Алтынай Асылмуратова – о недавних хореографических премьерах «Астана Опера», которые сможет увидеть алматинский зритель в честь 20-летия столицы.
Народная артистка России Алтынай Асылмуратова, уроженка Алматы, искусству которой рукоплескали во всем мире, сегодня возглавляет балетную труппу театра «Астана Опера» и Казахскую национальную академию хореографии. Под ее руководством театр берет к постановке выдающиеся хореографические произведения, классику и современный балет. Две недавние постановки театр привезет в Алматы в рамках гастрольного тура. В эксклюзивном интервью нашей газете Алтынай Асылмуратова рассказала, как велась работа над этими балетами.
– В Алматы театр «Астана Опера» представит балеты, созданные в ХХ веке. Чем обусловлен этот выбор?
– Мы привезем спектакли, которые не идут на казахстанских сценах. Это две недавние премьеры нашего театра – «Собор Парижской Богоматери» в постановке Ролана Пети и «Манон» Кеннета Макмиллана. Эти гениальные спектакли мы включили в репертуар, потому что, с одной стороны, у них богатая, оригинальная хореография и глубокая драматическая составляющая, с другой – они очень зрелищные. Не все имеют возможность ставить их, так как эти спектакли рассчитаны на большие театры и труппы. У нас есть все условия для таких постановок, в частности большая современная сцена, которая предоставляет широкие возможности для воплощения масштабных творческих проектов. Поэтому мы решили собрать на столичной сцене, как драгоценности в шкатулку, лучшую хореографию, созданную за более чем 200-летнюю историю балета. И, безусловно, в списке ярчайших постановок мирового балета – «Манон» и «Собор Парижской Богоматери».
– В чем особенность балетов, поставленных хореографами современности?
– Поставленные двумя выдающимися хореографами XX века практически в одно время, эти спектакли отличаются друг от друга стилистикой.
Так, балет «Манон» решен в духе типичной английской классики – в Англии любят сюжетные драматические спектакли. В балете звучит прекрасная музыка Жюля Массне, выражающая страсти, коллизии, переживания… Это очень интересная работа для артистов. Я не знаю ни одной балерины, которая не мечтала бы станцевать Манон.
Балет «Собор Парижской Богоматери» в свое время был совершенно революционным спектаклем. Сочетание новой музыки Мориса Жарра, хореография Пети и костюмы Ива Сен-Лорана создает особую атмосферу. Несмотря на минимальное количество декораций, зритель погружается в атмосферу того времени, а хореография способствует созданию драматически объемных образов главных героев. Здесь очень важен кордебалет, на первый взгляд эта массовка кажется механической, но она создает экспрессию – в разные моменты действия дает ощущение безудержной радости, трагизма или агрессии и жестокости. Иными словами, она символизирует жизнь.
Важно и то, что эти постановки прошли испытание временем и сейчас являются образцами классического искусства.
– В чем отличие спектакля «Манон», созданного театром «Астана Опера», от постановки в Королевском театре?
– На нашу сцену этот спектакль перенесли замечательные хореографы Карл Барнетт и Патрисия Руанн. Британские специалисты очень интересно работали с нашими артистами, детально обсуждали характер, прорабатывали каждый жест, каждое движение героев. Это требование хореографии Макмиллана, детали и тонкости которой скрупулезно сохраняют британские балетмейстеры.
– Вы танцевали Манон на сцене Ковент-Гарден. Ваша Манон отличается от образа, созданного британскими хореографами в «Астана Опера»?
– Каждая балерина индивидуальна, поэтому и образы на сцене всегда будут разными. Артистка должна пропустить через себя эту историю, прожить ее. И, конечно, восприятие внутреннего мира героини зависит от возраста. Если тебе 25 лет, это одна Манон, а в 35 она уже может быть другой, потому что приходит жизненный опыт, артист способен оценить важные нюансы, детали, которые в совокупности и создают неповторимый образ.
– Солистам удалось не только хореографически, но и актерски обыграть образы?
– Балет очень сложен технически, особенно это касается дуэтов. Солистам нужно настолько отточить техническую и стилистическую стороны, чтобы движение не мешало актерскому выражению образа. Для артиста очень важно слышать музыку, а она здесь очень необычная. В основе своей это вокально-инструментальная музыка, поэтому ее так хочется петь, а не только танцевать под нее.
– Среди солистов «Астана Опера» много выпускников алматинской школы. Им удается воплощать на сцене сложные хореографические проекты?
– Балетная труппа «Астана Опера» в основном состоит из выпускников Алматинского хореографического училища имени Селезнева. Мы благодарим школу за то, что в труппе есть очень много одаренных артистов, что позволяет нам ставить сложные спектакли в классической и современной хореографии. До недавнего времени это было единственное среднее специальное хореографическое учебное заведение в стране. Сейчас в Астане по инициативе Главы государства открылась академия хореографии. Это учебное заведение с полным образовательным циклом, здесь наши артисты могут повысить квалификацию, получить образование хореографа, педагога-репетитора.
– Гастроли «Астана Опера» будут проходить в вашем родном городе Алматы. Испытываете ли вы в связи с этим особые чувства?
– Безусловно. Для меня это особое место, ГАТОБ имени Абая я знаю с детства, мои родители там работали. Можно сказать, я с пеленок дышала этим воздухом. К сожалению, из-за большой занятости не имею возможности часто посещать свой родной город, поэтому для меня алматинские гастроли – это двойное удовольствие, ну и, конечно, волнение и ответственность.
Юрий КАШТЕЛЮК
http://vecher.kz/how2rest/bolshaya-stsena
|