Занавес открывается, на сцене мы видим немолодую женщину. Жизнь ее не сложилась, она осталась одинока. Живет со своей старой матерью, прикованной к инвалидной коляске. Действие в спектакле “Пока она умирала” начинается в полутьме, в такой обстановке, собственно, и протекает вся жизнь Татьяны, но в ходе спектакля с героиней начинают происходить просто невероятные события…
Заслуженной артистке РК Наталье Долматовой нравятся разные роли, она обожает характерные, где может “развернуться”. Актриса не боится быть на сцене старой, некрасивой внешне, ведь самое главное — внутренняя суть человека…
Первое потрясающее впечатление от театра, как и многие из нас, школьница Наташа Долматова получила в ТЮЗе, — вместе с одноклассниками ходила в культпоход на “Белоснежку и семь гномов”. Любознательная девочка, она никак не могла представить, как артисты будут играть маленьких гномиков, а когда по залу побежали “взрослые дяденьки”, сначала испытала шок. Потом увлеклась, забылась, сопереживала вместе с героями спектакля и впервые поняла условность театрального действия…
С тех пор театр стал привносить в ее жизнь праздник. Ей нравились сказки, необыкновенные превращения, чудеса, и, конечно же, она верила, что все актеры без исключения — прекрасные, чистые, добрые люди, иначе как они могли бы сыграть своих замечательных героев?
В глубине души считая себя необыкновенной, в артистки Наталья идти не собиралась, ведь каждый мальчик мечтает стать космонавтом, а каждая девочка — артисткой, говорили ей. А она была не такая, как все. На отлично закончив 8 классов, поступила в энергостроительный техникум. Потом, правда, очень удивилась, узнав, что будет электриком, но делать было нечего — сама выбрала учебное заведение. Начала учиться, причем делала это, как все в жизни, добросовестно. “Есть люди, у которых дар учиться всю жизнь. Я из таких”.
Как-то в техникуме организовали КВН между курсами, и она исполнила сценку из репертуара Геннадия Хазанова, только не про кулинарное училище, а про их техникум. Всем понравилось: “Ты — прирожденная артистка”, и у нее появился “театральный зуд”…
Но решение пойти в театральную студию пришло позже, после двух лет работы на производстве.
— В конце концов, хотя бы точно скажут, есть у меня театральные способности или нет, стоит идти в артистки или нет.
К собственному удивлению, экзамены Наташа сдала успешно и в студию поступила.
Курс вел Юрий Борисович Померанцев. Наташа благодарит судьбу, что попала именно к нему — удивительно тактичному человеку (со студентами он общался только на Вы), интеллигенту, прекрасному актеру.
— Это было так замечательно — театр!
Правда, потом начались некоторые разочарования. Пелена с глаз — все актеры — идеальные люди, а театр — это святилище — спала, была даже попытка уйти. Юрий Борисович ее отговаривал: “Не торопитесь, Наташа, это бывает со всеми, уверяю вас — все станет на свои места”. И, действительно, Наташа помудрела, поняла, что жизнь многогранна, в ней есть и свет, и тени… Драматическое искусство ей нравилось все больше и больше, и в конце концов, как обещал Юрий Борисович, все уладилось.
Наташа поняла: она нашла что искала. Еще будучи студенткой выходила на сцену в спектакле “Вестсайдская история” в массовке. Все студенты тогда старались как могли: танцевали, пели под фонограмму.
Закончив студию, Наташа испытала второе потрясение от театра. Шел спектакль “Двое на качелях”, в котором играли всего два актера — Юрий Капустин и Нина Жмеренецкая. Почти в шоке от увиденного, от встречи с искусством, с прекрасным, вместе с остальными актерами она подошла к гримерке Юрия Николаевича, чтобы выразить ему свою благодарность, восхищение и … не смогла зайти. Стояла около двери и понимала: если увидит его лицо, расплачется на глазах у всех…
Понятно, очень переживала, когда ее вводили в спектакль “Муж и жена снимут комнату”: ведь ей надо будет играть с самим Капустиным, перед которым она преклонялась. Тем более, что он к тому же был ее педагогом: преподавал в студии сценическую речь. Первые спектакли были мучением. Наташа волновалась: “А вдруг скажу что-то не так, не то, помешаю, сорву сцену…”
Со своим Учителем Юрием Борисовичем Померанцевым Наталья играла в “Собаке на сене”, пьесе очень известной, классической. Сначала одну из служанок ¬— Анарду, потом Марселлу. Ворвалась в спектакль стремительно. На гастролях во Фрунзе заболела артистка, играющая Марселлу, и нужен был срочный ввод. Дали роль и сказали: учи. Учила всю ночь.
С самого начала и по сей день к ролям у Наташи отношение профессиональное и немного ученическое. К каждой готовится она так, как будто это последняя роль в ее жизни: надо выложиться, отдать все. Ей когда-то поручили роль Конька-Горбунка. Как учили их в студии, она со свойственной ей скрупулезностью, написала биографию Конька, разобралась, кто были его “мама и папа”, что он хочет в жизни, первое время вообще на репетиции с тетрадками ходила, “подсматривала” жизнь своего героя… Кстати, уже играя в театре, Наташа закончила факультет журналистики КазГУ. Сейчас в свободное от театра время она пишет сценарии, иногда это приносит небольшой заработок, да и работа сценариста ей нравится.
Читаю характеристику молодой артистки Натальи Долматовой, написанную 15 лет назад.
“В первые годы ею сыграны роли Моники Твиг в “Скандальном происшествии с мистером Кэттлом и миссис Мун” Дж. Пристли, Зои в “Гнезде глухаря” Виктора Розова. Творческими удачами актрисы стали роли Нелли, Беткен, Анны в “Тиле” Григория Горина. В этой работе актриса умело сочетает углубленный психологизм каждого своего образа с общей народно-буффонадной тональностью всего спектакля…. Первая встреча молодой актрисы с русской классикой — ролью Марины Николаевны в пьесе “Расточитель” Н. Лескова раскрыла ее новые возможности — умение в небольшой по объему роли ясно проявить сложную судьбу своей героини…
Спектакль “Амадей”, поставленный лермонтовцами на Малой сцене, был просто потрясением в моей жизни. Больше 14 лет он шел на сцене с постоянным аншлагом, и, без сомнения, успеху этому способствовала и Наталья Долматова в роли Констанции — так гармонично вошла она в тот далекий век, в то время, в жизнь Моцарта с его легкой летящей музыкой… “Над миром он царит в тот миг. Легко мелодия летит. И век фальшивый, как парик, за эту легкость отомстит…”
На традиционный журналистский вопрос о самой любимой роли Наташа не знает, что ответить. Нет, она не могла бы ограничиться только одной ролью. Ей не очень понятно, когда говорят: “Сыграть Гамлета и умереть”. Хотя и Гамлета она сыграла бы, и короля Лира, ей все нравится, — чем больше психологических ходов, тем интереснее. Главное — она хочет Много Работать.
— Я просто обожаю характерные роли. Люблю смеяться и люблю, когда публика смеется, люблю комедийные ситуации на сцене. Мне нравится, когда на сцене возникает ситуация, которая не была запланирована режиссером, и приходится выкручиваться…
Сегодня она преподает в Академии искусств и учит студентов: “На сцене нет невозможного. Нужно уметь делать все, что тебе сказал режиссер”. Единственное, что, на ее взгляд, преодолеть актеру практически невозможно — это барьеры, наставленные плохой режиссурой. К счастью, подобных режиссеров на ее пути встречалось немного.
Всегда подарок для актера — роль классического репертуара. Наташа с удовольствием играет в пьесах А. Островского, И. Тургенева, А. Чехова.
В “Трех сестрах” она сыграла Машу.
— У меня были две такие работы: только прочитала роль, и все мне стало ясно. Констанция в “Амадее” и Маша в “Трех сестрах”. Говорят, такое бывает у актеров. Я видела, какие у моих героинь глаза, как они ходят, о чем они думают, от чего страдают… Когда я готовила роль Маши, боялась только одного. У нас некоторые актеры любят говорить про чужие роли, и я их понимаю. Если к тебе пришла мысль, хочется обязательно ее высказать, иначе ты ходишь какой-то беременный. Не выплеснешь ее, она так и будет тебя преследовать. Так вот после первой читки я подошла к Рубену Суреновичу и попросила: “Не давайте говорить много по характеру моей роли. Я его “поймала” и боюсь сбиться”. И он меня оберег.
Маша в исполнении Натальи Долматовой — сильная женщина, цельная натура, она не стесняется своего чувства, не прячет его. Это прямой, честный, искренний человек, и зритель, видя эту правду чувств, сопереживает своей героине …
Говорят, скажи, что тебе нравится, кого ты любишь, и я скажу, кто ты. Мне многое стало понятно в актрисе Наталье Долматовой, когда она сказала, что ей нравится актриса Людмила Гурченко.
— Гурченко подвластны все роли. Она — и то, и другое, и третье, и десятое. На мой взгляд, это одна из самых лучших актрис.
Я люблю и Марину Неелову, и Зинаиду Шарко — глубоких актрис, которые могут многое, не зацикливаются на одном, все время в поиске, которым всегда всего мало…
— Чтобы правдиво сыграть своего героя, — говорит Наташа, — в первую очередь, надо понять, что у него болит, найти эту самую “болевую точку”. Я хочу, чтобы зрители, сидящие в зале, эту боль поняли, полюбили, простили мою героиню. И неважно при этом, права она или не права.
В спектакле “Звезды на утреннем небе” Н. Долматова сыграла проститутку. Работая над ролью, Наташа думала, почему ее героиня ведет такой образ жизни. Что это для нее — способ зарабатывания денег, возможность развлечься и “жить красиво”? Или это яма, в которой она оказалась по несчастью, а теперь карабкается и не может из нее выкарабкаться? Поняла, что в “профессию” ее героиню толкнула тяга к красивой жизни, мишуре, тряпкам, косметике. А на самом деле она неплохая девчонка, которая умеет мечтать, любить. По ходу спектакля она встречается с человеком, которого с ней объединяет болезненность их душ и … романтичность… Чем дальше, тем больше зритель любит ее героиню, прощает ее.
Героини Долматовой всегда современны. Сегодня быть на сцене современным — значит говорить со зрителем о вечных ценностях — любви, преданности, патриотизме, честности перед самим собой и перед обществом, в котором ты живешь.
Для этого заслуженная артистка Республики Казахстан Наталья Долматова каждый вечер и выходит на сцену.
Н. Долматовой
Сверкая всеми гранями таланта,
Над залом устанавливая власть,
Несешь ты гордо флаг комедианта,
И роль, и пьесу обращая в страсть.
В. Турунтаев
|