Театр «ARTиШОК» утер нос банкам и компаниям, заполучив национальную премию в области PR «Ак мерген» за лучший проект в категории бизнес-коммуникаций.
Бизнес-коммуникации и театр, на первый взгляд, вещи несовместимые. Но не для экспериментального театра «ARTиШОК», снискавшего славу самого смелого творческого проекта за нестандартные и яркие постановки, новый взгляд на искусство, эксперименты за пределами пространства театра, спектакли в жанре site-specific и многое другое. Они на шаг впереди и в такой актуальной сегодня области, как PR. Умело используют любую возможность заявить о себе в медиапространстве, а значит, прибегают к PR-инструментам. Причем настолько успешно, что заслужили признание профессионального сообщества пиарщиков – Национальной ассоциации по связям с общественностью (НАСО), которая вот уже пятый год организует и проводит казахстанскую премию в области развития общественных связей «Ак мерген». Эту престижную награду присуждают организациям и отдельным личностям, отличившимся в области развития общественных связей. На этот раз выбор НАСО пал на театр «ARTиШОК», вызвав большой общественный резонанс.
«В данной номинации жюри абсолютно единогласно присудило победу театру «ARTиШОК», – подчеркивает Асель Караулова, председатель совета Национальной ассоциации по связям с общественностью. – Проект был блестяще выстроен, и Анастасии Тарасовой, которая делала замечательную презентацию, удалось четко показать взаимосвязь между задачей привлечь новую аудиторию, инструментами коммуникаций, которыми это было сделано, и конкретными бизнес-показателями, которых достиг театр. Это было ключевым фактором успеха именно этого проекта».
О том, насколько важно сегодня использовать PR-инструменты в такой специфичной области, как искусство театра, и как это делать с пользой и высоким КПД для проекта, нам рассказала директор театра Анастасия Тарасова.
– Анастасия, насколько принято сегодня прибегать к PR-акциям с целью продвижения театра?
– Театр, как и любая сфера искусства, нуждается в продвижении. Очень важно донести до потенциального зрителя информацию о том, что происходит в этой сфере, кто и с какой целью создает проекты. В нашей стране, как и на всем постсоветском пространстве, большая часть театров – государственные. Они обеспечены бюджетом, им покрывают расходы, выплачивают зарплаты. Конечно, каждому театру важно привлекать зрителей и продавать билеты, но массированно PR занимается только «Астана Опера». А когда ты делаешь экспериментальное искусство, неклассическое, андеграундное, спорное, вызывающее массу вопросов, требуется большая работа, чтобы рассказать об этом.
– Расскажите о тех проектах и акциях, которые заслужили одобрение НАСО и помогли вам получить премию в области PR «Ак мерген».
– В презентации на соискание премии «Ак мерген» я рассказала о нескольких специальных проектах, инициированных с целью привлечения новой аудитории. Так, спектакль «Ұят» мы сделали двуязычным: 50 процентов действия отыгрывается на русском языке, 50 – на казахском. Благодаря этому приему в театре появилась казахскоязычная аудитория. Далее мы расширили присутствие театра на локальном рынке, впервые самостоятельно организовав гастроли с учетом всех рисков, без поддержки государства и коммерческих спонсоров, и у нас это получилось очень успешно. Для продвижения театра сделали отличную акцию в метро, разместив на станциях баннеры с перефразированными в контексте театра формулировками: «Осторожно, кулисы открываются!», «Внимание! На сцене действие повышенного напряжения!» и другие. Предоставили площадку для независимых режиссеров из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана в рамках проекта «Время действовать!». В итоге два спектакля – «Комьюнити» и «Психоз 4.8» – вошли в программу международного фестиваля исполнительских искусств «Откровение». И, наконец, я рассказала организаторам премии о том, что мы делаем для продвижения театра ежедневно – о работе сувенирного магазина, участии в ярмарках, продаже билетов с открытой датой, реализации абонементов, подарочных сертификатов, изготовлении фирменного календаря. В общем, о многих приятных небольших мелочах, которые помогают нести бренд театра в массы, в сумки, шапки, футболки и т. п.
– Наверное, и ваш краудфандинг-проект «Театру нужен воздух», с помощью которого вы собрали средства на вентиляцию, можно назвать PR-инструментом?
– Да, вы правы. Краудфандинговая акция в рамках нашей PR-кампании стала одним из инструментов привлечения аудитории к театру, но в этом случае мы обратились с просьбой помочь театру, сделать его лучше. И нам удалось собрать деньги на вентиляцию, хотя краудфандинг абсолютно не популярный инструмент в Казахстане. Конечно, у нас часто собирают деньги на лечение детей, на социальные проекты, на поддержку людей с ограниченными возможностями. А в сфере искусства таких прецедентов очень мало. Но мы решились на это, и у нас получилось за три месяца собрать три миллиона. Это удивительный результат, и пока больше исключение, чем правило.
– Вы составляете PR-стратегию на год, планируете ли заранее свои акции или все происходит стихийно и незапланированно?
– В глобальном смысле мы не занимаемся разработкой PR-стратегии на год. А просто отмечаем для себя какие-то важные дела, связанные с продвижением театра, которые нужно реализовать. И это работа длится 24 часа в сутки, 365 дней в году. При этом у нас нет бюджета на рекламу, афиши, билборды, радиорекламу, все это очень дорого. Но мы находим 1000 и один способ, чтобы о нас говорили. Мы часто посещаем театральные форумы и фестивали, на которых обмениваемся опытом. Я могу сказать, что у театра «ARTиШОК» есть огромный кейс прекрасных историй и моментов, которыми мы делимся с другими независимыми театрами. И также получаем от них обратный feed back и опыт, который привозим в Алматы и реализовываем. Какие-то вещи возникают стихийно.
– Какова, на ваш взгляд, роль PR в успехе театра?
– Думаю, что роль PR в успехе театра «ARTиШОК» однозначна. Несмотря на то что театру 15 лет, не так давно мы вдруг осознали, что многие люди ничего о нем не знают. Поэтому наша задача постоянно придумывать новые инструменты и истории для того, чтобы знакомить людей с этим театром, чтобы они пришли и купили билет. Мы стараемся принимать участие во всех интересных нам городских акциях, телевизионных интервью и проектах, потому что это работает массово. Если ты делаешь это точечно, это не будет иметь эффекта.
– Несколько слов о недавних премьерах и новостях театра…
– В январе и феврале состоялись две большие премьеры: «Новые времена» – спектакль по киносценарию Чарли Чаплина, режиссера Галины Пьяновой и спектакль «Созвездие» по пьесе британского драматурга Ника Пейна, режиссера Бориса Павловича. И сегодня мы занимаемся продвижением этой театральной продукции. Пользуясь случаем, приглашаю зрителей на два совершенно разных, не похожих друг на друга спектакля, в которых принимают участие новые актеры театра. Думаю, это будет новый интересный опыт для каждого.
Светлана УМЫРГАЛЕЕВА
http://vecher.kz/how2rest/pobednyj-shok
|