Понедельник, 25.11.2024, 03:12
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Аплодисменты - мой рай и ад"

Давайте возделывать свой сад…

Когда я знаю, что в новом спектакле играет Лия Нэльская, то время до начала спектакля проживаю в предвкушении праздника.
Если кто-то попросит меня перечислить роли Лии Владимировны, я вспомню многие, настолько она в них была заразительна, ярка. И, конечно, начну со спектакля конца 50-х «Барабанщица», с бесстрашной разведчицы Нилы Снежко.
Эту роль сама актриса считает для себя этапной. Как-то через несколько лет, когда спектакль уже выбыл из репертуара, Лия Владимировна ехала в автобусе, он резко затормозил, она пошатнулась, кто-то поддержал ее сзади и негромко сказал: “Надо поддержать нашу Барабанщицу”.

“У меня словно выросли крылья за спиной, — потом расскажет Лия Владимировна, — весь день не ходила, а летала. Оттого, что столько времени прошло, а кто-то помнил”. Об этом случае написала в своей статье “Театр — моя любовь” в газете “Огни Алатау” Надежда Поведенок в 1982 году. Прошло еще 18 лет. Уехала из нашего города Н. Поведенок, давно выросли мы — дети 50-60-х, юные зрители “Барабанщицы”, а разведчица с необычным красивым именем Нила до сих пор стоит у меня перед глазами. 
В музее театра я перелистываю вырезки из газет, которые находятся в толстой папке с надписью “Нэльская Лия Владимировна — народная артистка РК”. Их за 40 с лишним лет работы актрисы в театре скопилось великое множество.
Вот эта, вероятно, окажется сюрпризом и для самой Лии Владимировны. Газета “Комсомолец Киргизии”. 13 января 1956 года.
“С утра помощник режиссера вывесил на театральной доске объявлений список с распределением ролей в пьесе В. Минько
“Не называя фамилий”. Молодой артистке Лие Нэльской поручалась роль Сашко. Лия еще несколько раз перечитала строчку, где значилась ее фамилия. Не ошиблось ли художественное руководство театра?..” Как же так? — подумала Лия. — Мне играть мальчишку!
А если не получится?…” Но желание сыграть совсем новую, неведомую роль, сделаться на сцене мальчишкой уже овладело артисткой. Домой Лия шла быстро. По пути фантазировала, разговаривала вслух со своим маленьким героем. “Каким он должен быть — Сашко? … Наверно, веселым, вихрастым и в коротеньких брючках…” … Лия болезненно воспринимала каждое замечание режиссера, и не потому, что обижалась (об этом не могло быть и речи), а потому что ей действительно хотелось по-настоящему сыграть роль мальчишки. … Сашко в исполнении Л. Нэльской получился живым, запоминающимся мальчишкой, он понравился и зрителю, и даже артистам, которые так скупы на похвалы своему брату актеру…”
Перечислять роли актрисы, сыгранные на сцене лермонтовского театра, можно долго — их список огромен, но о некоторых не упомянуть просто невозможно. Одной из них является Ханума. Двести раз выходила Лия Владимировна на сцену в этой роли, сменился почти весь актерский состав, а Нэльская оставалась, и зал шел именно на эту актрису, не представляя в этой роли никого другого.
“Сваха Ханума (“Тифлисские свадьбы”) в исполнении Нэльской — веселая, озорная. Задиристая и в то же время женственная, застенчивая. Ее профессия — устраивать человеческие судьбы, и только в собственной судьбе она не может разобраться. Блистательно мастерство актрисы в сцене маскарада. Ханума, чтобы заставить князя отказаться от женитьбы на юной красавице Соне, переодевается в ее платье и является вместо девушки на смотрины. В бело-розовом платье, с немыслимыми буклями, с огромным приклеенным носом “невеста” входит в комнату. Она сильно хромает, одно плечо значительно выше другого, но это не мешает ей жеманиться, прыгать, кокетливо поглядывать на князя, гнусаво любезничать, пританцовывать вокруг жениха, ни минуты не задерживаясь на месте. Но странное дело, мы вдруг начинаем чувствовать жалость к этому убогому бело-розовому существу. В голосе “невесты” мольба. Ей так хочется, чтобы ее любили… Вкрадывается щемящая нота маленького обиженного человека. Пусть на мгновение, но это уже не забудется. Конечно, и Ханума, и Нэльская смеются над незадачливой “невестой”, но в этом смехе есть капля горечи…”
Многие зрители запомнили Лию Владимировну в роли Анфисы в спектакле “Две зимы и три лета”. Режиссер М. Сулимов так сказал о своем выборе: “Мне не нужна красавица в цветастой шали. Мне нужна ничем не выделяющаяся героиня”. “Внешне она ничем не выделялась — в телогрейке, в платке, в рваных кирзовых сапогах, — пишет
Н. Поведенок. — Но как она выделялась, эта Анфиса Нэльской своим характером! Женщина, вобравшая в себя мужество всех баб, которых война поставила на председательские посты… Их неприметный героизм. Потом они уйдут в тень, не требуя себе ни наград, ни почестей, отдав себя людям. И только люди, вдруг спохватившись, начнут жалеть, а при встречах — как-то по-особенному приветливо здороваться. Потому что время было такое — всем было тяжело…Откуда у Нэльской такое понимание правды образа?”
Без сомнения — одна из выдающихся ролей Лии Владимировны — Голда в спектакле “Поминальная молитва”. Здесь зрители наслаждались дуэтом замечательных актеров. Партнером Л. Нэльской был Л. А. Темкин — Тевье-молочник.
В 1991 году театр был с этим спектаклем на гастролях в Новосибирске и получил много восторженных отзывов от в общем-то избалованной новосибирской публики. Вот что писала по этому поводу газета “Молодость Сибири”.
“Талантливый актер в центре спектакля — это еще не успех, дуэт двух талантов — пол-успеха. Дуэт народных артистов КазССР Льва Темкина и Лии Нэльской (Тевье-молочник и его жена Голда) — сущий праздник для тех, кто соскучился по истинному, высшей пробы профессионализму на сцене. Но настоящий успех — это ансамбль, где каждый ведет свою партию и никто не фальшивит, это высокий уровень, который поддерживают на своих плечах маститые, до которого тянутся, привставая на цыпочки, молодые… И хорошо, что за стенами театра стояло жаркое лето, и зрители не торопились в гардероб за пальто и хлопали долго-долго, стоя, и все вызывали, вызывали артистов…”
Возможно, роли Лии Владимировны так трогают наши сердца, потому что она со сцены говорит о том, что дорого и близко всем нам. Вот как она сама, например, рассказала в интервью А. Арцишевскому о роли Евдокии в спектакле “Дом”:
— У меня такое ощущение, что женщин, подобных Евдокии, я встречала много раз. Она несет в себе судьбу своего поколения, а ему досталась трудная жизнь: гражданская война, коллективизация, Отечественная война, послевоенная разруха. Но что восхищает меня в них — они не озлобились и не ожесточились, сумели сохранить веру в то, что делали нужное, правдивое дело. И ничего для себя не желали, все — для людей…
Л. Нэльская обаятельна даже в отрицательных ролях, скажем, в “Гнезде глухаря”, где она играет разбитную, не слишком чистую на руку продавщицу.
“Она открыта, — написала 1 декабря 1982 года в газете “Огни Алатау” Н. Поведенок, — а потому привлекательна. Если горюет — в полную силу, если смеется — то заразительно, если негодует — то страстно, если рассказывает — то рисует и словом, и жестом, и позой. Если надо — споет, спляшет, сыграет. У нее острый, внимательный взгляд, но вас ее взгляд не царапает, не ранит, он словно спрашивает: “А какой вы человек?”. Она замечательный рассказчик и добрый слушатель. Фото- и кинокамера в ее руках работают как у профессионала”.
А вот два спектакля последних лет. “Странная миссис Сэвидж” и “Деревья умирают стоя”. Спектакли эти были поставлены “на Нэльскую”. Главная роль в них актрисе досталась не случайно, центральная роль является нравственным камертоном в обоих спектаклях.
Вот странная миссис Сэвидж в клинике “Тихая обитель” для душевно больных людей. Когда-то она всю свою жизнь отдала мужу, вырастила троих его детей, а теперь желает открыть фонд его имени, помогать бедным. Дети ее не понимают, а она пытается доказать им и зрителям, как важно в жизни не брать, а отдавать, насколько богаче внутренне, счастливее становится человек от добрых поступков. Неважно — кто ты, важно — какой. Миром правит любовь. “Как было бы великолепно, если бы люди в период любви светились как светлячки”,— говорит она. И не только говорит — в меру своих сил старается сделать пациентов “Тихой обители” счастливыми. И мы вслед за миссис Сэвидж — Лией Нэльской — любим всех больных клиники, понимая, что здесь,
за решеткой, пациенты клиники более добры и бескорыстны, чем люди из большого мира…
В спектакле “Деревья умирают стоя” бабушка в исполнении Лии Владимировны — мужественная, стойкая, душевно щедрая женщина. Именно она держит в напряжении зрительный зал, заставляет публику думать, чувствовать, переживать, смеяться…
Радует, что изо дня в день на этот спектакль приходит много молодежи. Значит, они чувствуют: доброта, бескорыстие, любовь — не архаизмы, которым нет места в сегодняшнем дне, это то, благодаря чему человек становится человеком…
…По ходу спектакля “Странная миссис
Сэвидж” звенит звонок, который призывает пациентов “Тихой обители” идти и возделывать свой сад. То же самое уже 40 лет делает на сцене народная артистка Республики
Казахстан Лия Владимировна Нэльская — бесстрашная Барабанщица, остроумная Ханума, благородная и великодушная миссис Сэвидж. И зрители очень благодарны ей за это…

Категория: "Аплодисменты - мой рай и ад" | Добавил: Людмила (12.09.2015)
Просмотров: 664 | Теги: Лия Нэльская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz