Как-то театр открывал сезон спектаклем, где был занят Александр Зубов, а у него в этот день температура поднялась до 40 градусов. Что делать? И Саша применил довольно героический, но очень эффективный метод лечения: каждый час выливал на себя ведро ледяной воды. После шести обливаний температура понизилась до 38 градусов, и вечером он отыграл свой спектакль…
Александр Зубов, заслуженный артист Республики Казахстан — один из ведущих актеров Русского театра драмы им. М. Ю. Лермонтова.
Зрители Алматы помнят и любят его Леньку в “Ребенке к ноябрю”, Степана в “Поминальной молитве”, Кулигина в “Грозе”, короля в “Кине IV”, дядю Льва в “Лесной песне”.
Ролей много — большие и эпизодические, разных планов и возрастов, но все они непременно жизненно достоверные и ярко индивидуальные.
Работать Саша начал рано — с шестнадцати лет. Трудился на заводе, каменщиком, печником, слесарем, токарем, сантехником. После окончания политехнического института — инженером-конструктором. И все это время его притягивала к себе сцена — пел в заводском хоре, был солистом, играл центральные роли в Народном театре. За исполнение роли Сафонова в спектакле “Русские люди” по пьесе К. Симонова, будучи самодеятельным актером, Александр получил звание лауреата Всесоюзного конкурса.
Но говорят же: если перед человеком встает альтернатива — в театр или под трамвай, — надо идти в театр. Так Саша, в конце концов, бросив все свои политехнические премудрости, попал в театр. Работал актером, а дополнительно помощником режиссера, монтировщиком, осветителем, затем закончил Свердловское театральное училище.
Никогда, даже в самые трудные времена, он не жалел, что так резко изменил свою жизнь. “Мое человеческое воспитание, становление личности произошло здесь. Театр дал мне самого себя, хотя это отдельная страна, не понятная простому смертному. Мир актеров — нескладный, смешной, странный, загадочный. Я знаю театр досконально, до мельчайших подробностей, и все же он не перестает удивлять меня…”
Александр Зубов может прекрасно сыграть главного героя, но ему по душе и характерные роли. Когда в театре возникали экстремальные ситуации и надо было срочно кого-то вводить на роль уехавшего или заболевшего актера, никто не сомневался, этим “кто-то” скорее всего будет Зубов.
В доперестроечные времена Александр сыграл роль В. И. Ленина в спектакле “Синие кони на красной траве”. Правда, Михаил Шатров так замыслил пьесу, что все актеры играли в ней без грима. Актеры выходили на сцену и сразу договаривались со зрителями: давайте вместе поразмышляем о том времени, о той эпохе. В гриме в этой роли он выходил только когда сцены из этого спектакля ставили в правительственных концертах.
Мне понравился Александр в роли смешного, нелепого, но доброго человека, любящего мужа в спектакле “Ребенок к ноябрю”. Это один из вариантов сказки про “Золушку”, когда живет человек, живет, на горизонте нет никакого личного счастья, и вдруг — бах! — принц с золотой каретой. Все мы очень хотим верить в чудеса, в то, что добрым людям должно везти больше, чем злым, и поэтому, может быть, смотрим по телевизору сериал с очередным “мылом”, и подчас выбираем в репертуаре театра именно такую немножко сказочную пьесу.
У многих актеров, занятых в спектакле, создается впечатление, что они вроде бы и не играют никаких ролей, а общаются на сцене между собой и получают от этого удовольствие. “Жена” Зубова по спектаклю артистка Галина Буянова шутит: “Лучшего мужа не знаю”. Возможно, вот такая правдивость актерского исполнения была залогом неизменной популярности у зрителей спектакля “Ребенок к ноябрю”.
Несколько лет назад режиссер театра Юрий Коненкин поставил спектакль по пьесе А. Островского “Гроза”, который вызвал очень разноречивые отклики и, к сожалению, не пользовался у зрителей большой популярностью, рано сошел со сцены. Мне лично спектакль показался интересным хотя бы потому, что в корне перевернул устоявшееся школярское мнение: “Гроза” — “луч света в темном царстве” — это скучно. Складывалось ощущение: то, что я слышу со сцены, Островский никогда не писал. Так все звучало остро и современно. Согласно режиссерской трактовке играл свою роль Кулигина и актер Зубов. Если в традиционном спектакле Кулигин — старичок, который вечно чего-то ищет, то у Зубова он — хозяин земли. Вспомните его слова: “Чудеса, красота, душа радуется”. Все мучаются, все идет враздрызг и никто Кулигина не понимает. А он гнет свое, он упрям… Саша говорит, что, играя эту роль, он вспоминал знаменитого алматинского художника Калмыкова, который ходил по городу в розовом берете. Многие старые алматинцы помнят его ответ на вопрос, почему он одевается так странно: “Посмотрят инопланетяне на землю и увидят одно яркое пятно. Это я, Калмыков”. Кулигин для Саши — Калмыков…
О самоотверженности актера Зубова на сцене ходят легенды. Об одном примере мы рассказали, а вот другой. Ввод в спектакль “Странное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун”. Репетировали утром, днем — вечером должен был быть спектакль. И вдруг во время прогона актер подвернул ногу. Сильное растяжение, нога распухла – боль неимоверная… Но вечером спектакль состоялся несмотря ни на что. Замораживающей жидкостью облили ногу, Александр отыграл спектакль. Правда, потом две недели не мог двигаться…
В одном из последних спектаклей “Деревья умирают стоя” Саша сыграл роль Бальбоа — довольно старого человека.
Вообще в последнее время как-то так складывается, что актеру приходится играть старых людей.
— Не надо играть стариков, — говорит Александр, — надо чувствовать их нутром. У нашего поколения — людей 50-и лет — достаточно опыта, чтобы сыграть 70-летних. Вообще актер — профессия особая. Когда мне было 35-40 лет, я играл учащегося ПТУ и зрители эту роль воспринимали нормально. Главное, понимать психологию возраста… Дело не в том, играешь ты юношу или старика, главное, чтобы роль эта была богата внутренне. Я бы хотел сыграть и своего современника, вообще я хочу многого…
Вопреки “старым” ролям, актер Александр Зубов в жизни ощущает себя молодым человеком. И дело даже не в том, что у него молодая жена и 11-летний сын, дело — в профессии, которая не позволяет стариться. “Мы, актеры, люди не простые, мы — как инопланетяне среди остального люда, — сказал он мне, — актерская профессия — профессия избранных. Впрочем, так, наверное, можно сказать о любой творческой профессии. Вероятно, есть в Саше что-то “царственное”, если в театральной биографии ему везет на роли царей: Людовик ХI в “Соборе Парижской Богоматери”, Георг IV в “Кине IV”. От последней роли Александр, кстати, получил огромное эмоциональное творческое удовлетворение, как говорит, “выплеснулся весь”. А с Царем из детского спектакля “Конек-Горбунок” он “смело шагает по всей актерской жизни”. Саша вообще с удовольствием играет для детей: ему по душе и Иванушка, и коты разной масти, и черти, и лешие…
С “Коньком-Горбунком” связан трагикомический случай. Был выездной спектакль, играли в Каскелене. Сцена в клубе была без занавеса, и в финале Царь А. Зубова прыгнул в котел с “кипящей водой”, чтобы “помолодеть”. Актеры доиграли и ушли за кулисы, а холод страшный, двери в клубе открываются на улицу, и “царь” в одной рубашонке мерз в этом железном котле минут двадцать. Пока все дети не ушли из зала. Ну, не мог актер Александр Зубов выбраться оттуда у них на глазах — это было бы непоправимо для веры в чудо, в сказку!
— Сильное впечатление последних дней? Недавно в театре случилась премьера. (Да-да, Саша именно так и говорит: случилась.) Поставлена яркая комедия — “Уроки французского”. И лучше всех там был Владимир Толоконников. Смотрел я на него в роли отца Жозефа, видел его глаза и радовался: это правда жизни!
Сам Александр, когда не занят в спектакле, “болеет”. Ему плохо. Но это все же случается с ним редко. В общем, он — счастливый человек. Его любимое определение счастья: “когда утром хочется идти на работу, а вечером — домой”. Саша уверен, что у него самая лучшая в мире работа и прекрасная семья, а когда он видит в зале глаза зрителей, наши глаза, слышит аплодисменты, он понимает, что нужен публике. Актер отдает себя зрителю, по-настоящему любит его, и наша любовь сторицей возвращается к нему.
Неожиданные вопросы
— Саша, ты комфортно чувствуешь себя в этой жизни?
— Не очень. Мы, актеры, — волки, а волка, как известно, ноги кормят. Бежишь — куда позовут. Если я занят в театре и у меня творческая работа, мне, конечно же, не надо бы бегать по закоулкам и искать себе масло на хлеб. Юрий Борисович Померанцев как-то сказал: “У меня в этом месяце два спектакля, и я к ним должен хорошо подготовиться”.
— Ты любишь свою жену?
— До встречи с Ириной я был толстым, невзрачным, неинтересным мужиком. Теперь помолодел. Говорю это без ложной скромности, так считают все, кто меня знает. Все это — дела Ирины.
— Как ты теперь относишься к роли В. И. Ленина, которую играл в театре?
— Как бы к Ленину ни относились сегодня, это был великий человек, а играть выдающуюся личность, стараться понять мотивы ее поступков, действий, приблизиться к ней всегда интересно. Актер нашего театра Евгений Васильевич Попов даже гордился тем, что он сыграл роль Гитлера.
— Представь, что мы в сказке и добрая фея исполнит любые твои желания. Желай!
— Во время репетиций “Оперы нищих” мы с горьким юмором воспринимали реплику режиссера: “Нищие, на сцену!”, говоря, что на сцену вызывается весь коллектив театра. Очень хочется, чтобы “Опера нищих” была не про нас.
И еще я хочу, чтобы люди любили свою работу так, как ее любят актеры. Тогда и в стране будет порядок.
|