Эльвира Сыздыкова
В театре “АRТиШОК” прошли премьерные показы камерной оперы “Ер-Тостик” в заявленном ранее создателями жанре “казахского вестерна”. “Ер-Тостик” выуживает и обнажает в пространстве сцены давние верования кочевников, суеверные страхи, от которых кровь стыла в жилах, а зияющая чернота ночи, казалось, заполнялась демонами. Замечать точки соприкосновения многовековых произведений с нынешними реалиями и умело адаптировать их - неотъемлемая функция современной драматургии. И “Ер-Тостику” в новаторском исполнении это удается
Соотнеся очертания современной реальности с пластом народного эпоса о батыре, рожденном в осушенной джутом степи, авторы оживили “Ер-Тостика” в жанре “казахского вестерна”. Законы драматургии предписывают вестерну нести в своей композиции неотъемлемые компоненты - наличие героя и неопровержимой победы добра над злом. Как ни парадоксально, эпос “Ер-Тостик” плавно улегся в рамки вестерна. Суровые пейзажи Дикого Запада во многом резонируют с пораженными бесплодием степными просторами. И даже персонажи, сложившие свои образы из классических ковбойских атрибутов - широкополых шляп, шейных платков, тяжелых сапог, не нарушили устремленности повествования.
История героя, роль которого неизбежно продиктована судьбой, обладающего силой преображать увязший в бесчинстве мир, развернулась в сценическом пространстве замкнутого круга, в котором, притягивая и отторгая друг друга, подобно светилам, кружились артисты. Пронизанное скудными нитями света место действия включило в себя флуоресцентную дверную раму, олицетворяющую врата в иной мир, деревянные расписные сундуки и раскачивающиеся под потолком гроздья лампочек, огоньки которых бились в такт сердцам центральных персонажей.
На заднем плане, сплетая канву оперы, наполняя ее атмосферой неотвратимости, звучала заклинающая, надрывная музыка. Ее создавал ансамбль современной музыки “Игеру”. Кобыз, формирующий каркас произведения, своим тембром дарующий простор для расширения его другими инструментами, запел по повелению Тогжан Каратаи.
Санжар Байтереков, также выступивший музыкальным продюсером проекта, расположился за ударной установкой, частично сооруженной из казанов. В опере прозвучали альт Павла Тарасевича и виолончель Айдара Куспанова. Спектакль исполнили на казахском языке, а голоса драматических артистов, наслаиваясь друг на друга, вносили свою лепту в дисгармоничное, жаждущее разгадки слушателем звучание.
“Ер-Тостик” повествует о девятом сыне Ер-Назара, рожденном в апогее ужаса и страдания, в условиях засухи, голода и массового падежа скота в степи. Но Ер-Тостик наделен уникальной судьбой, возложенной на его плечи кем-то или чем-то свыше. С его рождением изможденная Великая степь разрумянивается жизнью. Опережающий сверстников по силе и уму мальчик узнает о своих пропавших братьях, когда-то ушедших на поиски сочных пастбищ. Немалого труда герою стоит воссоединиться с ними. Персонажа ждут предательства, нескончаемые поручения ищущих выгоду неприятелей, которым приходится подчиняться, схватки со злодеями из потусторонних миров, привилегий которых у Ер-Тостика и быть не может. Но он все же одолевает препятствие за препятствием, потому что никак иначе не может, потому что кому-то приходится нести эту едва подъемную ношу героизма.
Батыр, в опере представший несколько робким, но при этом непоколебимым персонажем, разрывает чары пери Бекторы, возжелавшей видеть героя своим мужем, освобождается от влияния змеиного хана Бапыхана, спасает птенцов исполинской птицы Самрук от дракона, возвращает украденную душу и после нескончаемых кругов испытаний воссоединяется с любимой Кенжекей. Влюбленные, головы которых уже тронула седина, взглянув друг на друга, молодеют. Перформанс актеров мощно изобразил этот обещанный зрителю жанром вестерна хеппи-энд. Ер-Тостик и Кенжекей, взявшись за руки, наконец срываются с продиктованных им орбит, расторгают порочный круг и, выступив за его пределы, покидают зрительский зал, постепенно окутываемый сумраком. А светлое ощущение того, что отныне и навсегда все будет в порядке, еще некоторое время сохраняется благодаря дребезжащим в воздухе переливам оркестра.
Музыку к “Ер-Тостику” писал российский режиссер Александр Маноцков, который приехал на премьеру постановки в Алматы. В режиссерскую команду вошли Галина Пьянова и Антон Болкунов, который также выступил художником оперы и создателем авторских инструментов для более диковинного звучания.
Актеру театра и кино Чингизу Капину досталась роль Ер-Тостика - героя, неизбежно возникшего в условиях истории. Тогжан Каратаи, ткущая полотно оперы мелодичными отзвуками кобыза, исполнила невесту батыра - красавицу Кенжекей. Виктория Мухамеджанова появилась в образе зловещего духа пери. Артисты Куантай Абдимади, Дмитрий Копылов, Мирас Исаев и Куанышбек Нургазы разделили между собой все прочие роли.
Формат “Ер-Тостика” - камерная опера - беспрецедентен для казахстанского театрального пространства. Как ранее делились создатели, им было необходимо в глубоком историческом материале разглядеть нечто большее, чем то, что мы по привычке в нем узнаем, - детскую сказку. Опера поставила зрителя перед тьмой неумолимо важных вопросов о неизбежности, предназначении и высвобождении: “К какому регрессу нужно прийти, чтобы появился тот самый герой, способный возродить родные просторы?”, “Ради чего с таким рвением выживать в степи, разоренной джутом?”, “Как разорвать оковы лимба несправедливости?”. На эти и многие другие вопросы зритель обязательно найдет нужные ему ответы, а пока “АRТиШОК” недвусмысленно объясняет свою позицию и оставляет в смотрящем безошибочное сияние надежды.
В июне камерную оперу “Ер-Тостик” покажут на Международном театральном фестивале на острове Сахалин.
http://www.np.kz/cultura/25449-sredi-demonov-nochi.html
|