Главная » Статьи » Театр » Астана-опера |
16 октября 2018, вторник, 07:30Мира Мустафина Первой премьерой шестого сезона в Государственном театре оперы и балета «Астана Опера» стала едва ли не самая знаменитая комическая опера из всего репертуара мирового музыкального наследия Конечно же, это «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини с либретто Чезаре Стербини по одноименной комедии Пьера Бомарше.
Творческая интеллигенция, музыкальные критики, министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы посетили оперу «Севильский цирюльник» и высоко оценили премьеру. Разобраться с проделками остроумного цирюльника специально руководством «Астана Опера» приглашен известный итальянский режиссер Альфонсо Антониоцци.
Вместе с выдающимся сценографом современности Эцио Фриджерио и художником по костюмам, обладательницей премии «Оскар» Франкой Скуарчапино режиссер решил не переносить действие в другое время, а представить столичной публике оригинальную постановку, какой ее видели зрители XVIII века. Поэтому смело можно сказать, что постановочной команде во главе с дирижером-постановщиком, главным дирижером Государственного театра оперы и балета «Астана Опера» Аланом Бурибаевым удалось создать спектакль с чистого листа.
В этом и состоит оригинальность этой премьеры, ее театральная философия. В свое время Дж. Верди писал: «…Я все равно считаю, что «Севильский цирюльник» по своему обилию идей, по яркости комического звучания и правде декламации является самой прекрасной из всех существующих опер-буффа». Постановочная команда, в которую еще вошли дизайнер по проекциям Серджио Металли, художник по свету Якопо Пантани, ассистенты художника по костюмам Арасель Досмуратова, Анна Верде, ассистент режиссера-постановщика Марко Кастаньоли, ассистенты дизайнера по проекциям Маттия Металли, Саверио Солари, показали не столько традиционную в своем жанре комическую оперу, сколько лирическую комедию, поставленную роскошно. Ее можно рекомендовать зрителям всех возрастов, она интересна всем. И, без сомнения, этот спектакль станет одним из кассовых в репертуаре «Астана Опера».
Кстати, лирический настрой комедии передавала сценография. Причем на протяжении всего спектакля. За окнами красивого итальянского дома происходили постоянные перемены: то порывистый ветер гнет деревья, то льет проливной дождь. Еще зрителей радовали роскошные пейзажи города, пышно цветущие растения и корабли. Словом, у каждой картины свой смысл: явления природы передают настроение героев. Так, ливень начинается, когда граф пытается освободить свою возлюбленную из-под гнета Бартоло, гром и молния, изображенные на 4D-проекции в сцене клеветы, говорят о магической силе слова, которое может уничтожить репутацию любого человека. А в финальной сцене зарево фейерверков заливает золотым цветом все пространство площади.
Салюты – символ радости – сопровождают приезд графа Альмавивы вместе со своей возлюбленной Розиной в удивительно роскошной карете, которую на сцену вывезла живая лошадь. Несмотря на лиричность и тонкую эмоциональную направленность, постановочная команда и солисты смогли передать упругий ритм комедии. Спектакль радует по-настоящему смешными сценами. Еще публика оживлялась, когда благодаря последним современным технологиям Альфонсо Антониоцци смог воспользоваться в своей постановке рядом интересных режиссерских приемов, например «театр в театре». Этот прием выражает содержательную суть оперы – все здесь игра: не стоит принимать за чистую монету все, что происходит на сцене. Это становится понятным в картине урока музыки, когда Розина (солистки Салтанат Ахметова, Альфия Каримова, Айзада Капонова) поет, а на заднем фоне возникают видеопроекции, изображающие роскошные ложи, создающие театральную атмосферу.
В каждой сцене новой постановки чувствуется тонкое восприятие стиля известного сценографа Эцио Фриджерио. Его особый почерк узнается и в колоннах, выполненных в сине-золотом цвете, которые передвигаются плавно в автоматическом режиме, будто танцуют под искрометную музыку Дж. Россини. Спектакль, несмотря на свою легкость и комичность, – все же настоящее испытание для солистов. Три премьерных состава певцов показали высокий уровень музыкальности и артистизма. От технической безупречности бельканто в партии Розины (солистки Салтанат Ахметова, Альфия Каримова, Айзада Капонова) зал замирал. Партию Фигаро пел первые два премьерных спектакля заслуженный деятель Казахстана Сундет Байгожин. юбимец публики очаровал богатейшими возможностями своего голоса и артистизмом. Он демонстрировал чудеса ловкости рук цирюльника и доказывал, что выжить можно в любых жизненных условиях. Солист Эмиль Сакавов исполнил партию Фигаро в третий премьерный день. Обаятелен, красив, остроумен, ловок и, главное, с хорошей амплитудой голоса. Все солисты без исключения, задействованные в этом спектакле, справились со всеми задачами.
Это было сделать достаточно непросто. Постановка ведь не статичная. Она насыщена действием, артистам постоянно приходится активно двигаться по сцене, чтобы образы получились цельными как вокально, так и артистически. Известно, что чем музыка старше, тем сложнее исполнить ее типовыми голосами и инструментами. Но, когда за дирижерский пульт становится маэстро Алан Бурибаев, музыкантам оркестра и вокалистам все по плечу. Музыковеды говорят, что блистающая красотой великолепных мелодий, органично связанных с остроумными текстами, опера полна юмора, неистощимого оптимизма, забавных путаниц и курьезных ситуаций. Благодаря харизматичному маэстро Алану Бурибаеву все эти музыкальные краски становятся яркими и свежими.
Особо виртуозно звучал жизнерадостный финальный ансамбль с хором. И видно, что главный хормейстер «Астана Опера» Ержан Даутов проделал большую работу. Постановочная команда во главе с Аланом Бурибаевым, солисты, хор, оркестр подарили невероятную возможность наблюдать, как знаменитая комическая опера в исполнении звезд столичной оперы перерастает в глубокое осмысление нашего времени. И это безумно интересно, ведь сюжет оперы актуален всегда. | |
Просмотров: 414 | |
Всего комментариев: 0 | |