Евгений Дубовик работает в Театре для детей и юношества Казахстана с 2001 года и уже сыграл в нем более 30 ролей. Среди них Стибор Милан в спектакле «Такая любовь» по пьесе П. Когоута, Чацкий в «Горе от ума», Гарольд – в «Гарольд и Мод», я уже не говорю о многочисленных сказках…
Конечно, было интересно познакомиться с Евгением поближе, узнать, откуда он родом, как ему нравится работать в детском театре, каковы его планы.
Как и многие мужчины-актеры, с детства Женя в театр не собирался, в отроческих и юношеских мечтах никогда не мыслил себя артистом. У него были совсем другие планы. Родился и вырос в городе Таразе, в семье рабочих, в театр ходил только во время школьных культпоходов.
Отец мечтал, чтобы Женя продолжил рабочую династию семьи, работал на заводе, он и пошел сначала на завод, и, надо сказать, добился там хороших результатов. Повышал квалификацию, управлял тремя станками, на заводе ему нравилось.
Но вдруг в жизнь молодого рабочего вмешался «его величество случай». В городе создали молодежный театр, сокращенно ТЕАМОЛ, туда поступила сестренка, и как-то она попросила: «Женя, там надо бои поставить, придешь, поможешь?» «Да не вопрос», – ответил Женя. – И пошел в театр. И… затянуло.
Первым его спектаклем была рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Евгений там играл Трехпалого. Музыка звучала там еще на бобинном магнитофоне.
Руководитель театра что-то в Жене нашел и предложил: «А почему бы тебе не пойти учиться на актера? Уверен, получится». Времена в стране наступили голодные, на заводе зарплату не давали, жить стало тяжело, но родители, когда Евгений заикнулся на тему театра, вообще его не поняли: «Куда-куда ты собрался?» Но Женю словно уже вел по жизни кто-то свыше. Это его дело, почему-то был уверен он, ему там будет хорошо. С тех пор Евгений своей интуиции доверяет полностью. В общем, после недолгих колебаний он поступил в таразское культпросветучилище, сейчас это Центральный колледж культуры и искусства – на отделение «актер театра драмы», параллельно со специализацией «организатор массового досуга».
Завод Евгений и сейчас вспоминает тепло: это его юность, но главным делом своей жизни считает театр.
После окончания училища Евгения приняли в Таразский областной драматический театр. «Сейчас я думаю, что многие спектакли, которые мы там играли, не проиграли бы на алматинском фоне, и даже на московском, – говорит он. – Я теперь понимаю, что там была хорошая школа».
Но потом снова раздался «зов свыше».
– У меня уже были жена, дочка, квартира, двухэтажная дача, словом, вполне налаженная жизнь в Таразе, да и родители рядом. Но мне хотелось поехать в Алма-Ату. Попробовать себя там. Приехал, пришел в ТЮЗ, Преображенский согласился меня посмотреть, и… оставил в театре».
Все сразу не наладилось, конечно, жил в каморке, но с временными неудобствами смирялся. Чувствовал: Алма-Ата – его город…
Думаю, биография Евгения характерна для биографии человека творческого, ищущего, не желающего сидеть на одном месте. «Дорогу осилит идущий» – этот девиз вполне подошел бы к его жизни.
И вот уже почти 10 лет он алматинец, актер академического театра для детей и юношества Казахстана.
– Вы можете уже сказать: «Я родом из ТЮЗа?» – спросила я у него.
– Лет через десять я, наверное, скажу это определенно, – ответил Женя. – Пока же скажу так: моя первая школа была все же в Таразе, а здесь я реализовываюсь. Пока у меня нет желания идти и пробовать себя в каком-то другом месте. ТЮЗ – мой дом.
– Ваши любимые роли.
– У меня нет любимых ролей. Мне дают, я их играю. Есть маленькие роли, есть большие, в театре все важно одинаково, как говорилось в одной из пьес. Я с одинаковым удовольствием играю и Чацкого, и Качкарева в «Женитьбе», и почтмейстера Шпекина в «Ревизоре», и Гвидона в «Салтане», и зайца. Это наша тюзовская классика.
– Вы мне очень понравились в роли Принца в «Белоснежке». Такой милый симпатичный принц, по которому тоскует каждая юная девушка, вполне пара Наташе Луниной – Белоснежке… Мне понравилась и режиссерская находка Димы Скирты, когда вы с Белоснежкой, разговаривая, перекидывали друг другу шар, как будто отдавали кусочек сердца…
– «Белоснежка» – это тоже веха в моей биографии, пока новейшая… Кстати, Дима не очень сначала верил в меня – Принца. И на роль Гарольда в спектакле «Гарольд и Мод» я напросился. Он говорит: «Я тебя здесь не вижу. Будешь садовником или полицейским…» «Ну дай попробовать», – прошу… Дима хороший человек: дал.
– Мне ваш Гарольд понравился, вы мне показались достойным партнером Татьяны Тарской, а вот Дмитрий Мостовой из газеты «Караван» отнесся к вам более строго. Вот что он написал. «На фоне изумительнейшей Тарской ее партнер, исполнитель роли Гарольда Евгений Дубовик, выглядит как карлик супротив титана. Героиня есть, а героя нет – и это главная проблема спектакля… Что интересно, финал Евгению Дубовику удался. Раскачаться, разойтись, не умирать понарошку, а жить, жить, жить, как жила эта удивительная женщина – Мод».
– Я позитивно воспринимаю любую критику, она помогает актеру расти. Надеюсь, что я уже немного вырос в этой роли…
С этим мнением согласна и Татьяна Николаевна Тарская. «Женя Дубовик очень вырос с момента своего первого спектакля и продолжает расти, – говорит она. – Он постоянно совершенствуется, и я очень этому рада».
Одно время театр ставил спектакль по пьесе «Такая любовь» Павла Когоута, и в нем Евгений играл Милана Стибора. Спектакль интересен тем, что 40 лет назад по этой пьесе в ТЮЗе была знаменитая постановки А. Л. Мадиевского, которая буквально потрясла театральную Алма-Ату. Об этом я подробно пишу в этой книге. Не знаю, подозревали ли актеры и режиссер о знаменитом предшественнике своего спектакля, но Женя вспоминает его с удовольствием.
– Отличный спектакль. Героиню – Лиду Матисову – играла Лариса Фатеева. Мы людей цепляли…
Много самых разнообразных мнений было высказано и по поводу постановки «Горе от ума», которую современно (если не сказать модерново) поставила в театре Ольга Бобрик.А вот что говорит о своем персонаже артист Евгений Дубовик:
– Чацкий – современный делец, который приехал поправить свое материальное положение. Он не любит Софью. Чацкий просто хотел хорошо устроиться в обществе. Единственное его отличие от других заключается в том, что он не боится говорить то, о чем только думают другие.
Представляю шквал возмущения педагогов: «И это Грибоедов! И это «Горе от ума»! Кошмар!» Да, на мой взгляд, трактовка содержания пьесы и образов в спектакле крайне своеобразна, но, думаю, она имеет право на существование хотя бы для того, чтобы школьники, перечитав великую комедию, задумались и, отходя от трафаретного классического понимания пьесы, высказали здесь свое мнение. Хорошо было бы устроить в школах диспуты и на них пригласить актеров…
– У вас есть голубая мечта? – спросила я у Евгения.
– Нет у меня голубой мечты, я – человек приземленный. Пришел режиссер, строит свое видение, если видит меня, я играю эту роль. Я актер, и должен понять режиссера… Я пришел в театр, это мое ремесло. Главное, в каждую роль надо вкладывать свою душу… Если я играю зайчика, то горжусь этой ролью, если Чацкого – тоже горжусь…
– Ваши положительные и отрицательные качества.
– Отрицательные – вспыльчивость, агрессия. Если мне что-то не нравится, я этого человека не принимаю. А положительное – умею слушать, верю режиссеру.
– Что вы пожелаете театру в год его 65-летия.
– Театру я хочу пожелать спокойствия – давайте мирно трудиться и работать. Еще хочу пожелать побольше гастролей.
– Цитата, которая на сегодняшний день больше всего соответствует вашему настроению.
– Опять увидеть их мне суждено
судьбой!
Жить с ними надоест, и в ком
не сыщешь пятен?
Когда ж постранствуешь,
воротишься домой,
И дым отечества
нам сладок и приятен»
|