Ольга Шишанова
Труппа театра “Астана Опера” буквально на днях вернулась в столицу, завершив гастроли в Италии обращением ко всему человечеству
Речь идет о пламенном музыкальном обращении ко всему человечеству - девятой симфонии Людвига Ван Бетховена, которую с грандиозным успехом исполнили 10 ноября музыканты оркестра и хор “Астана Опера” и “Карло Феличе”, а также солисты столичного театра под руководством всемирно известного маэстро Алана Бурибаева.
По словам организаторов, музыка этого замечательного сочинения дает исчерпывающий ответ на вопросы мироздания, она существует вне времени и вне границ. Новаторство Бетховена как раз и заключалось в введении в инструментальное произведение вокальной музыки. При этом композитор включил в финальную часть “Оду к радости” на стихи Шиллера, где партии для голоса блестяще исполнили: сопрано - заслуженная артистка РК Жаннат Бактай, меццо-сопрано - заслуженный деятель РК Дина Хамзина, тенором выступил заслуженный деятель РК Нурлан Бекмухамбетов, баритоном - заслуженный деятель Казахстана Талгат Мусабаев.
Кроме того, известно, что главный дирижер “Астана Опера” Алан Бурибаев - представитель венской классической школы, учившийся в Вене, городе, где жил и творил сам Бетховен. Так что не случайно девятая симфония принадлежит к числу любимейших произведений маэстро. Вот и в Италии под его чутким руководством эта великая музыка звучала виртуозно, вызывая у публики трепет и благоговение. Тем более что артисты хора под руководством главного хормейстера “Астана Опера” Ержана Даутова, ведущие солисты и музыканты оркестра отлично справились со сложным для исполнения произведением, продемонстрировав отлично слаженную работу.
А Алан Бурибаев отметил, что сочинение, в финальной части которого звучит призыв “Обнимитесь, миллионы!”, будет актуальным, пока человечество не научится жить в мире и согласии, без войн и конфликтов.
К слову, в знаменитом театре “Карло Феличе” ведущие солисты “Астана Опера” исполняли это произведение уже не в первый раз. Симфонию № 9 Людвига Ван Бетховена они представляли здесь в 2015 году вместе с Симфоническим оркестром и хором “Карло Феличе”.
“Мы очень любим труппу театра “Астана Опера”, и когда в афише “Карло Феличе” появляются спектакль или концерт казахстанского коллектива, стараемся не пропускать их. В этом году мы смогли попасть и послушать девятую симфонию Бетховена - этот венец эпохи Просвещения. Все четыре части: Allegro ma non troppo, un poco maestoso (d-moll), Molto vivace (d-moll), Adagio molto e cantabile (B-dur), Presto (d-moll - D-dur) - представили в замечательном исполнении и звучали как некий масштабный гимн человеческого духа. На мой взгляд, именно девятая симфония Бетховена объединяет людей. Творческому коллективу “Астана Опера” удалось передать эту идею: в зале царило настоящее единение.
Браво солистам!” - поделились своими впечатлениями итальянские зрители.
Несмолкающие овации звучали в театре “Карло Феличе” шедевру национальной классики - опере “Абай”, которую генуэзская публика приняла с особым восторгом. Артистам долго кричали “Браво”, а после спектакля за автографами ведущих солистов выстроилась длинная очередь.
Действительно, не будет преувеличением сказать, что образец национального искусства “Абай” объединил в себе представленные богатые традиции казахского народа, европейскую режиссуру и, безусловно, виртуозную игру казахстанских артистов, а также их прекрасный вокал. Маэстро Алан Бурибаев - правнук Ахмета Жубанова, изумительно смог передать всю нюансировку и колорит музыкального материала. И потому симфонический оркестр и хор под его руководством звучал мощно, филигранно, блестяще и ярко.
В целом же оперу показали прежде всего как зрелище человеческих страстей. Это касалось Айдара и Ажар, которые боролись за свою любовь, преодолевали погоню, смогли избежать казни, и Абая - духовного учителя нации, который всегда стоял на стороне справедливости. В спектакле были также широко представлены национальные танцы, интересная хореография которых впечатлила искушенную итальянскую публику.
Убранство сцены подчеркивало красоту просторов Великой степи, восхищали расшитые золотом юрты, высокое голубое небо. Ну а большая библиотека Абая и вовсе оказалась выше всяких похвал - современные технологии позволили объемной декорации раскрыться на сцене, а потом долго любоваться деталями удивительного помещения: ярусами книг, колоннами, созданной обстановкой возвышенной духовности.
Добавим, что наряду с казахстанскими специалистами над сценографией работали и итальянские мастера - Эцио Фриджерио и Франка Скуарчапино. Режиссером-постановщиком выступил Джанкарло дель Монако, Серджио Металли отвечал за виртуальные проекции, а художник Виничо Кели - за свет.
Кстати, любопытно, что основную часть материальных затрат по гастролям покрыли финансы от продажи билетов. Итальянцы проявили колоссальный интерес к казахстанской культуре, раскупив билеты за неделю до начала спектакля.
Автор благодарит главного специалиста пресс-службы Екатерину Романову за помощь в работе над материалом.
Астана
http://www.np.kz/cultura/24556-italyanskie-kanikuly.html
|