звездичу.
Ты бесхарактерный,
безнравственный, безбожный,
Самолюбивый, злой,
но слабый человек.
В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий,
но ничтожный.
Без сомнения, это взгляд на век самого Лермонтова. А между прочим, он эту пьесу написал в 18 лет. Я, хотя младше его всего на два года, мыслю как ребенок. Учиться, учиться и учиться.
17 апреля.
Достала из почтового ящика газету «Огни Алатау», а там – статья студентки театроведческого факультета ГИТИСа. Меня этот факультет страшно заинтересовал, надо выяснить, какие экзамены туда сдавать. У меня учащенно бьется сердце, и я не успокоюсь, пока не узнаю обо всем подробно. Ведь пока я собираюсь поступать на механико-математический факультет. А есть ли у меня выдающиеся способности к математике? Боюсь, что нет.
10 мая, вторник.
Сегодня я проснулась в холодном поту. То, что днем кажется вполне нормальным, ночью – совершенно невероятно. ТЮЗ уезжает на гастроли. Самое страшное даже не то, что я не увижу спектаклей, а то, что никого из актеров не услышу по радио и не увижу по телевидению.
Прочитала в «Комсомолке» ответ драматурга Александра Штейна девушке, которая мечтает стать актрисой. Странно, что я, помешанная на театре, не хочу быть актрисой. Я люблю театр в качестве зрителя.
30 сентября.
Сегодня в моей душе бушевало пламя. Я случайно оказалась у ТЮЗа и узнала, что завтра премьера – «Парень из нашего города». Срочно ищу компанию. Компания найдена, зато уже нет билетов. Умоляю кассиршу, но мои мольбы бессмысленны. Беру билеты только на 4 октября. Зато 8-го – премьера спектакля «Дяди и тети». Вчера приснился сон. Подхожу к заведующей педагогической частью театра Галине Юрьевне Рутковской и говорю: «Галина Юрьевна, что полезного я могу сделать для вашего театра кроме того, как быть зрительницей?» Такое может присниться только мне. Тем не менее здесь что-то есть. В подсознании меня все время мучает мысль: моя жизнь обязательно должна быть как-то сопричастна театру. Хотя на деле я уже – студентка механико-математического факультета университета. Думаю, что не сейчас, но когда-нибудь я найду себе все же «практическое приложение», а пока надо изучать театр, его историю. Я уже собираю коллекцию всего, что может быть причастно к театру. Книги, марки, театральные программы, буклеты, афиши.
Будь верен самому себе.
И следственно,
Как дважды два четыре,
Ни перед кем не будешь ты фальшив.
Шекспир.
5 октября.
Смотрела «Парень из нашего города». Сергей ставит всегда общественное выше личного. Поэтому он, в заботе о судьбах всего человечества, сначала отправляется в танковое училище, а потом воевать в Испанию. Приближается 1941 год. Заканчивается спектакль таким образом. Три парня и среди них Сергей Луконин шагают по земному шару. И Сергей говорит о том, что фашизм будет обязательно побежден, жаль только, что ему не суждено будет увидеть это.
В конце спектакля занавес открывался четыре раза. Для нашего ТЮЗа это рекорд. Вспомним, что во время дебюта Ермоловой занавес открывался 12 раз, а на ее лучшем спектакле – 32 раза.
9 октября.
«Дяди и тети» – веселый спектакль. И самое интересное, что смешит не какой-то один актер, а все вместе. Занавес в конце открывался 3 раза.
Героиня спектакля – балерина, которая в 40 лет вынуждена уйти на пенсию. Ей очень тяжело расставаться со своей любимой работой, надо чем-то заниматься, поэтому она решает «остаток своих дней» посвятить мужу. Разбивает его жизнь на 33 параграфа. Потом ей приходит мысль взять на воспитание девочку, в результате множества перипетий им достается трудновоспитуемый мальчик Алешка – Галина Лобанова играет его великолепно.
18 октября.
«Театр – не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло»!!!
В. В. Маяковский.
2 ноября.
«Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг. Пусть же учит народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение – вот три главные условия народного театра».
Ромен Ролан.
14 ноября.
Не готовлюсь к коллоквиуму, у меня – «театральное настроение». Я решаю после окончания университета поступать в ГИТИС. Как интересно заглянуть в будущее – сбудется ли моя мечта? Мне кажется, что учиться я буду с большим энтузиазмом! Хочется кричать «ура!», ведь в четверг – иду в ТЮЗ.
17 ноября.
Расстроилась, пришла в театр, а там не «Сверчок», который я мечтала посмотреть, а «Пора любви», которую я уже видела. Добыть билет на первый ряд, сагитировать идти с собой пять человек!..
27 ноября.
Наконец-то посмотрела «Сверчок». Спектакль превосходный. Автор пьесы – польский писатель Кожушник (узнать о нем больше!). Студенты различных факультетов университета создали бюро добрых услуг «Сверчок»… Все актеры поют – хором и поодиночке. Здесь играет одна из моих любимых актрис Галина Тхоржевская. В ее исполнении я видела множество разных ролей, и все ей удивительно удаются. Марина в «Красном галстуке», Лиса в «Зайке-Зазнайке», Колдунья в «Старшей сестре», Джемма в «Оводе». Майя в спектакле «В день свадьбы» также превосходна. Актриса играет роли от 12 до 40 и везде выглядит прекрасно.
Мой любимый Т. играет Мечислава Ольховски – студента математического факультета. Это самовлюбленный юноша, в которого влюблены все девушки. Франека – студента физического факультета играл В. Ушаков. Эта роль совершенно противоположна его предыдущей роли – Бориса Аркатова в спектакле «Два вечера в мае». Борис уверен в себе, в том, что он – будущая звезда науки, ведет себя самоуверенно, знает: все должно быть для него, и в результате превращает свою жену в рабу. Франек – милый, тихий, славный мальчик, который может говорить о любви лишь покраснев и отведя взгляд в сторону. В «Сверчке» его герой остается один – в таких мальчиков девочки не влюбляются, они почему-то любят наглых и самоуверенных. Блестяще играет роль Завальской – владелицы галантерейной лавочки – О. А. Решетниченко. Она к каждому предложению добавляет несуразное «припоминаете» и на протяжении спектакля 6-7 раз падает в обморок. Вспомнила, как в спектакле «Золушка» Ольга Алексеевна летела вниз головой с балкона, который находился на приличной высоте. Нам с мамой Завальска напомнила одну нашу родственницу, которая терпеть не может готовить и по любому поводу может пустить слезу. Значит, роль жизненна. Зулю – ее дочь – играла Галина Лобанова. Этой артистке прекрасно удаются роли мальчишек и модных девиц. В спектакле она превосходно танцевала твист и корчила рожи.
7 января 1967 г.
Заканчивается очередная тетрадка моего дневника и по традиции мне надо подвести какие-то жизненные итоги. Сегодня я твердым голосом сказала маме, что мне нужен театр. Если бы было возможно, я бы сейчас бросила университет и отправилась в Москву, в ГИТИС, заниматься своим любимым театром. Но я – человек разумный и понимаю, что лучше синица в руке, чем журавль в небе. В конце концов, и педагогика – совсем неплохо. В общем, в мыслях – полный кавардак. Словом, прощай, мой добрый старый дневник, ты так долго служил мне другом и советчиком. А жизнь все же – удивительно интересная штука, счастливая она или не очень, – так, кажется, писал Бернард Шоу? Добавлю: потому что в ней есть такое чудо, как театр!
Послесловие.
Наверное, проницательные читатели уже догадались, что девчонкой, так бескорыстно и преданно влюбленной в театр, была автор этой книги. И мечта ее в конце концов осуществилась. Проработав два года учительницей в сельской школе, я ушла в газету и много лет писала статьи на разные темы, и в том числе – о своем любимом театре. Признаться, когда я перечитывала строки своего дневника 40-летней давности, сама удивлялась такому «фанатизму». Помню, что любила театр, но чтобы в такой степени!
Может быть, кого-то из несведущих читателей заинтересует, о ком из тюзовских актеров я писала, называя его Т. Этот актер – Виктор Тарасов.
Как я потом узнала, он действительно был любимцем девчонок, у него было много поклонниц, и это ему нравилось. Но дальнейшая судьба его оказалась трагической. Через некоторое время он переехал с семьей в Волгоград, работал в местном театре и был убит хулиганами, возвращаясь из театра. Об этом рассказал сын Виктора Яковлевича, когда приезжал в Алма-Ату.
…А я не стала актрисой, режиссером, не стала профессиональным театральным критиком. Я так и осталась зрителем, преданным театру, и это, скажу вам, тоже не мало… Думаю, со мной вполне согласился бы поэт Андрей Дементьев.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте –
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте,
Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте –
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.
|