Эльвира Сыздыкова
Академический театр танца под руководством Булата Аюханова закрыл свой 52-й балетный сезон фееричной премьерой балетного спектакля “Странствия Коркыта”. На сцене ГАТОБа в пестром спектре гипнотической хореографии развернулась история о легендарном создателе кобыза, рассекающем времена и пространства в поисках бессмертия
Танцевальная труппа исключительно молодого состава впервые в истории балетного искусства зафиксировала образ Коркыта и, собственно, его передвижение по четырем углам мироздания, поведанное в легенде о поэте посредством чувственности танца. “Странствия Коркыта” позволили классической версии сказания о прославленном композиторе расцвести глубиной злободневных спектров. В них, по признаниям авторов постановки, отразились ожидания, воззрения и опасения артистов, размышляющих о будущем человеческого пути.
Первоначально идея попытаться раскрыть странствия Коркыта в объятиях танцевальной стихии навестила Асию Мухамбетову, доктора искусствоведения, профессора, увлеченно занимающегося вопросами тенгрианской культуры и казахской фольклорной музыки. После уже задумка перекочевала в театр танца под руководством Булата Аюханова, где обязанности режиссера-постановщика и главного балетмейстера Булат Газизович лично вверил Дамиру Уразымбетову.
Конечно, спектакль о композиторе и создателе казахского национального инструмента не оказался бы полнокровно свершившимся без музыки самого Коркыта, чьи великие произведения пусть и в небольшом количестве, но дожили до нашего времени, миновав больше десяти веков. В балете также звучат работы поэта-песенника Ыкыласа, продолжателя традиций Коркыта.
Воссоздавать музыкальное полотно постановки для пущего погружения в гипнотическую историю выпало фольклорно-этнографическому ансамблю “Туран”, который также исполнил произведения собственного сочинения. Ведущую партию кобыза искусно и пронзительно обыграл Максат Медеубек.
Спектакль артисты театра танца готовили с февраля этого года. Первостепенных персонажей в балете оживили Дияр Акенев, Гульнара Камалова, Мади Касымов, Айя Мелис и Айнур Мукашева.
Одноактный балет “Странствия Коркыта” повествует о том, как умудренный не по годам юноша, преследуя идею бессмертия, оказывается заброшенным в четыре грани Вселенной, расположившиеся в разных временных отрезках. В начале путешествия Коркыта смертельно жалит змея, представшая перед героем в обличье прекрасной девушки. Убаюканного танцем смерти Коркыта вызволяет ангел, годами ранее запечатлевший рождение поэта. Он же, по сюжету спектакля, преподносит герою кобыз - музыкальный инструмент, в котором заключена сила, способная исцелить мир.
Первый путь, обнаруженный Коркытом, населяют одержимые сектанты, позабывшие не только об истинах мироздания, но и о том, какому покровителю они молятся. Вторая грань ужасает персонажа Акенева алчностью и ненасытностью ее обитателей, различающих средоточие жизни лишь в материальном достатке. На следующей тропе герой сталкивается с апогеем сладострастия, что заключен в бездумных развлечениях ее жителей. И наконец, на четвертом пути перед Коркытом разворачивается удручающая картина будущих реалий, в которых душа и существо человека порабощены искусственным разумом, а планету населяют роботы-солдаты, не несущие ничего, кроме смерти.
Износивший веру в будущее Коркыт отдает свою жизнь изумрудному течению священной реки Сыр-Дарья во имя спасения человечества, которому предстоит не просто побывать на пройденных им тропах - но прожить их и попытаться не увязнуть в их замутненных идеалах. С тех самых пор не утихает печальная и все же не лишенная сияния надежды исцеляющая песня кобыза.
Исполнитель роли легендарного Коркыта Дияр Акенев рассказал “НП”, как разбирал образ поэта в танцевальной перспективе: “Изначально я попытался откинуть все свои шаблоны. А после уже через призму взгляда режиссера-постановщика я разглядывал персонажа. Точно так же, как и в кинематографе, одну историю, допустим “Красную шапочку”, Михалков и Тарантино снимут абсолютно по-разному. Поэтому в первую очередь я попытался понять режиссера-постановщика, а потом уже накладывал свои впечатления от прочитанного, пытался найти факты о жизни нашего великого предка и все это передать в хореографии”.
Также Акенев, размышляя о своем герое, отправившемся искать бессмертие и лучшей жизни для своего народа, добавляет: “Ничего этого Коркыт не достиг и понял, что бессмертно лишь искусство. Он создает кобыз, чтобы отдать дань этому бессмертию. А теперь при помощи нашего хореографического искусства мы отдаем дань великому композитору”.
Балетную постановку труппе удалось поставить не только в рекордные сроки, но и невероятно малым составом - в команде чуть больше 20 исполнителей, при том что, как правило, для воссоздания подобного произведения требуется 60-80 артистов. Спонсорскую поддержку спектаклю оказал Фонд Первого Президента РК - Елбасы.
Как признаются создатели “Странствий Коркыта”, они верят в успех спектакля на мировой сцене - ведь язык балета универсален и способен роднить зрителей во всех уголках планеты.
http://www.np.kz/cultura/25620-lyubov-smert-i-roboty.html
|