Константин Козлов
10 июня в театре «Жас Сахна» Нина Жмеренецкая выступит перед зрителями в необычном для нашей публики формате. Творческие вечера с актерами в Алматы – не столь частое явление, как в той же Москве, Петербурге, не говоря уже о европейских столицах. Тем не менее попытка предпринята. Перед творческим вечером мы пообщались с заслуженной артисткой.
– Нина Леонидовна, откройте тайну, что нас ждет на вашем творческом вечере?
– Я хотела провести такой вечер, которые часто устраиваются в Москве – с чтением стихов, живым общением с залом по принципу «вопрос-ответ». Я хочу, чтобы пришла ко мне моя аудитория – я надеюсь, что она есть. Что до стихов, то у меня давно есть своя отобранная программа, которую я не раз исполняла на публике: это Блок, Есенин, Цветаева, Киплинг, может быть, еще и Евтушенко. У меня уже был опыт чтения таких стихов на аудиторию 200–300 человек. Он был довольно успешен, хотя я этого не афишировала. Театр «Жас Сахна» привлекателен своей театральной камерной атмосферой. Я очень надеюсь, что мой творческий вечер обогатит и меня, и гостей, которые придут ко мне.
– В театре не каждому спектаклю суждена долгая жизнь. Какой снятый с репертуара спектакль вам больше всего жалко?
– Я очень трудно рассталась со спектаклем «Небо валится». Это было недавно, три года назад – к сожалению, он провалился на зрителе. Дело в том, что роль Матрены, которую я там играла, мне была особо ценна. Мне, маленькой, хрупкой и изящной, доверено играть сексуально замороченную купчиху. Как писал Островский, она гоняется за молодым парнем, ворует у мужа деньги. И когда режиссер строил мизансцену, где я за деревом – зритель только слышал мои томные вздохи. И когда я выхожу из-за дерева, я произношу: «О, голубчик, ну ты даешь!» И я в этих эмоциональных красках чувствовала себя очень свободно, как будто всю жизнь это играла! Мы сыграли спектакль всего три раза – я еще не нажила, не раскрутила эту роль. Его еще можно было спасти, но его сняли.
Еще мне жалко было роль в спектакле «Двойная игра, или Условия диктует леди» в постановке Юрия Капустина. Я играла утонченную авантюристку. Как правило, роли пишутся на мужчин, и это был редкий случай, когда в центре истории женщина. Капустин все выстроил на меня: костюмы, цветы, интригу, тайну, декорации. Он хорошо знает меня как партнершу, поэтому как актрису прекрасно меня чувствовал. Этот спектакль шел только по вторникам, а по вторникам люди ходят в театр очень мало. В основном с четверга по воскресенье. Спектакль не раскрутился, люди его просто не запомнили. Потом Леша Шемес, ныне известный российский актер, хотел возить этот спектакль по Казахстану. Но и это не удалось. А вообще с любым моим персонажем нелегко расставаться. К сожалению, «Мужской род, единственное число» стал редко идти. Увы, роли уходят вместе с нашей актерской жизнью.
– Большинство казахстанцев помнит вас по «Перекрестку» и сериалу «Тiлашар. Дорогая редакция». Но трудно поверить, что вас, когда вы работали в Ленинграде, не приглашали на «Ленфильм»!
– На самом деле приглашали. Но я была просто феерической дурой! Когда я работала в акимовском театре, меня позвали сниматься в фильме «Ференц Лист». Но я ничего не понимала. Во-первых, я не знала, что за каждый съемочный день мне будут платить деньги. Меня полтора часа причесывали, наряжали, гримировали, а я все ждала. Я ведь не знала, что прежде чем приступить непосредственно к съемке, нужно поставить кадр, свет, декорацию. А ты сидишь два-три-четыре часа! Второй день то же самое. И я пошла к режиссеру и сказала: «Я актриса, и я пришла сюда работать, а не сидеть!» Меня успокаивали: «Что вы, что вы! У вас здесь «крупняки» запланированы». А я не понимала: какие «крупняки»? У меня крупные роли в театре. Я сняла все с себя, бросила на стол и красиво ушла со съемок. Это потом я узнала, что в кино нужно иметь такое терпение, чтобы дождаться начала работы. Тогда мне это казалось пустой тратой времени. Но карточка в актерской базе «Ленфильма» у меня до сих пор осталась. До этого еще я снималась на «Молдова-фильме» в мюзикле. Был фильм «Мутанты», «Печать сатаны» на «Киргизфильме». Потом у нас была куча телеспектаклей, утренняя передача. Вообще на экране себя смотреть – это ужас, но в «Печати сатаны» я себе понравилась, хотя видела себя там только один раз – нам показали этот фильм много лет спустя после съемок. В «Тiлашаре» Лейла Ахинжанова писала роль специально для меня – там у меня была и любовная линия, и целые диалоги на казахском языке, и даже разговор с английской королевой во сне! Было много приколов.
Константин КОЗЛОВ,
Алматы
http://liter.kz/ru/articles/show/20780-v_almaty_proid_t_tvorcheskii_vecher_niny_zhmereneckoi
|