Многие зрители нашего города радуются, встретив на театральной афише имя Ирины Лебсак. Уж очень характерными и запоминающимися были ее героини: Наташа в “Трех сестрах”, Полли в “Трехгрошовой опере”, Лидочка в “Свадьбе Кречинского”, Негина в “Талантах и поклонниках”, многие-многие другие.
Родилась Ирина в Павлодаре, училась в небольшом городке с красивым названием Есиль. Еще в раннем детстве мечтала она о сцене, о карьере актрисы. Занималась в театральном кружке при Дворце культуры тракторостроителей в Павлодаре.
Но на семейном совете было решено, что “у девочки должна быть настоящая профессия”, и Ирина поступила в Павлодарский пединститут на филологический факультет. Успешно его закончила и… в том же году стала студенткой Алматинского театрально-художественного института.
Когда Рубен Суренович впервые увидел Ирину в студенческом показе у педагога Татьяны Наурызбаевой, он спросил: “У этой девочки что-то случилось в жизни, или в ней есть это драматическое начало?”
Ирина красива, женственна, обаятельна, ей, казалось бы, только и играть милых, любящих, нежных женщин, сентиментальных красоток, но сама она считает иначе: “Внутренне я жестче. Могу быть злой, взорваться… Меня интересуют женщины с сильным характером”.
Это чувствуют и понимают режиссеры.
Как-то я спросила Р. С. Андриасяна, почему именно Ирина оказалась занята в двух его спектаклях подряд, он ответил: “В этих спектаклях мне нужны были сильные личности. В “Опере нищих” — Полли, в “Свадьбе Кречинского” — Лидочка”.
А вот как описывает И. Лебсак в роли Полли в “Опере нищих” К. Кешин в газете “Казахстанская правда”.
“В первые ряды действующих лиц выбивается Полли Пичем в очаровательнейшем, многостороннем исполнении И. Лебсак. Вначале, правда, актриса малость переложила экстаза в свои сценические речи, зато после выправилась, и на протяжении целого спектакля тонко, акварельно вела такую щемящую лирическую ноту, вообще была такой подлинной и естественной женщиной в каждой сюжетной ситуации “Трехгрошовой оперы”, что любой истинный театрал очень много потеряет, коли не поторопится посмотреть, какой сильной и проникновенной может быть актриса в любовных сценах…”
Ирина Лебсак в роли Лидочки в “Свадьбе Кречинского” — глубоко чувствующая, умная женщина, но, как говорится, “любовь зла”. Она головой понимает все про Кречинского, но ничего не может с собой поделать, не в силах себя остановить. В результате в спектакле возникает как бы два уровня. Уровень Лидочки, на который поневоле, будучи человеком неглупым и неординарным, поднимается Кречинский, и другой, его собственный, уровень шулера, азартного игрока…
В спектакле “Таланты и поклонники” Ирина играет Александру Негину. Говорит, что эта роль близка и понятна ей потому, что очень соответствует ее противоречивому характеру: несдержанная и терпеливая, глупая и умная, злая и добрая одновременно.
В спектакле “Странная миссис Сэвидж” Ирина — Флоренс — тихая обитательница психиатрической больницы, с куклой в руках, принимающая ее за своего пятилетнего сына, жаждущая, как и все ее товарищи по несчастью, любви, доброго слова…
Ирина считает, что имеет потенциальные возможности острохарактерной актрисы. Вероятно, с этим согласны и режиссеры, которые не ограничивают ее ролями одного диапазона. “Мне по душе и то, и другое, и третье, — говорит она. — Если бы мне сказали, что я всю жизнь буду играть или в комедиях, или в трагедиях, я была бы очень огорчена. В любом жанре бездна всего, чтобы проявить свои актерские способности. А вообще, идеальный вариант для актера — это когда игра, театр, совпадают с жизнью, твоим внутренним миром, душевным состоянием”.
C интересом посмотрела я Ирину Лебсак в роли Эсмеральды в “Соборе Парижской Богоматери”. Режиссер Юрий Коненкин, работавший тогда в театре, тяготел вот к таким глобальным историческим спектаклям, с большими страстями, что-то у него получалось, что-то не очень, но недавно я пересмотрела телеверсию “Собора…” по “Хабару” и подумала, что недаром спектакль довольно продолжительное время привлекал публику. Эсмеральда в исполнении Ирины Лебсак, — наивная цыганочка, звеневшая в свой тамбурин в начале спектакля, в финале становится женщиной, умеющей любить, готовой пожертвовать всем ради любимого. В этом спектакле как-то особенно четко видно то драматическое начало в Ирине, которое когда-то подметил в студентке первого курса Р. С. Андриасян. И пусть действие пьесы происходит так далеко от нас — в другом времени, в другой эпохе, Эсмеральде — Лебсак веришь, сочувствуешь ей, переживаешь за нее. Наверное, такая высокая трагедия и нужна зрителю, чтобы в очередной раз задуматься о вечном.
— Должна вам честно признаться, что я — третья Эсмеральда, но в этом нет ничего страшного, — сказала Ирина. — Это так прекрасно — играть большую, страстную, высокую любовь… Конечно, очень важно, с каким партнером ты играешь на сцене, понимает ли он тебя.
— Я люблю партнерские глаза, хотя партнеры, конечно, бывают разные. Когда партнер хороший — учишься, как надо работать. Когда не очень — как не надо. Что касается нашего театра, то у нас всегда творческая обстановка на репетициях, на спектаклях. Я люблю абсолютно всех людей, с которыми занята в спектакле.
— Ирина, некоторым людям, далеким от театра, кажется, что жизнь актрисы — это сплошной праздник.
— Это труд, ведь работа над спектаклем не заканчивается после премьеры; с каждым спектаклем ты все лучше, больше понимаешь свою героиню, открываешь в ней новые черты. Пока спектакль жив — творческий процесс идет.
Ирина — человек очень самокритичный. Она любит вспоминать слова Азербайжана Мамбетова, который как-то сказал: “Ролей в своей жизни актеры могут сыграть много, а вот создать образов — мало”. Поэтому актриса часто бывает недовольна своей работой, считает, что нет пределов совершенству.
— Самое лучшее? Считаю, что только приблизилась к образу Наташи в “Трех сестрах”, Констанции в “Забавном случае”, Жасант в “Мужском роде”, Сулико в “Феликсе”…
Бывают, конечно, неприятные воспоминания. Так не получился у Ирины образ Маргариты в “Мастере и Маргарите” М. Булгакова, хотя это — одна из ее любимых героинь. Режиссер, приглашенный на постановку спектакля, не смог четко поставить задачи перед актерами, а, возможно, считает актриса, эта роль пришла к ней слишком рано.
Недавно, как сказала Ирина, она получила подарок судьбы. Ей досталась роль Клеи в трагедии “Эзоп”. Ирина — человек очень ответственный, поэтому сильно волнуется, пытается разобраться в противоречивом образе Клеи досконально.
— Мне хочется сыграть на сцене женщину, которая от низменных страстей переходит к настоящей высокой любви.
Как и для многих актрис, главной темой на сцене для Ирины является любовь. “Что бы я ни играла, все равно все это будет —
о любви. Я понимаю, что бывают разные уровни любви, но в данном случае я говорю о самой большой любви — к Богу. Именно через любовь к Богу мы играем любовь к миру, к людям. Я каждый день говорю: “Господи, спасибо тебе за то, что через тебя я люблю всех, кто меня окружает, и все, что меня окружает”.
Профессия актрисы, может быть, как никакая другая требует бережного отношения семьи. В этом плане Ирине Лебсак повезло. Ее муж Юрий Александрович Якушев — человек понимающий. Актер по профессии, прошедший школу бизнеса, он не так давно был приглашен работать директором театра.
Ирина очень боялась, что новая должность мужа будет им мешать. Вообще мысль о том, что Юрий станет директором театра, приводила ее в ужас: “Все будут думать: она жена директора, ей все позволено”. Галина Юрьевна Рутковская тогда ей посоветовала: “Ты, Ирочка, просто никогда не интересуйся, чем Юра занимается на работе”, и она старается этому совету следовать. По природе Ирина человек скромный, не любит шумных тусовок, “блистать в обществе”, говорит, что самое большое удовольствие ей доставляет общение с близкими людьми…
— У Ирины бывают перепады в настроении, — рассказал Юрий Александрович. — Когда все на работе получается, она ходит сияющая, глаза горят: “Кажется, я что-то нашла в роли!”. А иногда ходит раздраженная, и это время лучше ей дать пережить спокойно. Не лезть с вопросами. Возможно, человека другой профессии это выбивало бы из колеи, — такой “перепад температур”, но я хорошо понимаю актерскую психологию, этот процесс “самоистязания”.
В общем, Ирина понимает, как много ей дано от Бога, и успокаиваться на достигнутом не собирается. Она всегда в творческом поиске, и можно не сомневаться: главная ее роль, а, скорее всего много ролей, в которых еще глубже раскроется ее сценическое дарование, впереди!
Неожиданные вопросы.
— Как настроение?
— Отличное! Я теперь только так говорю. Объясню почему. Как-то я пришла на репетицию “Талантов и поклонников”, а Юрий Борисович Померанцев задает мне этот же вопрос. Я спокойно отвечаю: “Нормально”. Он посмотрел на меня как на чудовище, сказавшее ужасную глупость. Я поправилась: отличное! В другом состоянии к нему не репетицию приходить просто нельзя.
— Ты часто в себе сомневаешься?
— Рубен Суренович Андриасян говорит: “если бы сороконожка задумалась, с какой ноги пойти, она бы не тронулась с места”.
— Ты реалистка или живешь мечтами?
— Я иногда напридумываю себе что-то, намечтаю, ведь так хорошо в своем мире, а потом жизнь начинается, никуда от нее не денешься.
— Чего ты хочешь в жизни?
— Быть счастливой.
Ирине Лебсак
Кровей крутой замес и выпечка на славу.
Как страсть и педантизм друг с другом ужились?
И на поклоне, принимая крики “Браво!”,
В сомнении: “А все ли сцены удались?”
В. Турунтаев
|