Театр «Саха» представил на сцене ТЮЗа имени Мусрепова постановку «Тиит»
В рамках юбилейных гастролей по России и Центральной Азии театр «Саха» представил на сцене ТЮЗа имени Мусрепова постановку «Тиит» по трагедии Шекспира «Тит Андроник».
Основанный на традициях старой русской театральной школы и якутского национального творчества 110 лет назад сегодня театр «Саха» идет в ногу со временем и решается на творческие эксперименты.
Коллектив, который не единожды удостаивался «Золотой маски», решил обратиться к трагедии Шекспира «Тит Андроник». Полное название произведения – «Печальнейшая римская трагедия о Тите Андронике». Шекспироведы считают, что эта пьеса, вероятно, является самой ранней трагедией Шекспира.
Как рассказал нам директор театра заслуженный артист РФ Анатолий Николаев, при всей популярности шекспировских сюжетов на сценах российских театров эта трагедия ранее в России не ставилась вообще, даже сам Станиславский не рисковал обращаться к этому материалу. Таким образом, театр «Саха» стал первым коллективом страны, взявшимся за эту тему.
Решился поставить пьесу режиссер Сергей Потапов. В итоге спектакль стал событием и сегодня является одной из визитных карточек театра.
Перед постановщиком стояла непростая задача оживить довольно архаичную пьесу с большим числом реплик и минимумом действия.
Вместе с тем, как отметил директор театра, произведение как бы само просилось на сцену. Прозорливый драматург словно предсказал сегодняшний день – время, где в разных точках земного шара полыхают войны, борьба за власть, неоправданная кровавая месть.
На сцене – минимум декораций. Зритель видит деревянную платформу, символизирующую землю, которая вынуждена терпеть человеческую жестокость. Периодически земля раздвигается, чтобы принять очередную жертву пыток и расправ.
Загробный мир олицетворяют красные прожекторы, размещенные сценографом Михаилом Егоровым под деревянной платформой. Жестокий век с жестокими сердцами символизируют бутафорские конечности человеческого тела, появляющиеся по всему периметру сцены.
В костюмах, созданных Сарданой Федотовой, слились разные культурные и исторические периоды. Сегодня такой сценический ход очень популярен на российской сцене.
Так, персонажи выходят на сцену в якутской национальной одежде, которая сочетается с костюмами шекспировской эпохи Возрождения. Вместе с тем некоторые герои появляются в одежде, подобной той, что носили древние египтяне. Но и это еще не все – здесь же и костюмы театра кабуки, мотивы, присущие творчеству Акиры Куросавы.
Нужно отдать должное эксперименту режиссера – он не потерялся в этой эклектике. Постановщик соединил воедино традиции русского театра переживания со стилистикой театра представления, характерной для Европы и Восточной Азии.
– Пьесы Шекспира востребованы потому, что их сюжеты близки любой стране вне зависимости от ее географии, культуры, традиций, потому что британский драматург разговаривает со зрителем о вещах, присущих людям во всех странах и на всех континентах, – подчеркнул Анатолий Николаев.
Вместе с тем, как отмечают искусствоведы, несмотря на пестрое смешение стилей, режиссеру удалось приблизить свою постановку к эстетике театра «Глобус», передать атмосферу этого легендарного коллектива, основанного Шекспиром.
Помимо Казахстана в рамках большой юбилейной гастрольной поездки театр посетит Кыргызстан, Монголию, Бурятию, другие страны. Завершится турне в Москве.
В гастрольной программе самые яркие спектакли театра. Помимо «Тита Андроника» зритель увидит «Желанный голубой берег мой» по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Короля Лира» Уильяма Шекспира.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Юрия ВЫБЛОВА
http://vecher.kz/how2rest/shekspir-i-vse-vse-vse
|