Как заслужить признание публики?
Какими навыками, кроме вокальных, должен обладать современный оперный исполнитель, чтобы заслужить признание публики?
Недавно в ГАТОБ имени Абая состоялась премьера оперы «Травиата». Заглавную партию наряду с Жамилей Баспаковой исполняет Анастасия Кожухарова. Анастасия принадлежит к молодому поколению солистов. В театре она работает с 2015 года, но благодаря своему профессионализму и стремлению постоянно развиваться она вошла в число ведущих исполнителей. Мы поговорили с певицей о том, как она работала над образом Виолетты Валери, а также обсудили вопросы, связанные с развитием оперного искусства в Казахстане.
– На ваш взгляд, о чем повествует сюжет оперы «Травиата»?
– О любви, и только!
– Но ведь Джузеппе Верди, когда он работал над оперой, волновали отчуждение человека обществом, предрассудки, мешающие человеческим отношениям.
– Это важная проблема, предрассудки существуют всегда и везде, и, конечно же, надо напоминать обществу, что они пагубны и ведут в тупик. Но, как мне кажется, в «Травиате» на первом плане – любовь, а все остальное – это следствие любви, то, что окружает отношения Альфреда Жермона и Виолетты Валери. Даже если вслушаться в музыку, то можно ощутить, что она вся проникнута темой любви.
– На ваш взгляд, в оперной постановке нужна актерская игра? Как вживаются в образ солисты ГАТОБ?
– Актерская игра нужна обязательно. Лет 20 назад она не была в приоритете, но время идет вперед, зрители хотят видеть эмоции, ощущать чувства, поэтому так же, как и в драматическом театре, мы должны уделять внимание пластике тела, жестам. Но поскольку мы все же оперные исполнители, на первом месте у нас голос, именно он главный инструмент, через него мы входим в образ, а навыки актерского мастерства мы используем в дополнение к вокалу.
– Несложно совмещать вокал и актерское мастерство?
– Для этого существуют репетиции, в ходе которых мы работаем над выполнением поставленной режиссером задачи. Главное – все делать с любовью, когда ты отдаешься своему делу на сто процентов, то это несложно.
– Можете рассказать о том, как вы работали над образом Виолетты?
– Режиссер Ляйлим Имангазина поставила задачу отталкиваться от индивидуальности исполнителя. Во время работы можно использовать в создании образа свои наблюдения, ощущения, переживания и даже самочувствие. Каждый артист наполняет роль своим внутренним миром.
– В консерватории преподают актерское мастерство?
– Есть предмет, который называется «оперная сцена», но этого, конечно же, мало, мы иногда ощущаем нехватку навыков актерского мастерства. Нужны тренинги, семинары. Повторюсь, сегодня артист должен быть универсалом – если ты выходишь на сцену, то обязательно должен знать хотя бы основы сценического движения.
– Готовясь к исполнению партии Виолетты, вы анализировали другие постановки «Травиаты»? Какая из них вас особенно заинтересовала?
– Смотрела очень много. Мой фаворит – постановка в Зальцбурге. В главных партиях Анна Нетребко и мексиканский вокалист Роландо Виллазон.
Режиссер этого спектакля Вилли Деккер отказался от многих атрибутов оперы, на сцене нет богатых декораций – сплошной минимализм. Думаю, что это удачное решение. Минимализм декораций позволяет вывести на первый план характеры персонажей, остроту чувств.
– В этом спектакле на протяжении всего действия на стене висят большие часы. На ваш взгляд, что они символизируют?
– Время. У каждого человека оно свое и его нужно ценить, ничего нельзя откладывать на потом, особенно любовь, человек рожден для того, чтобы любить, чувства приносят вдохновение, окрыляют, становятся движущей силой.
– Вы часто ездите на конкурсы, но все они за рубежом, а у нас в республике есть сильный конкурс для профессиональных вокалистов?
– Насколько я знаю, нет, потому что организовать конкурс – очень сложное дело. Все престижные конкурсы мира вписаны в специальный Женевский реестр и занять место в этом списке очень сложно. Нужно, чтобы уже на представительном этапе было порядка 300 желающих, причем их уровень должен быть высоким. И тогда можно говорить о состоятельности конкурса. Конечно, организаторы нынешних престижных европейских конкурсов начинали с азов, и у нас есть шанс, для этого нужно, чтобы в стране вокальное искусство было развито на очень высоком уровне.
– Но у нас же это было – в 70-е–80-е годы. Поход в театр был праздником, люди надевали вечерние наряды. Куда же это улетучилось?
– Тогда даже на обычных уроках музыки в средней школе детей приобщали к высокому искусству. Помню, наш учитель, обычный музыкант, который вечерами подрабатывал игрой в ресторане, знакомил нас с лучшими образцами классической музыки, ставил нам пластинку с «Реквиемом» Моцарта. Нужно это вернуть, это поможет воспитать нацию высокой культуры. Когда люди тянутся к искусству, то проходит и больше концертов – на них увеличивается спрос на высокое искусство, становится выгодно строить залы с хорошей акустикой. И тогда авторитетные эксперты в области музыки смогут сказать – да, вы способны проводить конкурс, он имеет перспективу.
– Насколько я знаю, вы стремитесь посещать международные мастер-классы, в частности, участвовали в занятиях, которые проводила оперная дива Монсеррат Кабалье. Для меня это человек из числа небожителей, а каковы были ваши ощущения?
– И у меня были точно такие же ощущения. Но оказалось, что она очень земной человек с хорошим чувством юмора. И относилась она к нам, участникам мастер-класса, не как примадонна к начинающим исполнителям, а как коллега к коллегам.
– Как проходил мастер-класс, сколько человек принимало участие?
– В нем участвовали 12 вокалистов со всего мира. Для того чтобы вокалиста пригласили на мастер-класс, он должен отправить диск с записью своего выступления. Все диски она просматривает лично и отбирает исполнителей для участия в своем мастер-классе.
Само обучение длится неделю, оно бесплатное, но вокалист сам оплачивает перелет.
В технической части мастер-класса вокалисты тренируют диафрагму. Всем раздают пледы, затем участники ложатся на сцену и на живот каждого кладется гиря в 10 или 15 килограммов, в зависимости от веса вокалиста. Монсеррат Кабалье ходит и считает – по определенному счету нужно поднимать и опускать диафрагму.
Вторая часть занятий состоит из работы над исполнительским мастерством, она прослушивает исполнителей и высказывает свои замечания, пожелания.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Юрия ВЫБЛОВА
http://vecher.kz/how2rest/priznak-opery
|