Димаш Абдуллин
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения народных артистов Казахской ССР и СССР, певцов оперы ГАТОБа имени Абая - Муслима и Ришата Абдуллиных
Посвящая это краткое эссе своим дедам, хотелось бы выделить нечто характерное для этих людей, присущее именно им в плеяде замечательных артистов Казахстана и Советского Союза того времени. Не хотелось бы подробно описывать их биографии и творческую деятельность, прекрасно показанную в книге “Жизнь в искусстве” Л.А. и Р.Л. Хамиди и других изданиях об искусстве Казахстана и Алматы. Хотелось бы увидеть их глазами современников - современных людей, интересующихся оперной и классической музыкой, которым было бы интересно узнать о крупнейших мастерах казахского и советского оперного искусства - вокальном дуэте близнецов-братьев, оперных певцов, исполнителей, хорошо понимающих друг друга, исполняющих партии в одной опере и в вокальном дуэте, поющих в различных диапазонах.
Муслим Абдуллин - лирический тенор, тенор ди грация и Ришат Абдуллин - баритон. Есть нечто интересное в появлении и взлете братьев-близнецов, певцов, в далеком Усть-Каменогорске, на рудниках, во время, когда не только о пении, но и о делах насущных было тяжело говорить. Время перелома и кардинальных изменений в истории всего пространства бывшего СССР. Но все же их талант проявился еще с детства, и вряд ли весь их выдающийся путь проявился бы без вмешательства людей, помогавших им и повлиявших на их судьбу. Но есть нечто и кроме вокальных данных, что привлекло внимание к их таланту, - это их современность, актуальность.
Они опережали свое время: попав в Алматы на учебу, через некоторое время были отправлены в Москву, где оказались в числе лучших студентов. Уже в первые годы концертной деятельности становятся дипломантами всесоюзного конкурса в Москве. Будучи одними из первых оперных певцов Казахстана, всегда находились в мэйнстриме оперного искусства не только СССР, но и ведущих зарубежных стран в сфере вокала, несмотря на закрытость страны.
Весь несомненный факт заключается в том, что наши артисты оперы, балета, драматического и других видов искусства советского периода выходят в настоящее время в мировое информационное пространство, пространство выдающихся артистов мирового сообщества, всеобщее наследие оперной и театральной сцены. Как бы называли и оценивали в настоящее время этих артистов - артистов, творивших в условиях закрытого общества военного, послевоенного времени, основоположников казахского искусства и театра, - современники? Возможна ли переоценка локального характера их творчества, новое видение их творческих прорывов в будущее сквозь призму современности, видение их невероятных специфических черт, неповторимых, нехарактерных, скажем, даже для европейского и русского оперного искусства или искусства Юго-Восточной Азии. Возможно, это под силу весьма опытным экспертам, экспертам в мире музыки и стратегического анализа, суммирующим весь пройденный опыт, сопоставляющим с опытом других стран, которые рассматривают духовные слои творчества, психологию и этнические характеристики, влияние народной музыки и песенного искусства. В настоящее время именно фольклор считается носителем глубинных сокровищ вокала. В советское время специалисты скрупулезно изучали этот материал.
Такими специалистами были видные стратеги науки от музыки - Затаевич Александр Викторович, этнолог, композитор, близко знавший, например, Рахманинова С.В., автор “1000 песен казахского народа”, Брусиловский Евгений Григорьевич, народный артист Казахской ССР, автор первых казахских опер, записавшие песенное и музыкальное творчество казахов, и другие виднейшие музыкальные деятели Казахстана. Теперь новому поколению ученых, экспертов, музыкантов, певцов предстоит анализировать аспекты оперного искусства нашей страны, обладая новейшим видением стратегических перспектив.
Справка “НП”
Муслим Абдуллин - оперный певец, народный артист Казахстана, основатель вокального дуэта в Казахстане. Камерное вокальное творчество. Учился в Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме, лирический тенор. Исполнитель ведущих теноровых партий в операх казахских, русских, советских, зарубежных композиторов. Исполнял романсы Римского-Корсакова, Глинки, Чайковского. Участвовал в декаде литературы и искусства в Москве. Наиболее яркие образы - партии Толегена, Кайракбая, Балпана, Арыстана - “Кыз Жибек”, “Жалбыр”, “Ер Таргын”, “Айман-Шолпан” Брусиловского, Ленского “Евгений Онегин”, Серика “Биржан и Сара” Тулебаева, Зилькара “Амангельды” Брусиловского и Тулебаева, Туякбая “Камар-сулу” Рахмадиева, Азима “Абай” Жубанова и Хамиди.
Ришат Абдуллин - оперный певец, народный артист Казахстана 1947 года и СССР 1967 года. Баритон. Внес большой вклад в развитие казахского оперного искусства. Исполнял ведущие баритонные партии, такие как Таргына, Думана - “Ер Таргын” и “Дударай” Брусиловского, Амангельды “Амангельды” Брусиловского и Тулебаева. Ришат Абдуллин - первый и непревзойденный исполнитель партии Абая “Абай” Жубуанова и Хамиди.
Выступал на сценах зарубежных стран. Награжден орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени.
http://www.np.kz/efir/19297-zhizn-v-iskusstve.html
|