Мира Мустафина
Спектакль – коллективное творчество
В нем задействованы не только драматург, режиссер, художник-постановщик и актеры. Но еще и рабочие сцены, гримеры, костюмеры, осветители, звукорежиссеры и работники бутафорского цеха. Зритель, придя в театр на спектакль, может и не обратить внимания на их работу. А в это время актерам будут дарить цветы и не жалея ладоней аплодировать. Фамилию режиссера запомнят. Фамилии актеров знают. А вот труженики театрально-постановочных цехов остаются за кулисами, в тени...
Шум за сценой
Художник-постановщик. Кажется, вроде бы понятно, чем он занимается – это создание декораций, света, костюмов и афиш. Но для Казахстана профессия художника-постановщика редкая. В нашей стране человек пятьдесят профессионально занимаются этим делом, хотя в театральном мире художник-постановщик второй по значимости после режиссера. Без него не обходится не только театр, но и концерт любого жанра, кино, телепередача. Именно художник-постановщик создает художественный образ спектакля. Но, как жизнь показывает, зритель может и не обратить внимания на его работу. В лучшем случае журналисты вспомнят фамилию сценографа, упоминая в газетной статье одной строчкой.
Но об этой стороне своей профессии Мурат Сапаров не думает. Более 10 лет назад он пришел в Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова. Сейчас на его счету 70 постановок. Мурат признался, что не для славы работает и по-настоящему испытывает гордость за свою профессию.
– А как же?! – улыбается Мурат. – Бывает, заходишь в зрительный зал перед премьерой спектакля, смотришь на сцену, на которой уже все готово, все стоит на своих местах, и сам себе удивляешься. А это мы сделали?! На эскизах и макетах все это выглядит иначе, чем на сцене.
По его мнению, зритель, если он, конечно, не театровед или критик, не должен обращать внимания на работу художника-постановщика. Плохо другое, если работа художника, как говорит Мурат, выпирает. Зритель приходит в театр и смотрит спектакль, где декорации и костюмы актеров, свет и музыку он должен воспринимать как абсолютно органичный атрибут постановки.
– Работа над каждым спектаклем поглощает. Моя задача художника-постановщика – исследовать, строить, нагружать атмосферу, придумывать, предлагать. Главное, в какой цветовой гамме и с каким настроением будет идти спектакль. Убедившись, что есть общее понимание драматургических образов, проговариваю с режиссером особенности изобразительного решения. Я всегда плотно работаю с режиссером. Очень ценю тех, которые приносят свой проект оформления спектакля. Иногда это и не проект вовсе, а только некий замысел, настроение, атмосфера. Потом мы вместе начинаем это настроение выражать в конкретных деталях, в цвете, конструкциях. Мы создаем и обустраиваем пространство, в котором потом будут «жить» актеры, – говорит Мурат Сапаров.
Трудно ли быть художником-постановщиком? На этот вопрос Мурат Сапаров отвечает, что в этой профессии, как в любой другой, если ты любишь свою работу, она тебе трудной не кажется! В последние годы она становится востребованной. Еженедельно проходят концерты, шоу, фестивали, выставки и презентации – везде нужны художники-постановщики. Именно они помогут вкусно, ярко, солнечно оформить, скажем, семейный праздник. И на телевидение приглашают, где художник-постановщик работает над художественной концепцией телепрограмм, сериалов, клипов, реклам. Стали обращаться политики: надо оформить предвыборные кампании, митинги, плакаты. Наконец, можно заняться дизайном. Так что работы хватает, говорит Мурат. И когда речь заходит о несправедливости судьбы к художникам-постановщикам, он относится к этому достаточно философски. Да, конечно, у художника-живописца проходят выставки, где его работы приобретает частный коллекционер или музей. А у художника-постановщика за всю жизнь может быть одна выставка. Но другим художникам не так часто аплодируют, как художнику-сценографу!
В чем убежден Мурат – это в том, что трудно заранее прогнозировать результат. Да, у него сейчас не хватает времени, пока он не пишет картины. В жизни всякое может случиться…
Без любви невозможно ничего
Чтобы сшить эксклюзивную коллекцию из восемнадцати костюмов к сказке «Звездный мальчик», Государственному академическому русскому театру им. Н. Сац понадобилось всего лишь 1,5 месяца. И если учесть, что в пошивочном цехе трудятся всего два модельера театральных костюмов – Людмила Невзорова и Вера Орлова, – героический труд. Не стоит думать, что костюм, например, Зайца или Волка на все спектакли один. Здесь шьют костюмы для каждого нового спектакля и на каждый персонаж. И также не стоит думать, что обычные портные в ателье справились бы. У режиссеров, театральных художников и художников по костюмам всегда была богатая фантазия, а воплотить ее могут только профессионалы и такие же творческие личности. И без любви здесь не обойтись.
Текучки в пошивочном цехе несмотря на гигантский объем работы, нет, женщины работают здесь давно. Вера Ивановна – ветеран театра. В пошивочном цехе трудится двадцать один год. Чуть меньше, точнее семнадцать лет, здесь работает и Людмила Невзорова.
Из театральных костюмов, которые они сшили, вполне можно создать персональную выставку, которая поразит масштабом. Только для спектакля «Звездный мальчик» было сшито 18 костюмов, а к постановке «Ромео и Джульетта», где была занята практически вся труппа, создавались исторические костюмы.
В пошивочном цехе берутся за подготовку нового спектакля одними из первых в театре, иногда даже раньше, чем начинаются репетиции. Кстати, и распределение ролей им известно заранее. Правда, разглашать тайну права не имеют. А после того, как костюм готов, модельеры театральных костюмов называют его в честь артиста, который будет выходить в нем на сцену.
Людмила Невзорова и Вера Орлова не просто модельеры театральных костюмов, это настоящие соавторы художника-постановщика и художника по костюмам. Костюмы к детским спектаклям, тем более сказкам, невозможно создавать по шаблону и без души. Тем более что для детских спектаклей часто нужны фантазийные ткани – с пайетками, блестящие, яркие, именно такие хороши для сказок. На «исторические» платья на кринолине, с длинными юбками ткани уходит не меньше семи метров. Все это они создают по эскизам художника по костюмам Гульшат Омаровой.
Выпускница Алматинского колледжа сервиса выучилась на специальность модельера-конструктора. После окончания колледжа поступила в Казахскую национальную академию искусств им Т. Жургенова. Там уже училась по специальности «Сценография театрального костюма, кино и телевидения». На пятом курсе академии пришла работать в театр и совместно с Индирой Ибрашевой сделала дипломный проект по спектаклю «Пять жен Ходжи Насреддина», после чего осталась здесь.
Так и работают художник по костюмам с модельерами театра в пошивочном цехе, где до премьеры у актеров бывает несколько примерок. Сколько их будет – зависит от сложности костюма. Например, для спектакля «Звездный мальчик» шили костюм злого колдуна. С ним хлопот было много, сколько раз приходилось его примерять! Колдуна играет актер Максат Сахиулы. Его персонаж очень энергичный и деятельный на сцене, поэтому важно, чтобы яркие детали его костюма не мешали во время спектакля, не оторвались.
Все наряды к спектаклям уникальны, повторить их невозможно, именно по этой причине театр не сдает их в аренду – это как произведение искусства. Костюм в театре – это выразительное средство, своеобразный язык. Создание исторического костюма к тому же – большая ответственность. И, кстати, именно здесь шьют замечательные фраки.
Год за годом Людмила Невзорова и Вера Орлова создают театральное волшебство своими руками, может быть, поэтому здешние актеры называют их «наши волшебницы». Бывало, что режиссеры им кланялись до пола, а еще передают пироги собственного приготовления, как однажды это сделала благодарная бабушка юного зрителя. Но главное для скромных тружениц пошивочного цеха, равно как и для драматургов, режиссеров, художников-постановщиков и актеров – зрительские аплодисменты.
Мира МУСТАФИНА, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы
https://liter.kz/ru/articles/show/30837-podnyat_zanaves
|