Толеш Мажикеев, советник директора Алматинского областного института профессионального развития кадров работников образования.
Мое открытие ТЮЗа произошло при довольно необычных обстоятельствах. Шла война. Я учился во втором классе. Начальные классы в то время почему-то располагались в здании консерватории. И вот однажды мы с ребятами вышли из школы и увидели совсем рядом фашистские танки. Очень перепугались: «Неужели война дошла до нас?» Нам объяснили: «Идут съемки фильма «Она защищает Родину». Облегченно вздохнули. А через некоторое время мы узнали, что в нашем городе появился свой детский театр.
Первым нашим спектаклем был «Осада Лейдена» по пьесе Исидора Штока. Этот спектакль мы смотрели раз десять. Думаю, что пьеса была выбрана очень удачно, она сразу привлекла в театр юных зрителей. Глубокая старина, Лейден – город из немыслимо далекой от нас Голландии. Крепости, лестницы, по которым взбираются актеры, сплошная романтика… С ума сойти можно!
Нам, мальчишкам, очень нравилось, что в этом спектакле герои сражаются на шпагах, потом мы у себя во дворе устраивали такие же сражения. Сразу же обратили внимание на артиста Юрия Померанцева. Он был тогда очень молодой, симпатичный, высокого роста. Мы, малыши, разузнали, где актер живет, ждали, когда он утром выйдет из дома, и протягивали ему руку, он тоже протягивал её нам в ответ. И совсем не зазнавался!
Позднее, когда я смотрел фильмы с участием Юрия Борисовича, особенно «Наш милый доктор», то всегда вспоминал, каким он был в молодости, и отмечал, что он почти не изменился.Затем появился спектакль «Недоросль». Мы тогда в школе только начинали изучать Фонвизина, и нам было очень интересно смотреть, как актеры играют на сцене. На спектакль мы приходили всем классом.
Еще нам понравился спектакль «Молодая гвардия». Шел уже примерно 1949 год. Только недавно вышла в свет книга Фадеева, фильма еще не было.
Тогда же, как сейчас помню, в театре появилась крутящаяся сцена, что для нас, ребят, было удивительно. И сейчас перед моими глазами стоит эпизод из спектакля «Молодая гвардия»: сначала в одной комнате появляется фашистский генерал, потом сцена крутится и навстречу ему идет Олег Кошевой… Очень сильно была поставлена сцена, когда молодогвардейцев бросают в шахту, а рядом стоит скорбная масса людей… Зрители плакали.
Увы, нынешние школьники вряд ли назовут имена молодогвардейцев: Любку Шевцову, Сергея Тюленина, Ваню Земнухова, других героев Великой Отечественной войны, биографии которых многие поколения советских ребят знали наизусть. Это очень грустно.
В ТЮЗе после войны появились первые новогодние елки, что для нас, ребят, было большой радостью. Не помню, кто исполнял роли Деда Мороза и Снегурочки, а Шута помню – его играл наш любимец Юра Померанцев. Потом, когда уже гораздо позднее я водил в театр Лермонтова гостей, которые приезжали к нам в Алматинский областной институт усовершенствования учителей из разных городов Советского Союза, они, не зная моей детской привязанности к актеру, восхищались Юрием Борисовичем, и я был очень рад этому.
Незабываемые это воспоминания: театр и детство. Когда занавес открывался, мы видели красивые декорации и всегда аплодировали. Помню, как мы восхищались сказками «Морозко», «По щучьему веленью». Я бы сказал, что сказки мы вообще впервые увидели на сцене ТЮЗа. Сказочные мультфильмы появились позднее, мы, ребята, их сравнивали, и сравнение это было в пользу ТЮЗа: с артистами сказки лучше, потому что герои в них – живые!
Потом мальчик из нашего двора Ваня Курский, который возглавлял походы мальчишек на спектакли, стал артистом русского драматического театра. Ваня был хорошим комедийным артистом, снимался в фильмах, но умер, к сожалению, рано.
Когда ребята собирались во дворе, мы «ставили» спектакли, которые шли в ТЮЗе. У нас был один большой двор в квадрате улиц Масанчи, Абая, Курмангазы, Кашгарская, и в ТЮЗ мы, как правило, ходили группой. С вечерних спектаклей возвращаться домой было не так страшно, как в одиночку.
ТЮЗ в то время был для нас настоящим «сказочным царством», причем в этот театр всегда ходило больше зрителей, чем в другие театры города. Большое значение имело и то, что там вместе работали две труппы – русская и казахская. Особенно мне нравилась сказка «Алтын сака». Нам, городским школьникам, не знавшим сельскую жизнь, казахского языка, было очень интересно знакомиться с казахскими традициями, обычаями. В некоторых спектаклях, например, в «Мятеже» Фурманова, принимали участие актеры из русской и казахской труппы одновременно. Это было для нас прекрасным интернациональным воспитанием. Не знаю, из каких соображений ТЮЗ потом разделили на две части, думаю, что об этом сожалеют многие.
В нашем дворе, кстати, жил мальчик Вова Жириновский, большой любитель театра. Он всегда агитировал нас идти в ТЮЗ, умно говорил о спектаклях. Много занимался, очень хотел поступить в МГУ и стать юристом. Был тихоней, ни с кем не ругался. Я помню о нем только хорошее. Вера – старшая сестра Вовы – дружила с Ренатой, моей соседкой по квартире. После окончания школы Вера уехала в Ульяновск и вышла замуж за артиста… Ну а что касается лидера ЛДПР, то мне очень жаль, что сегодня он стал таким, каким мы его знаем по нынешним высказываниям в Думе.
Все мы, ребята, тогда очень много читали. Если у кого-то вдруг появлялась интересная книга, ее передавали из рук в руки. Это нам помогало развиваться, духовно расти. По литературе мы получали только четверки и пятерки. Сейчас, по истечении стольких лет, я думаю о том, какую огромную роль сыграл Театр юного зрителя в нашем становлении, духовном возмужании. Прежде всего, мы полюбили литературу. В девятом классе мы изучали «Вишнёвый сад» Чехова, и когда в ТЮЗе появился спектакль, все дружно пошли в театр. Нам было очень интересно: что же поставят на сцене артисты? Потом также дружно, всем классом, смотрели «Ревизор», «Горе от ума».
Не помню, какой актер играл Чацкого, но до сих пор помню его возглас: «Карету мне, карету!»
Елизавета Тихоновна Петрова, учительница русского языка нашей 25-й школы, восхищалась тем, как мы умели смотреть спектакль, а потом передавать свое мнение о нем. Думаю, она сама нас этому и научила. Сейчас, к сожалению, дети мало читают книг, только смотрят телевизор. Спрашиваю мальчика: «Войну и мир» читал?» «Нет, – отвечает, – смотрел». На уроках литературы вместо пьесы А. И. Островского «Бесприданница» теперь обсуждают картину Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
Конечно, многое здесь зависит от самого учителя и его кругозора.
В нашем 10-м «А» классным руководителем была Елена Михайловна Блиндер. Ребятам она приносила читать книги из своей личной библиотеки. В школьной библиотеке книг тогда было мало, и мы записывались порою в 5-6 библиотек – везде, куда можно. Когда началась подписка на избранные сочинения классиков, мы стояли в очередях, чтобы подписаться на Чехова, Горького, Островского.
Детская любовь, детские пристрастия очень часто сохраняются на всю жизнь. Так я через всю жизнь пронес свою любовь к театру, к драматургии.
Очень здорово, что долгое время в театре сохранялись традиции, заложенные Наталией Сац. Она умела сплачивать коллектив. Там была не только дисциплина, там было главное – общее дело. В театре работали не просто актёры, режиссеры, художники, бутафоры, рабочие сцены, там вдохновенно трудились люди, влюбленные в детский театр.
Я желаю нашему Театру юного зрителя, чтобы он еще много лет радовал своих зрителей – детей и взрослых – своим искусством. Чтобы ТЮЗ существовал вечно, потому что юные зрители есть всегда, а театр, как сказал в свое время Александр Герцен, это «высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
|