В Национальной библиотеке представлена книга Людмилы Енисеевой-Варшавской «Вычитано и выверено мной окончательно!!!»
Книга известного алматинского журналиста, публициста и литератора, изданная Ассоциацией еврейских национальных организаций РК «Мицва» при поддержке Ассамблеи народа Казахстана, включает 65 очерков. Большинство героев сборника – именитые деятели науки, культуры, искусства, чьи судьбы оказались связанными с Алма-Атой в годы Великой Отечественной войны. В их числе кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, поэт и переводчик Самуил Маршак, писатель Юрий Домбровский.
Представляя книгу, директор Национальной библиотеки РК Бакытжамал Оспанова подчеркнула уникальность издания: герои очерков Енисеевой-Варшавской предстают не канонизированными личностями, а обычными людьми. Так же как и все горожане, они стояли в очереди за керосином, отоваривали хлебные карточки, посещали кинотеатры, чтобы посмотреть фронтовые сборники. Они жили в стесненных условиях, порой одну семью от другой отделяла повешенная вдоль кровати штора, но не жаловался никто, все понимали: идет война. Вместе с тем это было время большого творческого подъема. В тот период на небосклоне отечественного искусства зажглись новые имена. По воспоминаниям автора, вся эвакуированная интеллигенция шла в казахский театр смотреть спектакли «Отелло», «Укрощение строптивой». В этих постановках блистал молодой актер Шакен Айманов. Его пылкость и темперамент, мужественность и лиричность не оставляли зрителей равнодушными. В этот же период на сцене построенного в 1941 году театра оперы и балета шли «Ночные концерты». Ранее Людмила Енисеева-Варшавская рассказывала о том, как возникла идея проводить спектакли в ночное время.
– В военные годы в Алма-Ату эвакуировали много предприятий, энергетические мощности были невелики, поэтому в дневное время, чтобы производство работало без сбоев, электроэнергию направляли только на их нужды. Что же касается учреждений культуры, то им электроэнергия подавалась в ночное время, – передавала атмосферу тех лет автор книги.
Ночные концерты, которые вел начинающий артист Юрий Померанцев, были для алматинцев военного времени глотком свежего воздуха, придавали оптимизм. На сцене выступали звезды советского искусства: исполняли арии солисты ленинградского Кировского театра, солисты Большого театра, со сцены также читал монологи прославленный актер Николай Черкасов, снимавшийся в Алма-Ате в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», а в балетных партиях блистала Галина Уланова. Иными словами, Алма-Ата того времени была столицей советского искусства.
Людмила Енисеева-Варшавская рассказывала о том, с каким трепетом по ночам на театральной площади собирались зрители, двери театра были еще закрыты, но мыслями все уже были там – в зале, предвкушали встречи с подлинным искусством. Собранные средства от ночных концертов шли для нужд фронта.
В тот же период московский режиссер Наталия Сац основывала в Алма-Ате детский театр, в числе ее любимых учеников был артист массовки театра оперы и балета уже упомянутый Юрий Померанцев. В его индивидуальности режиссер находила черты, схожие с Николаем Черкасовым…
Людмила Енисеева-Варшавская видела многих героев своей книги лично, будучи ребенком. Все они собирались в доме ее отца – редактора и сценариста Льва Варшавского. Он обладал способностью организовывать вокруг себя культурное пространство. Его интеллигентность, человеческая одаренность и энциклопедические знания притягивали к себе людей, в его доме бывали Эйзенштейн и Айманов, Домбровский и Зощенко, другие творцы.
Способность формировать вокруг себя культурную среду унаследовала и Людмила Львовна. Алматинцы помнят встречи с яркими деятелями искусства, науки, которые она организовывала в ГАРТД имени Лермонтова, в Национальной библиотеке.
Заместитель главного редактора журнала «Простор», член Союза писателей РК Любовь Шашкова подчеркнула, что через очерки Людмилы Енисеевой-Варшавской читатель может прикоснуться к живой истории.
– Люда всегда работала с диктофоном, это метры и метры пленки, она сама все это расшифровывала, делала это скрупулезно. Она в подробностях знала историю ЦОКСа, приезжая в Москву, записывала интервью с живыми классиками кино, которые создавали фильмы в эвакуации, – поделилась Любовь Шашкова.
Заместитель главного редактора журнала «Простор» сделала акцент на том, что она была мастером нравственной журналистики, всех, кто с ней общался, она увлекала изучением культурной истории Алма-Аты.
– Людмила с большой щедростью рассказывала об Алма-Ате, как живая справочная книга, все несла к нам, я восхищалась ею. Это замечательно, что она была и есть в нашей культуре, – резюмировала Любовь Шашкова.
Людмиле Енисеевой-Варшавской было не суждено увидеть вышедшее в свет издание, ее не стало в 2015 году.
Глава Ассоциации «Мицва», член Ассамблеи народа Казахстана Александр Барон подчеркнул, что книга станет прекрасной памятью о Людмиле Енисеевой-Варшавской и героях ее очерков.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Юрия Беккера
http://vecher.kz/how2rest/ozhivshie-sudby
|