Сказочно-лирическое отступление от темы
Наташа любила театр с самого раннего детства. Может быть потому, что окна ее дома выходили на окна театра, и день за днем она видела ту предпраздничную атмосферу, которая сопутствует началу каждого спектакля. Принаряженных зрителей, несущих букеты цветов, поиски лишних билетиков, тревожное ожидание встречи с Чудом…
Театр, рядом с которым жила Наташа, был детским, поэтому она часто видела взволнованных мальчишек и девчонок, крепко держащихся за мамину руку.
Понятно, никаких сомнений в будущей профессии у нее не было: она будет актрисой и только актрисой! Как Татьяна Доронина или Алиса Фрейндлих.
Но, к сожалению, когда ей исполнилось десять лет, детский театр переехал в другое здание и сцена опустела. И вот однажды она проникла в пустой театр и поднялась на сцену, которая казалась ей теперь огромной, пустой и холодной…
Но вдруг она услышала какой-то шорох и спряталась за королевский трон, оставшийся после какого-то спектакля.
На сцене собирались люди.
– Я собрал вас, господа, – сказал один из них – бледный, красивый юноша с лицом, искалеченным шрамами, – чтобы открыть наше очередное совещание…– Брось, Артур, – перебило его существо в сапогах, похожее на кота, – называй нас всех товарищами. Мы, конечно, собрались здесь из разных стран, сказок и эпох, но тем не менее многие годы были с вами товарищами по общему делу. Мы появлялись каждый вечер на сцене, чтобы вдохновлять наших зрителей, заставлять их думать, страдать, восхищаться, наслаждаться театральным действом. Иногда у нас получалось это хорошо, даже, без ложной скромности скажу, очень хорошо, иногда не очень – не все артисты и режиссеры одинаково талантливы, но мы делали одно общее дело и были счастливы. А что сейчас? Нас покинули артисты, я кое-как нашел свои потрёпанные сапоги и эту проржавевшую шпагу, чтобы прийти на совещание в форме. А что творится за пределами театра? Дети почти перестали к нам ходить. Вместо того, чтобы читать книги и думать о высоком, они смотрят с утра до вечера телевизор… Взрослые забыли о возвышенных идеях, и главным мерилом в жизни для них стали деньги…
Тут Наташа поняла, что на сцене собрались герои всех ее любимых спектаклей. Овод, Саня Григорьев, Ромео и Джульетта, Кай и Герда, Золушка, Кот в сапогах, Белоснежка в сопровождении семи гномов, Митрофанушка со своими учителями Вральманом и Цыфиркиным,
– Я согласен, – сказал Кай, – действительно, в жизни сегодня творится черт знает что. В случае необходимости можно послать телеграмму Снежной Королеве, она приедет и со всем этим безобразием быстро разберется…
– Ну зачем же так сразу Снежная Королева… – перебила его Белоснежка, – возможно, что-то сделать и в наших силах, вот мы тут с гномами посоветовались…
– Любовь и только любовь, – сказал Ромео, – только она в состоянии спасти мир от надвигающейся на него чумы нелюбви, жадности и корыстолюбия…– и крепче обнял Джульетту.
– А на мой взгляд, не так уж все и плохо, – пожал плечами Митрофанушка. – Теперь наконец я могу не учиться, а жениться. На дочке банкира. А за диплом заплачу. Причем, за самый престижный…
– Прав, Митрофан, прав, – поддержали своего ученика Вральман и Цыфиркин, – а нам уже пора уйти на заслуженный отдых и заняться репетиторством. Митрофанушек сегодня развелось великое множество, работы хватит…
– А как же те великие идеи, за которые сражался театр? – возмутился Артур-Овод. – Неужели зря каждый вечер я страдал, когда меня вели на расстрел? Я был уверен, что юные зрители меня любят, что они вырастут добрыми, честными, справедливыми, патриотами своей родины… А не эгоистами, для которых важно лишь собственное процветание.
– Увы, – согласился Кот в сапогах, – девиз «сам погибай, а товарища выручай» совсем забыт. Лжецов, воров и приспособленцев сегодня больше, чем мышей, но я, конечно, готов в любой момент вызвать их на дуэль!
– Успокойся, Котик, – ситуацию в свои руки решила взять Золушка… Главное, давайте хорошо подумаем. Не может быть так, чтобы не было выхода из создавшегося положения… В конце концов, у нас есть Фея и Паж, маленький волшебник, со дня первого спектакля он уже многому научился…
– Брось ты эти свои сказки, ни одной Фее сегодня не справиться с тем, что творится вокруг, – сказал Саня Григорьев. –Такое ощущение, что все мы находимся не в центральной части города, а в Арктике. – Но мы не должны падать духом. Мы не можем предавать своих учителей – Андерсена, Шарля Перро, Фонвизина, Шекспира… А Вениамин Каверин, Евгений Шварц, Анатолий Алексин, Виктор Розов, Алексей Арбузов, наконец! Не может быть, чтобы люди забыли, что они люди, думали только о деньгах, а не о благородных делах…
Ночной спор затянулся… И никто не заметил, как бледная тень – то ли рабочий сцены, то ли вообще посторонний человек, незаметно пробравшийся в театр, бросил в кучу бумаги тлеющий окурок, и театр загорелся. Горели деревянные декорации, реквизит из папье-маше, горели фойе с портретами актеров и старый потрепанный занавес… Если бы внимательный наблюдатель присмотрелся к пожару, он наверняка бы заметил призрачные силуэты, поднимающиеся над ним. А возможно, это дым принимал такие причудливые очертания. Здание театра было очень старым и давно не ремонтировалось, противопожарная система не функционировала. Приехавшие на вызов жильцов соседнего дома пожарные ничего сделать уже не смогли.
Когда Наташа проснулась рано утром и по привычке выглянула в окно, на месте ее любимого театра было только пепелище…
А потом место, на котором располагался театр, огородили высоким забором, и там построили очередной в городе небоскреб.
На экзаменах в театральный институт Наташа провалилась – никаких способностей у нее не обнаружилось, она поступила в университет иностранных языков и получила специальность переводчицы французского. Только иногда она вытаскивает из своего тайного закутка толстую папку с театральными программками и перебирает их… И ей кажется, что ее любимые герои Овод и Саня Григорьев, Золушка и Кот в сапогах, Кай и Герда разговаривают с ней…
У Наташи подрастает маленькая дочка, и она скоро поведет ее в детский театр.
Кто знает, может, они, ее любимые герои вместе с театром перебрались на другую сцену и по-прежнему проводят там свои совещания? По-прежнему надеются, что их труд не был напрасен, что Любовь, Доброта, Красота, Справедливость в нашей жизни восторжествуют…
|