Пятница, 22.11.2024, 04:21
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕАТРЫ КАЗАХСТАНА
Главная » Статьи » Театр » "Аплодисменты - мой рай и ад"

Наша профессия — миссионерская

Появление на сцене заслуженного артиста Республики Казахстан Ю. Н. Капустина в любой роли неизменно вызывает восторг зрительного зала, но если бы вы знали, какой это еще и великолепный рассказчик, какая многогранная интересная личность! Мы сидели в его гримерке и актер так прекрасно говорил о своей профессии, о ролях, так философски рассуждал о театре, что мы решили дать возможность читателю самому послушать этот монолог.

Детство
Заканчивал я школу в городе Уральске. Школа была с производственным обучением, там были прекрасные слесарные и токарные мастерские, автодело. Как все мальчишки, мечтал стать летчиком, поэтому в 9 классе отправился в планерную школу и начал летать на планере. Выше 50 метров не поднимался, но, тем не менее, это, считал, определило мое будущее призвание.
Поступил в авиационное училище в городе Уральске. Полтора года там проучился, а затем меня отчислили по состоянию здоровья… Что делать? Приехал к маме в Саратов — она тогда там жила — и пошел на авторемонтный завод, стал работать по профессии, которую получил в школе — токарем. Готовился поступать в политехнический…
Но тут я хочу отметить: еще в школе для меня, будущего летчика, существовал некоторый “запасной аэродром”. На уроках литературы я был иллюстратором. Читал с листа. Много играл в школьном театре. Когда заканчивал 10 классов, говорил себе: не поступлю в летное, пойду в театральное. И вот, когда с летным училищем произошел такой “обвал”, я прочитал в областной газете маленькое объявление: “театральное училище объявляет набор”. Пошел на экзамены и … поступил. Потом жизнь приготовила мне еще одно испытание: после очередной медкомиссии меня неожиданно признали “годным к летной работе без ограничений”. Но я уже свой выбор сделал, хотя до сих пор считаю, что полеты — ни с чем не сравнимое ощущение…
Первый восторг от театра
В Саратове был великолепный театр юного зрителя, который многие годы возглавлял Юрий Петрович Киселев. Хорошо помню сказку “Аленький цветочек”. Это было волшебство. Героиня по ступенькам спускалась во дворец к чудовищу и каждая ступенька светилась. Боже мой, там летали предметы!
Позднее я часто бывал в драматическом театре им. К. Маркса. Помните, в театре были оркестры? Когда начиналась увертюрочка, чуть вздрагивал и открывался занавес, и со сцены шел совершенно другой, очаровательный воздух, начиналось волшебство…
Первые роли
После окончания студии в Саратове весь наш выпуск пригласили работать в Ставропольский театр им. М. Ю. Лермонтова. Там есть знаменитый курорт Теберда, так вот нам всем главреж купил туда путевки, и мы начали репетировать сразу два спектакля. В “Ста четырех страницах про любовь” я играл штурмана Леву Карцева, и в “Соленом арбузе” — пьесе о строительстве железнодорожной ветки Абакан-Тайшет — комсомольского вожака. Когда актеры театра пришли из отпуска, эти два спектакля были уже готовы.
Потом меня ввели на роли сотрудника ЧК Хрусталева в “6 июля” и Майданникова в “Поднятой целине”, а в целом первый сезон закончился у меня большой работой — ролью Саши Адуева в “Обыкновенной истории”…
Как я попал в Алма-Ату
Так сложились обстоятельства, что нам с женой (я к тому времени уже женился), надо было куда-нибудь из Ставрополя уехать.
В Алма-Ату я написал наугад. Мне говорили: “Ты сошел с ума, ты не представляешь, там же верблюды по улице ходят!” Тем не менее я получил от Мара Владимировича Сулимова, он был главным режиссером театра им. Лермонтова, письмо с вопросами, ответил на него, и вскоре от него пришла телеграмма, что в театр я принят.
Прилетел я в Алма-Ату 2 августа, мне сразу понравился старенький городской аэропорт, потрясла огромная масса цветов и яблок. Потом с гастролей я каждый раз с радостью возвращался в эту зелень. Так оказалась моя жизнь связана с двумя театрами им. Лермонтова.
О ролях
Я не устал от профессии, меня тянет к зрителю. У меня нет любимых ролей. Все роли — наши дети, поэтому кого-то выделять, а кого-то оставлять на втором плане нельзя.
Как правило, я живу теми ролями, которые у меня в эксплуатации на данный момент, хотя у меня в репертуаре есть масса ролей, о которых любой актер может только мечтать: Гуськов в “Живи и помни”, Голубев в “Наедине со всеми”, Арбенин в “Маскараде”. Сейчас великолепный ролевой материал в “Цене”. Но вот что важно. Если в работе над той или иной ролью нет мученья, вряд ли что-нибудь получится. Мы просто обязаны мучиться над ролевым материалом, создавая тот или иной характер.
Капустин — режиссер
Как-то писатель Щеголихин меня спросил: “Юра, зачем вам надо ставить спектакли? Вы же действующий актер”.
Я подумал: в самом деле, зачем? В общем, у меня нет какой-то особой жажды ставить спектакли. Просто ходишь по этим улицам, общаешься, видишь, читаешь, и в тебе что-то накапливается, и это что-то начинает бунтовать. Появляется потребность в пьесе, в режиссерской работе. Я ставлю только то, что выстрадано.
Поставить пьесу “Двое на качелях” была инициатива моей партнерши Нины Жмеренецкой. В ответ на наше предложение много лет назад М. В. Сулимов сказал: “Ребята, если бы я брал эту пьесу в план, то ваши фамилии при распределении и не упоминал бы… Но раз вам так хочется работать, приготовьте одну сцену из спектакля. Тогда мы с вами и решим”.
Мы с Ниной 4 с половиной месяца репетировали одну из ключевых сцен спектакля. Потом показали свою заготовку режиссеру, и Мар Владимирович, я ничего не преувеличиваю, плакал. Еще через год и полтора месяца мы ему показали спектакль полностью.
Он был в репертуаре театра 13 лет. Я сменил два костюма, а моя партнерша — больше. Потому что мода скоротечна, а темы, которые поднимались в спектакле, — вечные.
Наша следующая работа — “Наедине со всеми” по пьесе Гельмана. Когда мы уже сыграли спектакль, Нина сказала: “Бог любит троицу, надо ставить третий спектакль”.
И через достаточно большой промежуток времени появилась “Двойная игра”.
Я ей говорил: “Нина, мы много умеем, хотя у нас уже есть ракушки, от которых надо избавляться, есть характер. Но в двойной работе телегу должны тащить оба. Нина — девушка с характером, иногда ей хотелось “потянуть одеяло на себя”, но потом все это прошло. Ее очень выгодно выделяет среди других актрис удивительная работоспособность и преданность театру. Она готова как негр вкалывать. Как партнер она надежна. Наша профессия так построена — ты для партнера, партнер для тебя. Тогда только что-то получится.
Встреча с Шекспиром
Первая встреча с Шекспиром состоялась у меня в Ставрополе. Я играл Освальда — дворецкого Гонерильи. Это был второй-третий сезон после вуза, я был беспомощен, мне хотелось, чтобы кто-то меня подбодрил, что-то подсказал, хотя я нормально репетировал и в то время был уже членом художественного совета. Когда худсовет закончился, я расплакался: “Все так много говорили и никто ничего не сказал про меня!”
“У тебя прекрасная работа!” — в конце концов сказали мне. Но я хотел большего, это же была моя первая встреча с Шекспиром!
Я хотел бы сыграть Ричарда Третьего, но понимаю, что вряд ли теперь моя мечта реализуется. Да и само желание со временем притупляется и уходит все дальше. Как правило, Ричарда Третьего ставили под знаком борьбы за власть, хотя, на мой взгляд, борьба за власть в пьесе Шекспира — это только следствие. Причина в другом. В первом монологе Глостер говорит: “Я был до времени рожден…”
О сказках
Спектакль “Пока она умирала” по пьесе Птушкиной — сказка. А почему мы боимся сказок, ведь вся наша жизнь по сути дела — тоже сказка. Очень плохо, когда человек превращается в компьютер, когда начинает все просчитывать.
В программке спектакля “Пока она умирала” написано “комедия”, но, на мой взгляд, это грустная комедия. Она с ностальгией по добру, по человеческим отношениям. У моего героя есть все — деньги, дача на Канарских островах, любимая профессия, но нет самого главного — местечка, куда можно приложить голову, уха, которое могло бы тебя выслушать, поэтому в данном случае хорошо, что наш спектакль — сказка.
Мы говорим в нем об одиночестве. В любом возрасте человек проходит через испытания одиночеством, а это жуткое ощущение, когда ты один, на обочине, никому не нужен… Человек вообще на этой грешной земле живет в мире иллюзий. Обстоятельства что-то ломают, во что-то вмешиваются, не всегда получается так, как хочется… А на сцене иллюзия — это хорошо.
Кроме того, у нас в спектакле собралась хорошая актерская компания, мы радуемся, когда встречаемся друг с другом.
Тема актера и тема театра.
Вся драматургия, на мой взгляд, построена на взаимоотношениях мужчины и женщины. По большому счету, никого не интересуют социально-экономические, производственные вопросы, кроме того, мы все это уже проходили…
Идеальный пример здесь “Маскарад” Лермонтова. В театре “Бенефис” я играл роль Арбенина. Пьеса эта удивительна хотя бы потому, что очень молодой человек смог написать такое гениальное произведение, глубоко проникнуть во взаимоотношения мужчины и женщины. Но классик потому и классик, что у него масштаб большой. Нет мелких страстей, тем, желаний, конфликтов, у него все крупно.
У меня такое ощущение, что я как будто вчера отравил Нину, накрыл ее большим шарфом, и задул свечу…
О перевоплощении
Я довольно своеобразно отношусь к самому факту перевоплощения актера. Когда я перевоплощаюсь, это совсем не значит, что зритель должен увидеть на сцене человека, не похожего на Юру Капустина. Все равно, желает он этого или нет, он все равно меня увидит таким, какой я есть. Сколько бы я ни заклеивал нос, ни приклеивал бороду, усы, парик, ничего это не изменит… до одного момента.
Да, при работе над ролью я использую свои данные, я исхожу от себя. Но я пытаюсь совершать поступки героя. И как только я их освою достаточно массированно, что ли, тогда меня нельзя будет узнать. Мне станут говорить: “Зачем вы роль отрицательную взяли? Вы же в жизни не такой!” Все правильно. Я же на сцене совершаю не собственные поступки, а поступки моего персонажа. Перевоплощение случится тогда, когда я уйду в поступках героя как можно дальше от собственной сути.
В искусстве драматического актера не должна присутствовать обманка.
Как только я получаю ролевой материал, для меня не существует местоимения “он”. Есть только местоимение “я”. И я вместе с персонажем в предлагаемых обстоятельствах пытаюсь пройти по его дороге путем проб и ошибок.
Вот если я так к этому буду относиться, глядишь, что-то, возможно, и сотворю умное, построю образ, характер.
Мне не нравится драматургия-анекдот. Мне нравятся серьезные роли, в которых есть за что побороться. Все мои герои, во всяком случае, не однозначны. Мерки, с которыми
я подхожу к своим героям, многогранны. Жизнь — она не простая штука, не прогулка…
О современности на сцене
Мы должны разговаривать со сцены сегодняшним языком, жить сегодняшними страстями. Не надо пытаться реставрировать время, ведь сейчас совсем другие темпо-ритмы.
Классический пример современного классического спектакля для меня “Мещане” Г. Товстоногова в БДТ. Прошли десятилетия с того времени, как М. Горький написал свою пьесу, а что изменилось? Посмотрите на градус конфликта! Во взаимоотношениях людей есть вечные темы в любые времена.
Говорят: все развивается по спирали. Фигня! Все развивается по кругу. Меняются моды, прически, лица, выражения, и все возвращается на круги своя…
Раньше, как известно, режиссер в спектакле говорил подтекстом, потому что многое нельзя было произносить вслух. Сегодня средства массовой информации дают столько “чернухи”, что театру совсем не нужно к ней обращаться, тащить ее на подмостки.
Театр должен быть красивым. Он должен показывать все то доброе, великое, что есть в нашей жизни. Это не значит, что мы должны только лить зрителям сладостный сироп. Мы — дети своего времени, живем в его проблемах, а театр во все времена существовал для того, чтобы давать пищу для размышления, помогать людям. Наша профессия — миссионерская. А политикой театру заниматься не надо…
О молодежи и театре
Я обратил внимание: последние три-четыре года подростки пошли в театр. И не только девочки, но и мальчики, что еще более удивительно. Причем стали ходить не в целом на спектакли, а на отдельных актеров. Во многих квартирах сегодня есть видеомагнитофоны, можно купить любую кассету, а человека потянуло в театр. Ему хочется сострадать, ведь драматическое искусство основано на сопереживании.
Бьется актерский пульс, создается аура спектакля. Это ощущение ни с чем не сравнить и ничем не заменить. Театр никогда не погибнет. Возможно, он будет проходить через всякие катаклизмы, изменения, но будет жить…

Юрию Капустину
Ум, порох и огонь слились единым целым,
Способным сдетонировать с одной лишь спички.
Для серости всегда имеются пределы,
Талант, как правило, ничем не ограничен.
В. Турунтаев

Категория: "Аплодисменты - мой рай и ад" | Добавил: Людмила (12.09.2015)
Просмотров: 683 | Теги: Юрий Капустин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Театр им. Лермонтова [26]
Театры Казахстана [38]
"Аплодисменты - мой рай и ад" [17]
Авторы: Людмила Мананникова, Татьяна Темкина. Книга выпущена в издательстве «Жибек жолы» в 1998 г.
"Объяснение в любви" [9]
Людмила Варшавская. РИИЦ «Азия». 2008 г.
"Я родом из ТЮЗа" [45]
Людмила Мананникова. Типография «Искандер». 2010 г.
Портреты [6]
Персональный блог Людмилы Мананниковой [7]
Русский театр драмы им. Горького [5]
Астана-опера [12]
Персональный блог Миры Мустафиной [6]
Артишок [4]
Театр оперы и балета им. Абая [5]
Персональный блог Юрия Каштелюка [10]
Персональный блог Елены Брусиловской [10]
Память [4]
Новости Росконсульства [11]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ" [1]
Книга "ПЬЕСА ПРОЧИТАНА. ЖДИТЕ ПРЕМЬЕРЫ". Автор - Людмила Мананникова. 2016 г. Посвящается 70-летию ТЮЗа им. Н. Сац.
Вход на сайт
Поделиться
Поиск
Теги
2-й Республиканский фестиваль нацио 2-й Республиканский фестиваль нацио ARTиШОК Евгений Попов Ирина Лебсак Александр Зубов «Коляда-plays» Нина Жмеренецкая Владимир Толоконников Булат Аюханов Евгений Жуманов Рубен Андриасян Алена Боровкова арт-убежище «Бункер» арт-галерея «Белый рояль» Анель Айбасова Айсулу Азимбаева Людмила Мананникова «Токал» Татьяна Костюченко «Конец атамана «Бакшасарай «Алматы – это мы. История нашего го Hadn’t tea ТЮЗ им. Н.Сац Акмарал Кайназарова Евгений Прасолов арт-галереz «Белый рояль» галерея «Вернисаж» Геннадий Балаев Арт-убежище Бункер Никита Коньшин Юрий Померанцев Сергей Попов «Астана Арт Фест – 2016» Art Stage Singapore Астана Опера Анимационный фильм «Қазақ Елi» «Панночка» «Примадонны» Адам Рафферти Алексей Орлов «Встречи в России». Анна Герман «Наследие» Арт-галерея «Бакшасарай» Ер-Тостик Артишок Кармен дон кихот звездный мальчик Алтынай Асылмуратова Александр Ермоленко Анастасия Кожухарова Батырхан Шукенов ART-убежище Bunker «Письменный сон» Спящая красавица Алматы - 1000 лет Владимир Высоцкий «корсар» Астана-Опера Муха-Цокотуха Айша Абдуллина Михаил Токарев Примадонны Cултан Усманов Алдар Косе «Абай» Татьяна Тарская ТЮЗ им. Мусрепова Игорь Ермашов День России Александра Качанова Артем Селезне Ольга Коржева пушкин Ангаров Султан Усманов Герольд Бельгер МАУГЛИ VII Международный фестиваль театрал Артем Иватов Наталья Лунина Ольга Бобрик Евгения Василькова Евгений Онегин Абрам Мадиевский Виктория Тикке Академический театр танца под руков Надежда Горобец Гавриил Бойченко Абиш Кекильбаев Алые Паруса «Жижи (Страсти на Лазурном берегу) Александр Островский Абай Ансамбль Светоч Аркадий Гайдар Аркадий Райкин
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz