03:50 Мои дорогие «Ленсмена» и ТЮЗ | |
Когда мы стали готовиться к юбилею ТЮЗа – 7 ноября Государственный академический русский театр для детей и юношества Казахстана им. Н.Сац отмечает свое 70-летие – я обнаружила, что газета «Экспресс К» связана с нашим театром образно выражаясь, кровными узами. Основательница нашего театра - Наталия Ильинична Сац, - наша «мама», как мы иногда говорим. А сын Наталии Ильиничны – Адриан Сергеевич Розанов – всю свою жизнь проработал собкором газеты «Ленинская смена» в Восточно-Казахстанской области. Мне это писать вдвойне приятно, так как я сама – бывшая ленсменовка – работала в газете 11 лет, и об этой своей работе вспоминаю всегда тепло и с удовольствием. «Ленсмена» «подарила» ТЮЗу двух замечательных завлитов-поэтов - Светлану Штейнгруд-Аксенову и Инну Потахину. А сын Сац Адриан, вернувшись с фронта, работал в ТЮЗе заведующим литературной частью. Вот как об этом вспоминала сама Наталия Ильинична. «Когда окончилась война, я заключила в объятия своего сына-первенца Адриана. Не забыть ощущения этого длинного, худого тела в моих руках после стольких лет разлуки. Каким было счастьем дать ему отмыться, сменить тяжелые бутсы с обмотками на хорошие носки и туфли, достать ему ордер на темно-синий костюм, рубашку, своими руками завязать ему галстук. Конечно, сын тоже стал одним из горячих строителей театра. В литературной части работа Адриана была очень ценной. Он хотел, умел быть полезным и при этом отличался предельной скромностью. Адриан Сергеевич был очень интересным корреспондентом. Помню его цикл материалов, посвященных Аркадию Гайдару, с которым дружил его отец – детский писатель Сергей Розанов, в конце 20-х годов прошлого века написавший очень известную книгу для детей «Приключения Травки». На молодежном фоне сотрудников редакции в середине семидесятых-восьмидесятых годов, Адриан Сергеевич был мэтром, и мы, понятно, смотрели на него снизу вверх. Он был очень остроумным человеком. Помню, как на планерке Розанов произнес: «Открываю газету, моя срочная информация напечатана через месяц, на третьей странице, мелким шрифтом, с ошибкой». Так одной фразой он «разнес» сразу секретариат, отдел, готовящий информацию, корректоров. Как-то Света Штейнгруд, тогда корреспондент «ЛС», курирующая науку, позвонила в Усть-Каменогорск: Когда 10 лет назад я начала работать над книгой «Я родом из ТЮЗа», то попросила бывшего главного редактора «Ленинской смены» Сергея Александровича Подгорбунского, который, увы, уже ушел из жизни, поделиться своими впечатлениями о Розанове, на что он с радостью согласился. «В череде значимых фигур, - написал он, - мне особенно вспоминается Адриан Сергеевич Розанов – сын Наталии Сац. Адриану было уже изрядно за пятьдесят, когда он, собственный корреспондент молодежной «Ленинской смены», вмешивался в «непутёвую работу» всякого рода комсомольских руководителей, нерадивых, а то и жадных балбесов-хозяйственников, процветающих тут и там хитрованов. Не думаю, что это доставляло ему удовольствие. Это была для него досадная необходимость, но он честно и талантливо выполнял её, как корреспондентский и человеческий долг перед своей задиристой газетой. Его материалы нередко приносили немалые хлопоты как ему самому, так и редакции. Нередко его выступления раздражали секретарей партийных и комсомольских комитетов. Впрочем, громы и молнии, метавшиеся в адрес «ЛС», не очень пугали: всегда можно было отбиться – практически все проблемные и критические материалы Розанова были сильны документальным подтверждением. Больше, пожалуй, оппонентов пугали его размышления, определения и выводы, вывалившиеся из строя управленческих привычек». …Когда я пришла в газету «Ленинская смена», заведующей отделом культуры в ней работала Светлана Штейнгруд. Она возглавляла отдел культуры, делала это блестяще, была очень доброжелательным человеком, и именно с ее легкой руки в газете появились мои первые публикации о театре. А вот как вспоминает о Светлане уже в роли завлитчасти ТЮЗа художественный руководитель Театра им. Лермонтова Р.С.Андриасян, когда-то главный режиссер ТЮЗа. - Некоторое время Светлана была заведующей литературной частью театра – теперь она живет в Израиле. Света написала песни к спектаклям «Брестская крепость» и «Самый правдивый», сказку в стихах «Волшебная трава». Человеком была очень ярким и сейчас на фоне русского литературного Израиля является довольно заметной фигурой. Когда я всех собирал, Света Штейнгруд шутила: «Собрались заведующие всеми частями Андриасяна». Нас объединяло дело, и это было очень дорого. До сих пор нас всех связывают дружеские отношения. …Не могу я не вспомнить об Инне Потахиной – ленсменовке, а потом заведующей литературной частью ТЮЗа времен Бориса Преображенского. Работая в театре, Инна всегда приглашала нас, своих коллег-журналистов, на премьеры. Я всегда относилась к Инне с искренней симпатией. Инна несколько раз приходила и уходила из газеты. Я и сейчас представляю ее за пишущей машинкой в машбюро, когда она сразу на чистовик, не переписывая, печатала свои умные материалы на моральные темы. Ну а любой праздник не обходился без Инниных шуточных стихов и посвящений. Уже тяжело больная, она успела написать свои воспоминания в книге «Моя Ленсмена». Вот одно из ее последних стихотворений. Пройдет полвека или век, А в общем – целая эпоха. А в самом деле человек Живет от вздоха и до вздоха. И в этом умном закутке Он тот, каким себя мерещит. Красив, шагает налегке, Избегнув порки и затрещин. По-настоящему святой, Цветы оставив у порога, Ведь жизнь дана, как дар простой. А слава достается Богу… «Театр, актеров Потахина любила самозабвенно, - пишет Константин Кешин, - понимала до самого донышка, умела останавливаться на пороге тайны, бесчисленные исповедальные секреты хранила лучше бронированного сейфа, даже один из своих поэтических сборников назвала «Антракт». «Ее поэзия насквозь пронизана токами искусства – и это свойство поэзии серебряного века, - анализирует ее творчество Любовь Шашкова. - Стихи наполнены театром, музыкой, живописью, как дружбой с художниками, музыкантами, людьми театра и кино полна ее жизнь». Вот какие замечательные люди работали и в моем любимом ТЮЗе, в моей любимой «Ленсмене». И еще я не могу не сказать одну очень важную вещь. Газету «Ленинская смена» на протяжении многих лет можно назвать летописцем нашего театра. Это объясняется, конечно, и тем, что театр наш - для детей и юношества, а «Ленсмена» долгие годы была главной молодежной газетой республики. Когда я начала писать свою книгу о театре, то первым делом пошла в библиотеку и стала листать подшивку за многие годы, и увидела там огромное количество рецензий на тюзовские спектакли. Вот только некоторые, самые первые материалы: «Новогодний бал» (1946г.), «Встреча с юностью» (1948 г.), «Школа мужества»(А.Розанов, 1951 г.), «Хижина дяди Тома» (1950 г.) и так далее, и так далее… Все перечислить просто невозможно. С удовольствием писал о ТЮзе, когда театр приезжал на гастроли в Восточный Казахстан, Адриан Розанов. И еще очень интересное совпадение. «Ленинская смена» была основана 7 ноября 1920 года, а Театр для детей и юношества Казахстана появился на свет 7 ноября 1945 года. 7 ноября этого «Экспресс К» отмечает свое 95-летие, а ТЮЗ – 70-летие. Это ли не мистическое совпадение? С вашим и нашим праздником вас, дорогие друзья!
Людмила Мананникова, заведующая литературно-драматической частью ТЮЗа им. Н.Сац, «ленсменовка» 1975-1986 годов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |