Главная » Статьи » Театр » Персональный блог Юрия Каштелюка |
Как 48 лет назад в Алма-Ате встречали Ленинградский БДТ и как алматинцы принимают прославленный театр сегодня В начале сентября 1970 года в Алма-Ату приехал на гастроли Ленинградский Большой драматический театр имени Горького. К этому театру у горожан было особенное отношение, так как Ленинград еще с довоенных времен стал культурным побратимом нашего города. Приезд БДТ в Алма-Ату был настолько значительным событием, что газета «Вечерняя Алма-Ата» посвятила этой новости первую полосу. «Вечерка» открывалась статьей главного режиссера ленинградского театра Георгия Товстоногова «Путь к сердцу современника». «Сейчас репертуар театра насчитывает 15 названий, – информировал мэтр сцены. – В Алма-Ате мы покажем семь спектаклей». Таким образом, ленинградцы привезли в Алма-Ату половину своего репертуара – такие спектакли, как «Правду! Ничего, кроме правды!» по пьесе «Лиса и виноград» Гильерме Фигейредо, «Король Генрих IV» Шекспира, «Луна для пасынков судьбы» Юджина О΄Нила, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Николая Думбадзе и другие постановки, собиравшие аншлаги по всей стране. В статьях «Вечерки», активно освещавшей гастроли, немало восхищенных слов, посвященных мастерству и таланту питерских актеров. Спектакли собирали полные залы. Хранитель фондов музея истории ГАРДТ имени Лермонтова Валерия Соколова, бывшая в ту пору завлитом театра, поделилась впечатлениями от одного из спектаклей: – Помню сцену поединка в спектакле «Король Генрих IV» – фехтование напоминало балет, это было настоящее произведение искусства, высшая степень актерского мастерства. И такие режиссерские находки, мастерски воплощенные артистами, наполняли весь спектакль, создавая что-то неповторимое. Гастроли длились целый месяц, в течение которого актеры не только давали вечерние спектакли, но и встречались со своими зрителями «на местах» – на трикотажной фабрике, в Академии наук, КазГУ, Институте искусств имени Курмангазы... Все это активно освещала «Вечерка» на своих страницах. Побывали они и в редакции нашей газеты. Именитый фотограф, а в то время молодой фотокорреспондент «Вечерней Алма-Аты», Вячеслав Каморский вспоминает: – Вечеркинцы очень любили театр. И когда прославленные коллективы приезжали в Алма-Ату, наш главный редактор Вениамин Ларин приглашал их в редакцию. Пригласили, конечно, и питерцев. В кабинете главреда накрыли стол, и в обстановке непринужденного общения актеры читали стихи, шутили, рассказывали байки. Надо сказать, что труппа БДТ тех лет имела звездный состав, многие из актеров снимались в кино и пользовались широкой известностью и любовью зрителей. Достаточно назвать такие имена, как Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, Ефим Капелян, Олег Борисов, Сергей Юрский, Зинаида Шарко… А объединил и выпестовал эту плеяду замечательных артистов Георгий Александрович Товстоногов. Интересно, что у режиссера была давняя связь с нашим городом – в 1948 году он ставил спектакли на сцене Русского театра драмы Алма-Аты. И, по словам нынешнего директора ГАРДТ имени Лермонтова Юрия Якушева, Товстоногов мог бы здесь остаться режиссером, но, увы, уехал: возникли сложности с жильем. – Так что во многом именно благодаря нам Георгий Александрович обосновался в Питере, где поднял на очень высокий уровень БДТ, – шутит Юрий Якушев. Вообще, людей культуры Алматы и Петербурга связывают многочисленные нити. В статье «Вечерки» под названием «И снова поиск», посвященной артисту БДТ Владиславу Стржельчику, автор приводил такой факт. Призванный в армию в годы войны молодой актер был приглашен для грамзаписи стихов Джамбула «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы – гордость моя». Голосом Стржельчика Джамбул обращался к ленинградцам со словами, которые согрели и поддержали их в дни тяжелых испытаний. «…Стржельчик прочел эти строки, – писала газета, – на фоне музыки Чайковского. Запись не переделывали. Она так и сохранила длительную паузу, когда горло чтеца перехватило от волнения – он плакал». Творческая связь людей культуры переходила в крепкие дружеские связи. В то время, когда БДТ был в Алма-Ате, Шакен Айманов как раз приступил к съемкам фильма «Конец атамана» и искал актера на роль атамана Дутова. Увидев Стржельчика в одном из спектаклей, он сделал свой выбор. Асанали Ашимов, сыгравший в фильме роль противника Дутова, вспоминает: – По сценарию мой герой, чекист Касымхан Чадьяров, преследует Дутова, и чтобы добиться психологического состояния противоборства, я стал осторожно «нападать» на Стржельчика – критиковать его роли в кино. Он воспринимал мою критику спокойно, но было видно, что это задело его, ведь актеры – люди ранимые. Таким образом необходимое для роли психологическое состояние было достигнуто, творческий дуэт состоялся, Шакен Кенжетаевич был доволен результатом. Конечно, по окончании съемок я извинился перед Владиславом, сказав, что на самом деле в восторге от его ролей, и объяснил, зачем мне нужно было его критиковать. Он от души рассмеялся, с тех пор у нас сложились хорошие товарищеские отношения. Кстати, сценарий к фильму «Конец атамана» написал Андрей Кончаловский. Он же выступил режиссером спектакля «Эдип в Колоне», который БДТ привез в нынешнем сентябре на гастроли в Алматы. Благодаря российской программе «Большие гастроли» на сцене Государственного академического русского театра драмы имени Лермонтова прославленный коллектив, носящий ныне имя Георгия Товстоногова, представил два спектакля: «Эрендира» по новелле нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса и премьеру «Эдип в Колоне» Софокла. В музыкальном спектакле «Эрендира» режиссера Федора Лаврова приняли участие народная артистка России Нина Усатова, Полина Толстун, Андрей Феськов и другие актеры. «Эдип в Колоне» – постановка по классической трагедии Софокла. В роли Эдипа –Николай Горшков, в роли Антигоны – Юлия Высоцкая. Несмотря на то что эти постановки созданы в иной эстетике, нежели спектакли Георгия Товстоногова, в театре по-прежнему живут уникальные традиции русского психологического театра, привитые коллективу выдающимся режиссером. Петербург и Алматы продолжают оставаться культурными побратимами. Так, в минувшем году Нина Усатова приезжала в Алматы. Актриса снялась у режиссера Ермека Турсунова в фильме «Киномеханик». – Для меня это были не просто съемки фильма, это встреча с детством. Я родилась тут по соседству, на Алтае, казахстанские пейзажи очень близки мне. В детстве я пасла овец, поэтому, увидев их на площадке, расплылась в улыбке от нахлынувших воспоминаний, – поделилась ощущениями актриса, добавив, что с малых лет любит алматинский апорт. Кроме того, многие актеры БДТ знали недавно ушедшего из жизни казахстанского актера Владимира Толоконникова. – Он играл в спектакле «Семейный портрет с посторонним» в Алматы, а я играла в этой пьесе в Петербурге. Он предлагал «сыграть дуэтом», а я отшучивалась, отвечала: «Спасибо за приглашение, но у вас в театре много прекрасных актрис», – рассказала Нина Усатова, добавив, что роль Шарикова в фильме «Собачье сердце», исполненная Владимиром Толоконниковым, стала воплощением подлинного мастерства. В будущем году БДТ имени Георгия Товстоногова готовится отметить 100-летие, а в этом году ГАРДТ имени Лермонтова открыл 85-й сезон. И, как подчеркивает директор ГАРДТ Юрий Якушев, история театров тесно переплетается, творческие взаимоотношения коллективов, налаженные еще в далеком прошлом, продолжают развиваться и укрепляться. Юрий КАШТЕЛЮК Фото Вячеслава КАМОРСКОГО (предоставлены Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписей РК) и Кайрата КОНУСПАЕВА http://vecher.kz/how2rest/teatralnyj-pobratim
| |
Просмотров: 375 | |
Всего комментариев: 0 | |