25 марта 2017, суббота, 06:00
Мира Мустафина
Государственный академический театр оперы и балета им. Абая два вечера подряд представлял слушателям новую сценическую версию оперы Джузеппе Верди «Риголетто»
Опера «Риголетто» Джузеппе Верди входит в число самых популярных произведений выдающегося итальянского композитора и составляет основу любого репертуарного театра.
Возможно, так будет всегда, пока жив сам жанр, убежден директор и художественный руководитель ГАТОБ им. Абая Аскар Бурибаев. И, несмотря на то, что на сцене театра «Риголетто» ставится не впервые, премьера знаменитой оперы – событие из разряда интересных даже для такого искушенного музыкального города, как Алматы. Над новой сценической версией оперы работала интернациональная команда: режиссер-постановщик, заслуженный деятель РК Ляйлим Имангазина и народный художник России, лауреат Государственной премии РФ Вячеслав Окунев, известный итальянский дирижер Витторио Паризи и главный хормейстер театра Алия Темирбекова.
В основе сюжета оперы Джузеппе Верди лежит пьеса Виктора Гюго «Король забавляется», которая долгое время была под запретом. Некоторые места этой пьесы считались «оскорбительными для нравственности». Это общеизвестный факт истории, как и тот, что друг и либреттист Верди – Франческо Пьяве – получил рукопись пьесы почти через 20 лет после ее премьеры в Париже. По поручению композитора он переработал ее в либретто. А вот план оперы, состоящей из трех частей, а также ее основные драматические положения и, конечно, характеры действующих лиц – Риголетто, его дочь Джильда и герцог – были продуманы самим Верди. Эту оперу относят к абсолютным творческим удачам композитора, который умел, как говорят критики, ярко живописать музыкой и атмосферу, и характеры, и эпоху.
Сюжет «Риголетто» многоплановый. Перед постановочной группой задача стояла простая: показать жизнь XIX века и огромную семейную, человеческую трагедию. К тому же образы весьма сложны и неоднозначны. Так, к примеру, главный герой Риголетто – шут, мститель и любящий отец. В настоящего монстра его превращают льстивость и унижения. Его преследует одержимая мысль – спрятать от всех свою дочь Джильду. И волею судьбы Риголетто сначала принимает участие в похищении дочери, а затем и становится причастным к ее убийству.
Благодаря режиссеру-постановщику Ляйлим Имангазиной с командой единомышленников, удалось талантливо интерпретировать «Риголетто» на сцене ГАТОБ им. Абая. Переживания героев стали близкими и понятными для зрителей, которые оказались свидетелями того, что такие чувства, как любовь и ревность, присущие людям во все времена, не меняются.
Восхищает работа художника Вячеслава Окунева, который не в первый раз занимается постановкой в ГАТОБ им. Абая, – декорации и костюмы передают атмосферу того времени.
В первый вечер премьеры настоящее эстетическое удовольствие подарили слушателям солисты оперы ГАТОБ им. Абая лауреат Государственной премии РК Талгат Кузенбаев (Риголетто) и заслуженный деятель РК Джамиля Баспакова (Джильда). Нуржану Бажекенову удался образ свежего и славного красавца Георцога, в которого нельзя не влюбиться.
Во второй вечер партию Риголетто исполнял заслуженный артист Узбекистана, солист ГАБТ им. Навои Руслан Гафаров. Его магнетический голос отметили музыковеды, как и вокальные монологи Натальи Мезиной, исполнившей партию Джильды. Нелегко пришлось в этот вечер исполнителю партии Герцога Айдосу Жабагину. Певец выносливый, но, видимо, в утомительных репетициях потерявший много сил, сказалось и волнение под грузом ответственности, оттого партия Герцога получилась не совсем яркой. Но оркестр под управлением итальянского маэстро Витторио Паризи два вечера подряд радовал безупречным исполнением великого сочинения Верди.
Дирижер Витторио Паризи сказал на пресс-конференции, что партитура «Риголетто» – бриллиант и обращение к ней – большая честь и радость для любого дирижера, а также уверен, что спектакль займет свое достойное место в репертуаре театра.
Мира МУСТАФИНА, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы
https://liter.kz/ru/articles/show/30532-rigoletto_vernulsya
|